Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:42, контрольная работа
Логическая культура мышления является необходимым компонентом общей культуры личности, выражающаяся в точности, определенности используемых понятий, в последовательности и системности в изложении мыслей, а в конечном итоге — в обоснованности процесса рассуждения. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование во всех видах деятельности повышает культуру мышления человека, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Основная задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять правила и законы построения рассуждений и на этой основе мыслить более последовательно, доказательно, строго.
Введение
1Исторические и структурные (функциональные) формы логического знания
2Предмет логики. Логическая форма и логический закон
3Язык логики
Заключение
Логические задачи
Литература
Тема № 6. ЛОГИКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Введение 3
Заключение 22
Логические задачи 23
Литература 25
Введение
Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.
Логическая культура мышления является необходимым компонентом общей культуры личности, выражающаяся в точности, определенности используемых понятий, в последовательности и системности в изложении мыслей, а в конечном итоге — в обоснованности процесса рассуждения. Знание законов и форм мышления, их сознательное использование во всех видах деятельности повышает культуру мышления человека, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.
Основная задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять правила и законы построения рассуждений и на этой основе мыслить более последовательно, доказательно, строго.
Логика в переводе с греческого (logos) означает слово, понятие, разум, рассуждение. Сам перевод является по сути сжатым определением предмета логики. Логика - это наука о формах и законах правильного мышления. Синонимы слово, понятие, разум, рассуждение имеют прямое отношение к мыслительной деятельности.
Цель данной работы - рассмотреть предмет логики в системе культуры.
1 Исторические и структурные (функциональные) формы
логического знания
Логика — одна из древних наук. Ее истоки теряются в глубине веков. Основателем логики как науки по праву считается древнегреческий философ-энциклопедист Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Им были сделаны важнейшие открытия в области естественной логики, изложенные в нескольких трактатах, объединенных под общим названием «Органон». Аристотель исследовал разнообразные формы дедуктивных выводов, которые были названы им силлогизмами.
Успехи Аристотеля в изучении форм мышления стали возможны благодаря тому, что он решительно отделил их от содержания и рассмотрел в «чистом» виде. Для этого ему пришлось заменить в высказываниях конкретные имена буквенными обозначениями, в результате чего удалось выявить схемы элементарных рассуждений (умозаключений), отделить правильные от неправильных и сформулировать правила, соблюдение которых обеспечивает выведение из исходных высказываний необходимо вытекающих из них заключений. Аристотелевская теория логического вывода и по сегодняшний день составляет ядро содержания традиционной логики.
Используя буквенные переменные, Аристотель положил начало разработке метода формализации, к сожалению, вплоть до середины XIX в. не получившего дальнейшего развития. Логика Аристотеля, как и все его философское учение, была канонизирована и сохранялась в неизменном виде на протяжении 20 веков. Это обстоятельство дало повод И. Канту утверждать, что со времен Аристотеля логика не сделала ни одного шага вперед и ни одного шага назад и, по-видимому, имеет совершенно замкнутый и завершенный характер. Многовековой застой в развитии данной науки действительно наблюдался в средние века и отчасти в новое время. Однако это вовсе не значило, что после Аристотеля никто не занимался логическими проблемами.
Аристотель подробно исследовал только один тип логических отношений — между классами по принадлежности. Правда, сам он не вводил в свое учение понятие класса, а интерпретировал высказывание формы «А есть В» содержательно, как приписывание некому А некоего В. По этому поводу он писал: «Выражения «нечто одно полностью содержится в другом» и «нечто одно приписывается другому» обозначают одно и то же».
Второй тип отношений — между высказываниями по истинности — вскоре после Аристотеля исследовали представители стоической школы. В отличие от Аристотеля, который достиг высокой степени абстракции, введя переменные для имен, стоики сделали шаг вперед, применив переменные для обозначения нерасчлененных на имена высказываний и исследовав характер отношений между ними. Тем самым они положили начало разработке новой ветви логики, получившей в наше время название логики высказываний. Однако эти достижения стоиков были забыты и не востребованы на протяжении долгого времени [1, с. 19].
