Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:35, реферат
Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Методологические принципы вырабатываются чаще всего на основе мировозренческих принципов и законов в процессе познания и практики.
Введение…………………………………………………………………....3
1. Определение суждения…………………………………………………4
2. Понятие нормы……………………………………………………...7
3. Состав нормы и суждения……………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...15
Список используемой литературы ………………………………….......16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Определение суждения…………………………
2. Понятие нормы……………………………………………
3. Состав нормы и суждения…………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………….......16
Введение
Логика выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Методологические принципы вырабатываются чаще всего на основе мировозренческих принципов и законов в процессе познания и практики.
Понятие «суждение» происходит от «судить» (рассуждать) и обозначает такую форму мышления, посредством которой, сочетая понятия, что-либо утверждают или отрицают о самих реальных вещах и явлениях, и называется суждением. Первоначально судить о мире человек начинает, опираясь на чувственный опыт. Но именно в ходе рассуждения полученный опыт и становится знанием. Назначение суждений — точно отражать действительность. Цель работы – изучить суждения и нормы в логике. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие нормам;
- дать понятие суждениям;
- исследовать состав суждений;
- изучить логическую структуры нормы.
1. Определение суждения.
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.
Существует два главных определения суждения:
Суждение в логике выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия (субъект и предикат)[1].
В суждении мысль выкристаллизовывается.
Суждение соотносит понятие с
предметом и вместе с тем с
его предикатами с помощью
связки «есть», которая всегда направлена
на абсолютную значимость утверждаемого
положения вещей. Ибо для истинного
суждения характерно, что нельзя допустить
ничего противоречащего этому суждению
и одновременно обладающего значимостью.
Если существуют условия данного
положения вещей, то благодаря суждению
эти условия сополагаются столь
же категорично, как и само положение
вещей. Внутренним, неотъемлемым качеством
всякого суждения является то, что
оно заключает в себе связь
с содержанием всех возможных
субъектов познания, всех возможных
положений вещей и необходимых
условий. Эта совокупность всех возможных
субъектов, положений дел и необходимых
условий управляется одним
Кант в «Критике чистого разума» различает следующие виды суждений: 1) по количеству – общие, частные и единичные;
2) по качеству – утвердительные, отрицательные, бесконечные;
3) по отношению – категорические, гипотетические, разделительные;
4) по модальности – проблематические, ассерторические, аподиктические.
Аналитическими, или объясняющими, суждениями являются, по Канту, суждения, предикат которых уже заранее содержится в субъекте («все тела протяженны»); синтетическими, или расширяющимися, суждениями – суждения, прибавляющие к понятию субъекта предикат, который еще не подразумевается в знании о субъекте («все тела обладают весом») [5].
Истинные – это такие суждения, в которых связь понятий правильно отражает реальные свойства предмета.
2.Понятие норм
Понятие нормы разрабатывается в деонтической логике- разделе логике, исследующем логическую структуру и логические связи нормативных высказываний (норм). Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, деонтическая логика отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние. Особенностями деонтической модальности является то, что она распространяется только на деятельность людей, на нравственные и правовые нормы их поведения в обществе.
Деонтическая логика- (от греч. deon — должное, правильное), или Логика норм, нормативная логика — раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний (норм). Анализируя рассуждения, посылками или заключениями которых служат такие высказывания, Д.л. отделяет необоснованные схемы рассуждений от обоснованных и систематизирует последние.
Д.л. слагается из множества систем, или «логик», различающихся используемыми символическими средствами и доказуемыми утверждениями. Вместе с тем эти «логики» имеют общие черты. Предполагается, что все многообразные нормы имеют одну и ту же структуру. Выделяются четыре структурных «элемента» нормы: характер — норма обязывает, разрешает или запрещает; содержание — действие, которое должно быть, может быть или не должно быть выполнено; условия приложения; субъект — лицо или группа лиц, которым адресована норма. Не все структурные элементы нормы находят выражение в символическом аппарате Д.л.
Подход Д.л. к структуре норм является предельно общим. Это позволяет распространить ее законы на нормы любых видов, независимо от их частных особенностей. Правила игры и грамматики, законы гос-ва и команды, технические нормы, обычаи, моральные принципы, идеалы и т.д. — нормы всех этих видов имеют одинаковую логическую структуру и демонстрируют одинаковое «логическое поведение». В Д.л. понятия «обязательно», «разрешено» и «запрещено» обычно считаются взаимно определимыми.
В Д.л. имеют место закон деонтической непротиворечивости (выполнение действия и воздержание от него не могут быть вместе обязательными), закон деонтической полноты (всякое действие или обязательно, или безразлично, или запрещено), законы: логические следствия обязательного — обязательны; если действие ведет к запрещенному следствию, то само действие запрещено, и т.п.
Если Д.л. строится как расширение логической теории действия, различаются действие и (сознательное) воздержание от действия, не равносильное простой бездеятельности. Если в основу Д.л. положена логика взаимодействия, проводится различие между типами деятельности, связывающей двух субъектов (предоставление какого-то объекта, навязывание его и т.п.).
В соответствии с «Юма принципом» невозможен логический переход от утверждений со связкой «есть» к утверждениям со связкой «должен». Ни одна из существующих деонтических систем не нарушает данный принцип и не санкционирует переходов от описательных посылок к нормативным заключениям. Невозможным считается и логический вывод описательных высказываний из нормативных. Нарушающий якобы это положение «принцип Канта»: «Если должен, то может» (обязательность действия влечет его логическую возможность или выполнимость) — не является на самом деле контрпримером. В нем фигурирует не обязывающая норма, а описательное высказывание о ней.
