Модальная логика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:56, реферат

Описание работы

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков. Развитая политическая жизнь в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие имущественные и иные конфликты через суд – все это требовало умения убеждать людей, защищать свою позицию на различных народных форумах, в государственных учреждениях, судебных заседаниях и т.п.

Содержание работы

Введение … стр.3
Модальная логика … стр.5
О модальности суждений … стр.7
Эпистемическая модальность … стр.8
Деонтическая модальность … стр.10
Алетическая модальность … стр.12
Заключение … стр.14
Список использованной литературы … стр.15

Файлы: 1 файл

Логика.docx

— 33.58 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  (ФИЛИАЛ) РГСУ в г.САРАТОВЕ

 

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Логика»

На тему «Модальная логика»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

 Заочной формы обучения

сп-ти юриспруденция

Жданкин Е.П.

 

Проверил:

 Доцент Михайлова О.А.

 

 

Саратов 2012г. 

Содержание:

 

  1. Введение            … стр.3
  2. Модальная логика      … стр.5
  3. О модальности суждений         … стр.7
  4. Эпистемическая модальность    … стр.8
  5. Деонтическая модальность     … стр.10
  6. Алетическая модальность     … стр.12
  7. Заключение       … стр.14
  8. Список использованной литературы   … стр.15

 

Введение

Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

Логика относится к числу  древнейших наук, первые учения которой  о формах и способах рассуждений  возникли еще в цивилизациях Древнего Востока. В западную культуру принципы и методы логики вошли главным  образом благодаря усилиям античных греков. Развитая политическая жизнь  в греческих государствах-полисах, борьба разных партий за влияние на массы свободных граждан, стремление решать возникавшие имущественные  и иные конфликты через суд  – все это требовало умения убеждать людей, защищать свою позицию  на различных народных форумах, в  государственных учреждениях, судебных заседаниях и т.п.

В конце прошлого - начале нынешнего  века в логике произошла научная  революция, в результате которой  в корне изменились стиль рассуждений, методы, и наука как бы обрела второе дыхание.  Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.

Стихийно сложившиеся навыки логически  совершенного мышления и научная  теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о  человеческом мышлении - то, что кажется  на первый взгляд необычным и без необходимости усложненным. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская  наука и в настоящее время  представляет собой сложную систему  знаний.

 

 

Модальная логика.

Модальная (от лат. – способ, мера) логика — логика, в которой кроме стандартных логических связок, переменных и/или предикатов есть модальности (модальные операторы). Модальности бывают разные; наиболее распространены временны́е («когда-то в будущем», «всегда в прошлом», «всегда» и т. д.) и пространственные («здесь», «где-то», «близко» и т. д.). Кроме временных и пространственных модальностей есть и другие, например «известно, что» (логика знания) или «можно доказать, что» (логика доказуемости).

Модальная логика - область логики, посвящённая изучению модальностей, построению исчислений, в которых модальности применяются к высказываниям, наряду с логическими операциями, и сравнительному исследованию таких исчислений. "Модальные операторы" ("возможно", "необходимо" и др.) могут относиться как к высказываниям или предикатам, так и к словам, выражающим какие-либо действия или поступки. Интерес к проблемам модальной логики обусловлен прежде всего естественной связью, с одной стороны, между модальностями типа "необходимо" и понятием "логического закона" (т. е. тождественно истинного высказывания какой-либо логической системы), а с другой — между модальностями типа "возможно" и такими гносеологическими и общенаучными понятиями, как "(эффективно) осуществимо", "вычислимо" и т. п. Системы модальной логики могут быть интерпретированы в терминах многозначной логики (простейшие системы — как трёхзначные: "истина", "ложь", "возможно"). Это обстоятельство, а также возможность применения модальной логики к построению теории "правдоподобных" выводов указывают на её глубокое родство с вероятностной логикой.

Кроме "абсолютных" модальностей, в модальной логики приходится иметь  дело с так называемыми относительными, т. е. связанными с какими-либо условиями ("А возможно, если В", и т. п.); формализация правил обращения с ними не вызывает дополнительных трудностей и проводится с помощью аппарата ограниченных кванторов (с использованием предикатов, выражающих ограничительные условия, и логические операции материальной импликации). Системы модальной логики могут быть интерпретированы в терминах многозначной логики (простейшие системы — как трёхзначные: "истина", "ложь", "возможно"). Это обстоятельство, а также возможность применения модальной логики к построению теории "правдоподобных" выводов указывают на её глубокое родство с вероятностной логикой.

Первые исследования в  области модальной логики принадлежат  Аристотелю, который наряду с ассерторическими силлогизмами ввел в обращение модальные  силлогизмы, в которых хотя бы одна из посылок является высказыванием  типа «А необходимо принадлежит В», «А возможно принадлежит В». При этом необходимое Аристотель не считал возможным. Следующий шаг в развитии модальной логики сделал ученик Аристотеля Теофраст, который стал относить модальность к высказываниям в целом, а не к отдельным понятиям. Кроме того, он принял тезис: все необходимое возможно, что открыло дорогу к определению возможности через необходимость: «возможно А» эквивалентно «не необходимо не-А». В средние века  произошло разделение модальностей на модальности de dicto (о речи), относящиеся к высказыванию в целом, и модальности de re (о вещи), относящиеся к свойствам. Современные исследования модальной логики связаны во многом с именем К. Льюиса, построившего исчисления SI — S6.

