Молодая семья как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Молодость - трудный возраст. Человек стоит на перекрестке. Еще нет полной самостоятельности, а есть зависимость от родителей, преподавателей, фортуны конкурсных экзаменов. Старшие учат, дают советы, но вместе с тем часто ограничивают самостоятельность, личную инициативу, поиск. Постоянна опека родных, близких, знакомых, преподавателей. Все не только делятся своим жизненным опытом, но и настойчиво навязывают его. Навязывают также свое решение, свое понимание, свои вкусы и пристрастия, свои взгляды и убеждения.

Содержание работы

Глава 1. Молодая семья: понятие и основные проблемы. 6
1.1. Молодая семья: понятие, сущность, тенденция развития 6
1.2. Проблемы молодых семей. 13
Глава 2. Особенности социальной работы с молодой семьей. 19
2.1.Формы и методы социальной работы с молодой семьей. 19
2.2. Структура и задачи социальной работы с молодыми семьями. 28
Заключение. 36
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

молодая семья как объект социальной работы.docx

— 70.40 Кб (Скачать файл)

 

Широкая сеть консультаций по различным вопросам, обучение и  организация избавления от вредных  привычек - те направления работы с  молодежью, которые могут помочь в решении проблемы сохранения молодой  семьи.

 

Составной частью структурных  проблем является функция - расширение семьи.

 

К числу важнейших отрицательных  явлений современности, кроме неустойчивости брака, относится и резкое снижение рождаемости. 18-20 % супружеских пар  в настоящее время имеют одного ребенка, нормальная семья должна иметь 2-3 детей.

 

Круг причин достаточно широк: от материально-экономических трудностей молодой семьи (отсутствие собственного жилья, недостаточное количество детских  дошкольных учреждений, низкие пособия  матерям, находящимся в отпуске  по уходу за ребенком) до медицинских  проблем (бесплодие и другие заболевания).

 

Данные выборочного обследования, проведенного Центром по изучению проблем  народонаселения МГУ в 1991 году, уже  на тот период, когда не наблюдался нынешний упадок экономики, деструкции общества, обнищание населения и  люди имели надежду на будущее  и верили в лучшее, показали уже  в первый год реформ, что выявленная в исследованиях 70-80-х гг. тенденция  к снижению желаемого и ожидаемого числа детей и ориентация молодых супругов на многодетную (одно-двухдетную) семью усилились под влиянием условий переходного периода. У же в 1991 году, когда глубину предстоящего падения рождаемости еще трудно было оценить, однодетные московские семьи существенно скорректировали свои репродуктивные планы, ожидая в среднем иметь всего 1,36 (136 детей на 100 семей), Семей, решивших ограничиться единственным ребенком, оказалось 75,1 %, двоих и более намеривались иметь только 28,7 %, в том числе троих и более - 1,9 %. Изменения репродуктивных планов было отмечено и другими исследованиями. Данные пятипроцентной микропереписи населения России, проведенной в январе 1994 года, так же не являются оптимистичными: из женщин 18-44 лет, не имевших на момент опроса детей, не собирались иметь детей 24 %; 41 % - предполагали рождение только одного ребенка; 31 % - двоих и лишь 3,4 % - троих детей. Полная реализация таких планов даст лишь1,12 ребенка на одну женщину. Из числа женщин, уже имеющих одного ребенка, не планировали рождение второго - 76 %, а среди двухдетных матерей не имели намерений заводить третьего 96 %.

 

Репродуктивные планы  семей дают достаточно надежный прогноз  будущей рождаемости - примерно на девяносто  пятипроцентном уровне. Более низкие репродуктивные желания и планы  молодых российских семей дают основания  предполагать в дальнейшем снижение рождаемости. Трудно ожидать иных, более  оптимистичных социально-демографических  показателей при том экономическом  спаде, который продолжается в России.

 

Вместе с тем ребенок  в молодой семье появляется, как  правило, рано, что не только ставит перед семьей массу трудно разрешимых проблем, но и дает существенный рост родовым травм, различных детских  аномалий и пр.

 

Информационно-просветительская работа, которая могла бы дать огромный эффект в решении этой проблемы, ведется на низком уровне, либо силами педагогических коллективов, которые  в настоящее время утратили силу своего воспитательного воздействия, либо различного рода малыми предприятиями. которые основные усилия концентрируют на предоставлении молодежи информации о технике сексуальных отношений.