Попытки свести Д.л. к логике описательных высказываний не увенчались успехом. Более плодотворным является истолкование норм как частного случая оценок. Норма представляет собой групповую оценку, подкрепленную угрозой наказания (санкции), т.е. социально навязанную и социально закрепленную оценку. «Обязательное действие А» можно определить так: «Действие А оценивается положительно, и хорошо, что уклонение от этого действия сопровождается наказанием». Такое определение нормативных понятий через оценочные позволяет свести деонтические модальности к аксиологическим модальностям и Д.л. — к оценок логике.
Д.л. нашла уже достаточно широкие и интересные приложения. Понимание логических характеристик норм необходимо для решения вопросов о месте и роли норм в научном и ином знании, о взаимных связях норм и оценок, норм и описательных высказываний и т.д. Знание логических законов, которым подчиняется моральное, правовое, экономическое и всякое иное рассуждение, использующее и обосновывающее нормы, позволяет сделать более ясными представления об объектах и методах наук, оперирующих нормами, оказать существенную помощь в их систематизации. Распространяя формальные критерии рациональности на область нормативного рассуждения, Д.л. позволяет дать аргументированную критику концепциям, утверждающим алогичность такого рассуждения и настаивающим на невозможности сколь-нибудь убедительного обоснования моральных, правовых и иных норм и их систем
Источником филос. и методологического интереса является также то, что Д.л. заставляет по-новому взглянуть на ряд собственно логических проблем. В частности, построение логической теории нормативных высказываний, не имеющих истинностного значения, означает выход логики за пределы «царства истины», в котором она находилась до недавних пор. Понимание логики как науки о приемах получения истинных следствий из истинных посылок должно в связи с этим уступить место более широкой концепции логики.
Структура и логические связи Н. в. изучаются деонтической логикой (логикой норм). Она исходит из представления, что все нормы, независимо от их конкретного содержания, имеют одну и ту же структуру. Каждая норма включает четыре "элемента": содержание - действие, являющееся объектом нормативной регуляции; характер - норма обязывает, разрешает или запрещает это действие; условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; субъект - лицо или группа лиц, которым адресована норма. Не все эти структурные элементы находят явное выражение в языковой формулировке Н. в. Но это не означает, что они не обязательны. Без любого из них нет нормы и, значит, нет выражающего ее Н. в.
Область норм крайне широка; между нормами и тем, что ими не является, нет ясной границы. Самым общим образом нормы можно разделить на правила (правила игры, грамматики, логики и математики, обычая и ритуала и т. п.), предписания (законы государства, команды и т. п.), технические нормы, говорящие о том, что должно быть сделано для достижения определенного результата. Помимо этих основных групп к нормам относятся также обычаи ("Принято, чтобы младшие приветствовали старших первыми"), моральные принципы ("Не будь завистлив") и правила идеала ("Солдат должен быть стойким"). Эти виды норм занимают как бы промежуточное положение между главными видами.
Сложность отличения Н. в. от высказываний иных видов, и прежде всего от высказывания описательного, во многом связана с существованием высказываний, выполняющих сразу несколько функций или меняющих свою функцию от ситуации к ситуации. В частности, нормы почти не встречаются в научных теориях, ко-торые не ставят своей специальной задачей их выработку и обоснование. В обычные теории нормы входят, как правило, в виде "смешанных", описательно-нормативных (или дескриптивно-прескриптивных) утверждений. Очевиден, в частности, двойственный характер наиболее общих принципов теории. Не являются нормативно нейтральными и все иные законы теорий и даже лежащие в их основе факты.
Нормы представляют собой частный случай оценок: это социально апробированные и социально закрепленные оценки. Средством, превращающим позитивную оценку действия в норму, требующую его реализации, является угроза наказания, или санкции. "Обязательно действие А" можно определить как "Делать A хорошо, и позитивно ценно, что воздержание от этого действия ведет к наказанию". Н. в. является, таким образом, особым случаем оценочного высказывания.
Нормы как оценки, стандартизированные
с помощью санкций, являются частным
и довольно узким классом оценок.
Нормы касаются действий или вещей,
тесно связанных с
Как и всякое оценочное высказывание, Н.в. не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует отношение между высказыванием описательным и действительностью. Нормы не являются дескриптивными, они не употребляются для описания и описывают постольку, поскольку это необходимо для выполнения основной функции - предписания.
Вопрос о том, приложимы
к нормам термины "истинно" и "ложно"
или нет, был и остается предметом
споров. Во многом они связаны с
тем, что значительное число языковых
выражений имеет двойственный, описательно-нормативный
характер. Таковы, в частности, моральные
нормы, которые не только предписывают
определенное поведение, но и опосредствованно
описывают сферу моральной
Как говорит "Юма принцип", из высказывания со связкой "есть" невыводимо логически высказывание с "должен". Положение, что нормативное заключение не может быть выведено из чисто описательных посылок, деонтическая логика дополнила утверждением о невыводимости описаний из норм. Отсутствие между Н. в. и описательными высказываниями связи логического следования не означает, конечно, что между этими типами высказываний вообще нет связи.