Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:01, контрольная работа
Контрольная работа по предмету "Логика".
Минский филиал государственного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования «Московский |
Минский филиал МЭСИ |
Контрольная работа
По дисциплине «Логика»
Студент Боровой К.А гр.АУ-95 20 октября 2012 Руководитель доцент Елисеев А.Б на кафедре ______________________________ | |
Минск 2012 г. |
1)Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.
В отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь при этом от того конкретного содержания, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строения, структуры, то есть внутренней закономерной связи элементов, составляющих форму мысли.
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, научных теориях, гипотезах и т.п., имеющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с решением нетривиальных задач. Способность к решению нетривиальных задач означает, что мышление, как и процесс трудовой деятельности, лежащий в основе формирования мыслительной деятельности, является целеустремленным, активным, связанным с открытием нового, с принятием соответствующих решений, с подчинением ближайшей цели конечному результату, с изобретением и применением различных мыслительных средств для достижения этого результата.
Мышление неразрывно связано с мозгом, но не может быть полностью объяснено физиологией высшей нервной деятельности. Мысли сами по себе, вне головы человека не существуют, их не встретить в вещественном виде в окружающей природе, да и в голове человека мыслей самих по себе не найти, потому что мысли – лишь свойство особым образом организованной материи (серого вещества мозга).
Мышление опирается на чувства, как на базу данных, оно позволяет человеку продвинуться глубже в познании мира, отвлекаясь от несущественных чувственных данных и сосредоточиваясь на главном, существенном, указывающем на причину.
Мышление выражается:
-
ощущениями и восприятиями, на
базе которых формируется
-
прошлым опытом, благодаря чему
внешние причины (объекты
-
познанием чувственно-
Мышление – продукт не только биологической эволюции человека, но и его развития как общественного существа. Мышление возникло в процессе коллективной трудовой деятельности людей. Оно имеет общественную природу и по особенностям своего возникновения, и по способу функционирования.
Изучая «что из чего следует», логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления:
- независимо от того, о чем идет речь, нельзя что-либо одновременно и утверждать и отрицать;
-
нельзя принимать некоторые
- невозможное не является возможным, доказанное – сомнительным, обязательное – запрещенным и т.п.
Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция (процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик), анализ (разделение объекта на составные части, стороны, свойства), синтез (объединение полученных в результате анализа частей объектов, их сторон или свойств в единое целое, формулирование задач и поиски их решения, идеализация (процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, не существующих и не могущих существовать в действительности, но сохраняющих некоторые черты реальных объектов), усмотрение в изучаемых объектах неочевидных сходств и различий, выдвижение гипотез и т.п.
Понимание наступает тогда, когда находятся средства, способы материализации находящихся в голове мыслей, и это материальное, то есть слова и предложения, а короче – язык, или иные знаковые системы, являющиеся по природе своей материальными, мы передаем на любое расстояние.
Мышление
человека осуществляется в теснейшей
связи с речью, его результаты
фиксируются в языке. Мысли сами
по себе не имеют вещественно-телесной
формы выражения, т.е. не существует
мыслей в виде некоего самого по
себе существующего тела. В силу
своей идеальности мысли
Мышление
и язык исторически и генетически
формировались в
Мышление
может быть вербальным и невербальным.
Невербальное мышление осуществляется
с помощью наглядно-
Тем самым, язык выступает в нескольких функциональных значениях: он является знаковой системой по обозначению, по замещению предметов, явлений, процессов действительности, и в то же время он носитель (выразитель) мыслей об этих предметах. Отдельная мысль о предмете не может отразить все бесконечное многообразие присущих ему признаков и свойств, поэтому она отражает только наиболее важные, общие и в то же время отличительные, одним словом – существенные. Существенными являются те, которые отражают природу предмета, его внутренние, главные, коренные, необходимые свойства, изменение которых качественно меняют сам предмет.
Но единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу – национален. Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным жизненным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.
Под языком мы понимаем не только естественный, но и любой другой, в том числе искусственный язык графических, звуковых, тактильных и прочих символов, знаков, сигналов, иероглифов и т.п.
Естественные возникают в процессе общения членов некоторой социальной группы (например, этнические языки). Естественные языки – главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления.
Искусственные создаются людьми для каких-либо специальных целей, они, так или иначе, связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, программировании, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Характерной особенностью искусственных языков является однозначная определенность их словаря, правил образования и значения.
Искусственные языки различают по специализации и назначению, а также по степени сходства с естественными языками.
Неспециализированные искусственные языки, как правило, общего назначения, например: эсперанто – международный язык, созданный на основе грамматических и лексических элементов западноевропейских языков.
Специализированные
искусственные языки –
Таким образом, язык тесно связан с мышлением и действительностью не может быть понят вне этой связи. Он должен рассматриваться в контексте целого ряда проблем, связанных с познанием и общением; важна не только логическая, но и гносеологическая и социальная проблематика языка.
2) Приведите примеры нулевых, единичных и общих понятий.
Нулевые понятия: Понятия, объёмы которых
отражают пустые предметные области
Примеры: несжимаемая жидкость, идеальный
газ, русалка
Единичные понятия: Понятия, отражающие
единственный предмет, явления, процесс
Примеры: Луна, первый космонавт, Альберт
Эйнштейн
Общие понятия: Понятия, объемы которых
отражают два и более однородных предмета
Примеры: студент, президент, спутник земли.
3) Запишите на языке исчисления предикатов следующие высказывания:
-Все члены Шенгенского союза являются европейскими государствами.
-Некоторые зачеты являются дифференцированными.
-Некоторые грибы не являются съедобными.
-∀х(S(x)→P(x))
-∃х(S(x)&P(x))
- ∃х(S(x)& P(x))
Информация о работе Мышление и язык. Естественные и искусственные языки