 

Основное внимание следует  обратить на проблему усыновления (удочерения) детей из детских домов. Молодые  родители, имеющие явные противопоказания для рождения собственного ребенка  и психологически готовые взять  ребенка из детского дома, оказываются  нередко не в состоянии на это  решиться. У многих бездетных родителей  возникают проблемы, незнание собственных  возможностей, неуверенность в себе, неумение прогнозировать ситуацию, неумение сформулировать свои ожидания и желания  в отношении ребенка, боязнь изложения  своих желаний, так как их могут  рассмотреть как предъявление претензий. Для снятия этих проблем нужен  психологически грамотный посредник, который может при необходимости провести диагностику супругов и детей, проконсультировать семью, помочь в выборе оптимального варианта дать рекомендации по вопросам общения и воспитания.

 

Недостаточная информированность  о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения  родителей, нередко приводит к глубоким конфликтам между семьей, усыновившей  ребенка, и самим ребенком. Подготовка родителей к усыновлению - также  одно из совершенно неразработанных  направлений социальной помощи населению.

 

Кроме проблем, связанных  с созданием и сохранением  структуры семьи, можно выделить группу проблем, касающихся тех функций, которые должна осуществлять нормальная семья, рассмотрим вторую группу функциональных проблем. Остановимся на тех функциях, которые подвергаются наибольшему риску именно в молодежной семье: хозяйственно-потребительской (материально-экономической), коммуникативной (психотерапевтической, социально-психологической), педагогической (воспитательной, обучающей), реактивной. Одной из самых важных функций семьи является материально-экономическая. В материально-экономические проблемы молодой семьи входят: трудности с получением жилья, устройством детей в дошкольные учреждения, снижение уровня материально-финансовой обеспеченности и т.д.

 

В тяжелом положении в  этом отношении находятся те семьи, члены которых заняты в так  называемой непроизводственной сфере (народное образование, здравоохранение, сфере обслуживания), предприятия  и учреждения которой не имеют  собственного жилищного строительства  ведомственных дошкольных учреждений.

 

Социальное и нравственное неблагополучие в первую очередь  отражается на жизни семьи. Современная  семья оказалась в тяжелом  материальном положении. Это относится  к любой семье: семье рабочего, интеллигента, студенческой, пенсионеров  и т.д.

 

Во-первых, для большинства  семей характерно неуклонное снижение жизненного уровня. Многие семьи оказались  за чертой бедности, достигая в отдельных  типах семей опасной угрозы здоровью детей, беременных, кормящих матерей. За последние десять лет более чем  в шесть раз возросла заболеваемость беременных женщин анемией, почти в  четыре раза - болезнями мочеполовой  системы, в 1,8 раза - болезнями системы  кровообращения и гестозами. Высокое число осложнений беременности и родов - основная причина ухудшения здоровья новорожденных.

 

Большой процент семей  в 1994 году был на грани бедности, доказывая это, можно привести статистические данные по Новосибирской области  на данный год.

 

Учитывая, что стоимость  «минимальной потребительской корзины  на 1 ноября 1994 года в России составляла 108 тысяч рублей, будем считать  доход в100тысяч гранью, ниже которой  лежит «бедность», выше - «средний достаток», а более 1 миллиона рублей на одного члена будет доходом современной  богатой семьи. Эта градация позволяет  увидеть, что 30 % молодых семей в  Новосибирской области в 1994 году находились за порогом бедности, 45 % имели средний уровень доходов  и лишь 1 % составляли семьи, которые  имели весьма приличный уровень  жизни. При этом наиболее жесткий удар материального неблагополучия испытывали самые молодые семьи (в возрасте от 18-25 лет). Среди них самые «бедные» составляли 40 %, «средние» - 23 %. В особом положении студенческие семьи с детьми. В большинстве случаев они иждивенцы родителей. В условиях финансового кризиса эти цифры неуклонно растут. Материально-экономические проблемы в молодой семье выдвигаются на первый план.

 

Во-вторых, в связи с  безудержным ростом цен и невозможностью рационального планирования семейного  бюджета, главной проблемой становится проблема выживания.

 

И, в-третьих, материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, то есть те, которые являются сущностными  в семейной жизни, тем самым ущербно  трансформируя молодую семью  в ее ценностных ориентациях.

 

Экономическое состояние  общества не только напрямую влияет на жизнь семьи. Есть и еще и скрытое, опосредованное воздействие данного  фактора на внутрисемейные отношения. В молодой семье (как и в  любой другой) увеличивается число  конфликтов. Внешние обстоятельства влияют через восприятие каждого  супруга. Специалисты отмечают, что  в материально более обеспеченных семьях конфликты, как правило, связаны  с различными проблемами супружеских  отношений и воспитания детей, а  в малообеспеченных семьях к этим конфликтам прибавляются конфликты, обусловленные  разного рода финансовыми проблемами. Безусловно, сложная экономическая  ситуация в обществе отражается на семье неоднозначно. Усложнение материальных проблем одни семьи дестабилизирует  и разрушает, другие, напротив, укрепляет. «Высокий уровень благосостояния может  быть в семье и «цементом» и  яблоком раздора, а плохие материальные, жилищные условия вполне могут не только разъединять, но и сближать, сплачивать супругов». Современная молодая семья может быть крепка за счет внутренних сил, а это - чувство долга, любви, уважения, ответственности, что определяется стилем взаимоотношений в семье. Это зависит от уровня культуры, особенно нравственной, от глубины чувства, связывающего супругов, от понимания значимости семьи для человека.