Несмотря на застой, который в период схоластики задел не только логику, логическая проблематика не переставала привлекать внимание крупнейших представителей философии. Новые идеи в этой науке были реализованы Росцелином, Ансельмом Кентерберийским (1033-1109), Пьером Абеляром (1079-1142), Дунсом Скотом, Вильямом Оккамом (1285-1349) и другими философами схоластического направления.
С переходом на стыке XVI—XVII вв. от кустарного производства к промышленному стало ускоренно развиваться естествознание. Мыслители этого периода видели несоответствие схоластизированной логики потребностям естествознания. Это осознание выразилось в идее создания новой логики, реализовать которую взялся английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626).
Ф. Бэкон исследовал и описал индуктивные методы получения новых знаний. Свою индуктивную логику он противопоставил логике Аристотеля, которую считал беспомощной для научных открытий, поэтому свой главный труд в противовес аристотелевскому «Органону» назвал «Новый Органон» (1620). Бэкон исходил из того убеждения, что логики изобретают методы научного исследования, которыми затем пользуются ученые-естествоиспытатели. На самом деле логики только открывают и доводят до сознания явления, составляющие содержание законов мышления. Созданием индуктивной логики Бэкон нисколько не преуменьшил заслуг Аристотеля. Он только дополнил его учение о дедуктивных умозаключениях учением о выводах на основе индукции. Позже, уже в XIX в., его соотечественник Джон Стюарт Милль (1806-1873) систематизировал открытые Бэконом методы выявления причинной связи между явлениями в работе «Система логики силлогистической и индуктивной» (1843) и с тех пор под названием бэконовских, или миллевских методов индукции они заняли прочное место в учебных пособиях по логике.
Крупный вклад в развитие логики внес немецкий философ и математик Г. Лейбниц (1646-1716). Благодаря применению к логическим отношениям математических методов, он создал исчисление классов, выявляя разнообразные варианты отношений между ними, затем это исчисление попробовал использовать для проверки правильности силлогизмов. Все это дало основание назвать Лейбница основателем математической логики. Именно ему обязана логика введением в ее арсенал таких понятий, как «исчисление», «функция», «модель», «переменная», «постоянная» и др. Идеи, вокруг которых концентрировалась философия Лейбница, — идея логического исчисления и идея универсальной символики — оказали заметное влияние на появление кибернетики, о чем писал сам ее создатель Норберт Винер. Однако только с середины XIX в. начинается, как это принято говорить, бурное развитие математической, или символической логики. Именно в это время, благодаря работам Дж. Буля (1815 — 1864), формальная логика приобретает соответствующий ее предмету метод формализации.
В основе логических исследований Буля лежит аналогия между логикой и алгеброй. Введя в качестве операций над классами сложение, умножение и отрицание, он построил строгое исчисление классов, которое в дальнейшем было названо алгеброй Буля. Она представляет собой абстрактную теорию любого множества объектов, на котором определяется семья названных выше операций и отношения в котором подчинены законам идемпотентности, коммутативности, дистрибутивности и др. Своим исчислением Буль подвел фундаментальную базу под математику и логику. Дальнейшее усовершенствование алгебры логики было осуществлено английским логиком У.С. Джевонсом (1835-1882), немецким логиком Э. Шредером (1841-1902), русским логиком П.С. Порецким (1846-1907). Булева алгебра, благодаря своей абстрактности и универсальности, легла в основу исчисления сугубо логических объектов — предикатов и высказываний. Трудами американского логика Ч. Пирса (1839-1914) и немецкого логика Г. Фреге (1848-1925) разрабатывается исчисление высказываний. Большой заслугой русского логика и математика И.И. Жегалкина (1869—1947) явилась дальнейшая разработка исчисления классов. Известный немецкий математик и логик Д. Гильберт (1862-1943) усовершенствовал метод формализации в применении к логическим операциям над высказываниями.
Современный вид математической логике придал английский философ и математик Бертран Рассел (1872—1970). В своих работах он обобщил и систематически изложил теорию исчисления высказываний и классов, создал теорию типов как научный инструмент, содействующий преодолению логических парадоксов. Свои исследования в области математической логики Б. Рассел совместно с А. Уайтхедом (1861—1947) изложил в трехтомном труде «Principia Mathematica», изданном в 1910—1913 гг. В этой работе математическая логика развивается методом аксиоматизации и формализации исчислений высказываний, классов и предикатов.