 

О модальности  суждений.

В естественном языке суждения могут  характеризоваться не только как  истинные или ложные, но и  с других точек зрения. Такие характеристики содержат дополнительную информацию, которая выражает в одних случаях отношение говорящего к высказываемой мысли, в других – обоснованность знания, содержащегося в суждениях, в третьих – предписание, норму или правило, которое надлежит соблюдать. Подобные дополнительные характеристики выражают различные точки зрения на суждение в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой человек. В процессе аргументации и практических рассуждениях мы интересуемся не только истинной оценкой суждений, но дополнительно к этому стремимся узнать, насколько убедительны, а значит, обоснованны доводы оппонента в споре, являются ли они логически или фактически истинными и т.д. В этике и юриспруденции интересуются также нормами поведения людей в обществе, выясняют, что запрещено и разрешено этими нормами. Суждение как форма мышления содержит двоякого рода информацию – основную и дополнительную. Основная информация находит явное выражение в субъекте и предикате суждения, в логической связке и кванторах. Дополнительная информация относится к характеристике логического или фактического статуса суждения, к оценочным и другим его характеристикам. Такая информация называется модальностью суждения. Она может быть выражена отдельными словами, а может и не иметь явного выражения. В этом случае ее выявляют анализом контекста.

Модальность – это явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о степени его обоснованности, логическом или фактическом статусе, о регулятивных, оценочных и других его характеристиках.

Модальные характеристики суждений обычно выражают парными категориями:

·        необходимость – случайность,

·        обязанность - запрещение,

·        доказано – опровергнуто и т.п.

Далее следует рассмотреть важные для  правового мышления эпистемическую, деонтическую и алетическую модальности суждений.

 

 

Эпистемическая модальность             

 Эпистемическая модальность- термин происходит от греческого слова «эпистема», означавшего в античной философии высший тип несомненного, достоверного знания, это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени его обоснованности.

Эпистемические, (теоретико-познавательные) модальности, относятся к характеристике знания и выражаются в терминах: «доказуемо», «опровержимо», «неразрешимо», «вероятно», «сомнительно» и т.п. В ходе спора или дискуссии мы можем оценивать, доводы оппонента как убедительные или сомнительные или даже определить степень их вероятности. Подобные модальные понятия дают дополнительную информацию о характере знания, содержащегося в суждении, кроме его истины или лжи. Понятие высказывания зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их понятия.

·        Первый тип – это основанные на мнениях суждения, выражающие веру.

По эпистемическому статусу вера – это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.

·        Второй тип – логически обоснованные суждения, выражающие знание.

Знание, фактор логического воздействия  – это принятие суждения как истинного  или ложного в силу его обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое  суждение логически вытекает как  следствие, где К – модальный оператор, означающий «знание».

По степени обоснованности среди  знаний различают два непересекающихся класса суждений: достоверные и проблематичные.

1.     Достоверные суждения – это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Модальность можно выразить с помощью двух операторов:

·        Доказанности (верифицированности) – V.

·        Опровергнутости (фальсифицированности) – F.

2.     Проблематичные суждения – это суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности. Точно не установить истинность или ложность таких суждений, то они лишь могут быть таковыми. Их и называют: проблематичные, правдоподобные, вероятные.

Обоснованность суждения, выражаемая в соответствующей мотивировке, должна быть ведущим фактором, определяющим формирование субъективной уверенности, без которой также не бывает раскрытия  истины.

 

Деонтическая модальность             

 Деонтическая модальность – термин заимствован из греческого языка и означает «обязанность», это выраженная в суждении просьба, совет, приказ или предписание, побуждающее кого-либо к конкретным действиям.

Деонтические (нормативные) модальности указывают на тип предписываемых в суждении действий и выражаются в терминах: «разрешено», «не разрешено», «обязательно», «безразлично» и др.

Среди предписаний следует выделить нормативные предписания, включающие и нормы права.

Норма права – это официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде, неисполнение которых влечет применение юридических  санкций.

Явно или неявно выраженные в  правовой норме компоненты:

·        авторитет – орган, установивший норму;

·        адресат – лица, которым надлежит исполнять предписание;

·        диспозиция – подлежащее исполнению действие;

·        деонтическая характеристика нормы – определенный тип предписания;

·        санкция – юридические последствия неисполнения предписания.

Наибольший интерес для модального анализа деонтическая характеристика нормы как регулятора правоотношений. В правовом отношении праву всегда   соответствует обязанность, и наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право. Право и обязанности как фундаментальные характеристики правоотношения выражают с помощью деонтических операторов:

·        O – обязывание;

·        F – запрещение;

·        P – разрешение.

В соответствии с деонтическими операторами среди норм права различают:

1.     правообязывающие – нормы формируются с помощью слов: «обязан», «должен», «признается» и другие.

2.     правозапрещающее – нормы формируются с помощью слов: запрещается, не вправе, не может, не допускается и других.

Информация о работе Модальная логика