 

Следующая функция, которая  относится к функциональным проблемам - реактивная функция. Реализация реактивной (досуговой) функции семьи в нашем  обществе ограничена, прежде всего, в  связи с особенностями государственной  социальной политики на протяжении многих десятилетий. Следствием чего явилась  сложившаяся у нас низкая культура досуга, которая в настоящее уже  выступает в качестве самостоятельной  причины неудовлетворительного  исполнения данной функции, особенно в  среде молодежи.

 

Наиболее остро она  сказывается на наименее защищенных группах молодежного населения: детях и женщинах, находящихся  в декретном отпуске или отпуске  по уходу за ребенком (до 3-х лет).

 

Женщины, находящиеся в  декретном отпуске, практически  выключенные из профессиональной и  производственной среды, лишаются привычных  способов в сфере общения. Это  нередко отрицательно сказывается  и на психологическом климате  в семье, и на здоровье и эмоциональном  состоянии будущей матери и ее ребенка.

 

Не меньше трудностей испытывают и молодые матери, особенно родившие первого ребенка: любая трудность  и неизвестность возрастает у  них в проблемы, нищенское пособие  не позволяет обеспечить нормальный уход за ребенком, постоянная «привязанность»  «к четырем стенам» приводит к  росту раздражительности, субъективной усталости, подозрительности и массе  других отрицательных последствий. По статистическим данным даже работающая женщина тратит на семью времени  в среднем в 2,5 раза больше, чем  мужчина.

 

Чтобы исправить это положение  необходимо создавать женские клубы. Это и организация досуга, обеспечение  подготовки женщин к родам, получение  минимальных навыков обращения  с будущим и уже родившимся ребенком, женщины в этом клубе  могли бы обмениваться житейским  опытом и необходимой информацией, совместно решать многие проблемы.

 

Возможности нормальной организации  досуга молодой семьи ограничиваются и тем, что именно в свободное  время родителей дома находятся  дети, а лишь не многие молодые семьи  имеют неработающих бабушек. Причем проблема состоит не только в том, чтобы оставить ребенка с кем-то под присмотром. Этого может быть достаточно только для малышей до 2-3 лет. Необходимо также организовать и досуг самих детей. Перспективным  направлением может быть организация  вечерних детских садов, в которых  сами же родители могли бы время  от времени дежурить, вечерних школ, в которых дети бы не просто проводили  время, но и развивались по соответствующей  общей или индивидуальной программе.

 

Не меньшие трудности  представляет и организация досуга всей молодой семьи в целом. Медиками и психологами отмечается рост за последние годы так называемых неврозов «субботы и воскресенья». Решение этой проблемы может существенно сказаться на проблеме сохранения семьи, учитывая, что мужчины вообще подвержены действию различных стрессовых ситуаций и менее приспособлены к резким и длительным отрицательным эмоционально насыщенным воздействиям.

 

Одна из важнейших функций  семьи - обеспечение психофизиологического  комфорта всех ее членов, создание психологического убежища. Основной угрозой выполнения этой функции является нарушение  взаимоотношений.

 

Нарушение взаимоотношений  в семье - одна из ведущих причин разводов, роста нервных и нервно-психических  заболеваний, проблем воспитания и  усугубление детского положения  в семье. Сложная система отношений  и самые разнообразные их нарушения  характерны именно для молодой семьи, в которой супругам не более 35 лет.

 

Специфика супружеских отношений  в нашей стране заключается в  том, что по содержании. они неофициальные, а по форме - официальные. Это накладывает свой отпечаток на характер взаимоотношений между супругами.

 

Не меньшую сложность  представляет и нарушенные отношения  между другими членами семьи. Ранние браки, а следовательно молодые прародители, плохо решаемая жилищная проблема приводят к тому, что молодые семьи вынуждены жить в одной из родительской семей, а неоконченная учеба, плохое материальное положение молодых вынуждает их постоянно обращаться за помощью (в виде денег, услуг, материальных благ) к родителям, которые часто сами работают или подрабатывают. Все это нередко усугубляет отношения между семьями молодыми и старыми, для решения данной проблемы требуется квалифицированная помощь.

Информация о работе Молодая семья как объект социальной работы