Кроме названных ученых, больших успехов в развитии формальной логики в ее символическом варианте достигли А. Тарский, А. Черч, С. Клини, У. Ку-айн, Р. Карнап, Я. Лукасевич, Е. Пост, Л.Э. Брауэр, Г. Вейль, А. Гейтинг, А.Н. Колмогоров, А.И. Мальцев, АА. Марков, П.С. Новиков, Н.А. Шанин, ДА. Боч-вар, В.И. Шестаков, В.А. Успенский, С А. Яновская и др. [1, с. 21].
Созданная трудами многих ученых современная формальная логика представляет собой разветвленную научно-теоретическую область знаний. Ее основные направления отличаются разным уровнем абстрактности, точностью применяемых методов и практической значимостью.
Современная формальная логика выросла из традиционной, удалившись вследствие своей высокой абстрактности от непосредственной мыслительно-речевой деятельности.
2 Предмет логики. Логическая форма и логический закон
Предметом формальной (традиционной) логики являются законы и формы правильного мышления.
Специфика логики в изучении человеческого мышления, в отличие от других наук, состоит в следующем:
Логическое мышление — это мышление, соответствующее определенным принципам, выработка которых и составляет одну из главных задач логики.
Понятие правильности мышления связывается в логике
по преимуществу с формальными аспектами мышления.
Перечисленные аспекты изучения логикой человеческого мышления дают возможность описать ее специфику как науки следующим образом:
• это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме [4, с. 6].
В процессе практической деятельности у каждого человека формируется свой логический опыт. В силу объективного неравенства логические навыки у одних людей более развиты и эффективны, а у других — проявляются слабо.
В связи с этим основная цель логики как учебной дисциплины — сформулировать и систематизировать принципы, методы, средства функционирования и регулирования интеллектуальной деятельности.
Это должно способствовать формированию определенного типа логической культуры и соответствующего ему стиля научного мышления.
Итак, логика изучает одну из систем человеческого организма - интеллектуальную систему, или систему мышления. Эта система, как и другие (обмен веществ, кровообращение, психическое реагирование) является функцией одного из материальных органов человеческого тела - мозга. Мышление без мозга невозможно. Однако природа мышления иная, чем, скажем, у процесса пищеварения или работы печени. Продуктом деятельности печени является материальное вещество - желчь. Продукт мышления - мысль, не является материальным продуктом. Она - идеальна, т. е. существовать в отрыве от мозга (разумеется, в чистом виде, а не в форме слова или текста) не может. Желчь зрима, т. е. ощутима. Мысль - незрима, она не воспринимается непосредственно органами чувств. Мысль отдельно от мозга - это гоголевский Нос, гуляющий по Невскому проспекту. Итак, мышление по природе своей - идеально. И эта природа указывает на предназначение мышления.
Человеческое мышление - не каприз эволюции и не автономная система человеческого организма. Оно является одним из способов адаптации человека к внешней среде и способом координации человеческой деятельности. Логическая адаптация достигается знаниями о мире и их глубиной. Совокупность этих знаний образует базу данных естественного интеллекта, т. е. сознания человека. Поэтому логическое ассоциируется с сознательным, осознанным. Получение знаний о мире называется познанием. Оно может протекать в разных формах: чувственное познание, абстрактное мышление, интуитивное озарение и др. (схема 1).
Схема 1. Уровни и формы познания
Познание есть процесс получения, накопления и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. В тесной связи с практикой развивается и познание.
Практика — это материальное освоение общественным человеком окружающего мира или отдельных его фрагментов.
Представляя собой сложный многоступенчатый процесс, познание человеком мира начинается с его ощущений. Ощущение — исходный элемент процесса познания, результат взаимодействий внешнего мира с органами чувств человека. В ощущении передаются отдельные признаки и свойства предметов, например температура воды, цвета радуги и т. п. Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. С помощью восприятия формируется целостный чувственный образ предмета. Углубляя познание, расширяя его параметры, восприятия служат необходимой ступенью при переходе к представлениям.