Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 14:51, лекция
Среди общелогических методов познания наиболее распространенными являются дедуктивный и индуктивный методы. Известно, что дедукция и индукция – это важнейшие виды умозаключений, играющие огромную роль в процессе получения новых знаний на основе выведения из ранее полученных. Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания.
Среди общелогических методов познания наиболее распространенными являются дедуктивный и индуктивный методы. Известно, что дедукция и индукция – это важнейшие виды умозаключений, играющие огромную роль в процессе получения новых знаний на основе выведения из ранее полученных. Однако эти формы мышления принято рассматривать также и как особые методы, приемы познания.
Дедукция (от лат. deductio – выведение)
– переход в процессе познания от общего знания о некотором
классе предметов и явлений к знанию частному и
единичному. Особенность дедукции как
метода познания, состоит в том, что истинность
ее посылок гарантирует истинность заключения.
Поэтому дедукция обладает огромной силой
убеждения и широко применяется не только
для доказательства теорем в математике,
но и всюду, где необходимы достоверные знания. Пример:
Индукция (от лат. inductio – наведение)- это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. Пример: грачи, которых мне доводилось видеть, чёрные, значит все грачи черне.
В процессе научного познания дедукция и индукция не применяются изолированно, обособленно друг от друга. Однако в истории философии предпринимались попытки противопоставить индукцию и дедукцию, преувеличить роль одной из них за счет уменьшения роли другой.
Индукция и дедукция - это две неразрывные стороны единого процесса познания, обе они важны и необходимы, одна без второй теряет свое значение и не может служить действенным орудием познания
Без предварительной индукции не была бы возможна никакая дедукция. Чтобы получить дедуктивный вывод, нужно иметь общее положение. Но общее положение не дано нам в готовом виде, оно является результатом исследования и обобщения единичных фактов. В формировании общего положения или правила всегда так или иначе участвует индукция. Поэтому в каком-то смысле можна сказать, что индукция предшествует дедукции. В свою очередь, индукция невозможна без дедукции. В индуктивном обобщении фактов всегда участвует и дедукция: во время исследования и затем обобщения частных актов мы обязательно ориентируемся на то или иное общее положение.
Простое индуктивное обобщение фактов теряет всякий смысл, если оно не связывается с их глубоким теоретическим анализом, не подтвержденное ранее установленными и проверенными на практике положениями, законами науки.
Каждый более или менее сложный мысленный процесс есть всегда дедуктивно-индуктивным. Но в конкретном познавательном акте дедукция и индукция могут поочередно выступать па первый план.
Умозаключение — это логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение — заключение (следствие).
В зависимости от того, существует ли между посылками и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений.
В дедуктивном умозаключении эта связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок.
В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком умозаключении заключение не следует логически из посылок и может содержать информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает поэтому достоверности выведенного из них индуктивно утверждения. Индукция даёт только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.
Индукция не даёт полной гарантии получения новой истины из уже имеющихся. Максимум, о котором можно говорить, это определённая степень вероятности выводимого утверждения.
Нельзя вместе с тем отождествлять дедукцию с переходом от общего к частному, а индукцию — с переходом от частного к общему. Дедукция — это логический переход от одной истины к другой, индукция — переход от достоверного знания к вероятному. К индуктивным умозаключениям относятся не одни обобщения, но и уподобления, или аналогии, заключения о причинах явлений и др.
Подчёркивая важность дедукции в процессе обоснования, не следует, однако, отрывать её от индукции или недооценивать последнюю. Почти все общие положения, включая, конечно, и научные законы, являются результатом индуктивного обобщения. В этом смысле индукция — основа нашего знания. Сама по себе она не гарантирует его истинности и обоснованности. Но она порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым сообщает им определённое правдоподобие, более или менее высокую степень вероятности. Опыт — источник и фундамент человеческого знания. Индукция, отправляющаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации.
Следует особо подчеркнуть, что попытки отрыва дедукции и индукции друг от друга неосновательны. На самом деле даже определения этих методов познания свидетельствуют об их взаимосвязи. Очевидно, что дедукция использует в качестве посылок различного рода общие суждения, которые невозможно получить посредством дедукции. А если бы не было общих знаний, полученных с помощью индукции, то были бы невозможны дедуктивные рассуждения. В свою очередь дедуктивное знание о единичном и частном создает основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов и получения новых обобщений.
Таким образом, в процессе научного познания индукция и дедукция тесно взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.