Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:42, контрольная работа
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Творческое рассказывание
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку), умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.
Существуют различные варианты творческого рассказывания.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, воспитатель читает незаконченный рассказ «Как Миша варежку потерял» Л. А. Пеньевской , после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог? Подумайте и расскажите об этом». Вопросы дают толчок творческому воображению детей. Однако педагогу нужно последить за тем, чтобы придумывались правдоподобные, реальные ситуации и чтобы рассказы не повторяли один другой. Если рассказы получаются однообразными, он должен предложить детям подумать, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, подсказать различные варианты («Может быть, варежка зацепилась за куст? Может быть, ее утащил щенок?»).
Темы для детских рассказов могут быть как реалистическими («Что случилось с Юрой», «Случай в лесу» и др.), так и сказочные («Как взрослый ежик выручил ежонка», «Медвежонок на прогулке», «День рождения зайца» и др.). Например.
Воспитатель говорит: «Сегодня мы с вами будем придумывать сказку «День рождения зайца». Я начну, а вы продолжайте. Вышел заяц утром на полянку со своим барабаном и стал громко бить в него. Услышали звери шум, выскочили на полянку. А заяц говорит им: «Друзья, у меня сегодня день рождения. Я всех вас приглашаю к себе на праздник». Дальше придумывайте вы: кто пришел к зайцу, какие подарки приготовил. Только не повторяйте друг за другом. Зверей много. К зайцу могли прийти белочка, лиса, волк, ежик и другие звери. И подарки они приготовили разные».
Оля. Прискакала белочка к себе в дупло и думает, что же можно подарить зайчику. Может быть, орешек? Он такой вкусный. Взяла она мешочек и стала собирать орешки. Выбирала самые крупные, самые красивые. Пошла белочка к зайцу, а там уже много гостей собралось. Угостила она всех орешками. А заяц угостил ее морковкой.
Саша. Ежик пришел к себе в норку и задумался, что подарить зайцу. Грибы заяц не ест. Пошел он листики собирать и цветы. Выбирает самые красивые. Сделал красивый букет, прилепил его к себе на спину и несет. Смотрит заяц — к нему букет сам идет. Он сначала испугался, а потом видит, что это ежик к нему спешит. Обрадовался он и поставил букет на стол.
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план, намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной форме. Например, к сказке «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут составлять серию и объединяться одной темой, например серия рассказов про Лену: «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)
Можно предложить детям темы для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.
Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть и положительные, и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки, например: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку — «рыжая шубка».
Педагогу надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план:
1) Чем весна отличается от зимы?
2) Какая погода бывает весной?
3) Что происходит весной с деревьями и кустами?
4) Как живут весной птицы и звери?
5) Что люди делают на огороде и в садах?
На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий и последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание рассказа, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.
В занятия по обучению рассказыванию можно включать большие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.
Например, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему «Весна», воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты и сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.
Занятия такого типа могут начинаться с загадки о времени года (может быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: «Какое оно весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное.) А в дождливый день?» (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.) Затем предлагается слово солнце ( яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка,вьётся; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После этого они составляют рассказы о весне.
Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказax постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.
Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.
В духовном развитии только начинающего жить в этом мире маленького человека художественное слово имеет гораздо большее значение, нежели в жизни человека уже сформировавшегося, потому что слово для ребенка — это не просто один из путей познания мира, но и способ этого познания, точка зрения на мир. И от того, каким будет это слово, каким образом оно войдет в мир малыша, во многом зависит и видение жизни, и ее понимание ребенком.
Как известно, особое место в жизни детей занимают сказки. По словам В. Сухомлинского, «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, что раздувает детское мышление и речь». Сказки всегда привлекают внимание ребят увлекательностью и непредсказуемостью сюжета, обилием сказочных персонажей, присутствием волшебных сил, счастливой концовкой. Симпатии детей всегда на стороне тех героев, которые любят труд, сочувствуют попавшим в беду, искренне преданы своим друзьям.
Сначала ребенок слушает сказки, размышляет над услышанным, мысленно представляет по словесному описанию картины, ситуации, персонажей, оценивает услышанное и свои переживания, связанные с ним. Сказки учат ребят правильному пониманию мира, помогают оценить различные явления, события, дела и поступки.
Затем, когда ребенок подрастает, он начинает читать сказки сам, сначала небольшие, затем все больше и больше; сказки народные и литературные, бытовые и волшебные. Маленький читатель учится рассказывать сказки самостоятельно, рисовать иллюстрации к ним и, наконец, пробует сочинять свои собственные сказки.
Cо многими народными и литературными сказками дети знакомятся во время занятий, на литературных праздниках, посвященных сказкам.
Основа литературного вечера — доклад будут участвовать и
клад, но читать его не следует: он , но читать его не следует: он должен иметь форму живого рассказа.
Ведущие могут общаться между собой, а их выступления принимать характер спора.
Хорошо, если рассказ сопровождают короткие инсценировки на произведения , стихи данного автора, кинофрагменты, диапозитивы, любимые музыкальные произведения писателя, которому посвящен вечер, или музыкальные отрывки, по настроению и тематике подходящее к тексту доклада.
Можно устроить литературный вечер-маскарад, посвященный, например, творчеству детских писателей Чуковского «Путаница», «Федорино горе»; Маршака - сказка «Кошкин дом», «12 месяцев» и др.
В программу литературных вечеров можно включить как самостоятельную часть викторину – угадывание героев по их репликам, кратким характеристикам, которые этим героям дают другие персонажи произведения, загадки с персонажами, рисунки.
Вечера, посвященные исторической или военно-патриотической тематике, можно строить как литературные монтажи, сценарии которых нужно тщательно продумывать. Важно, чтобы песни, стихи, сценки и прозаические отрывки, биографии или воспоминания о поэтах, если вечер посвящен, например, поэзии военных лет, чередовались равномерно.
Подготовка к литературному вечеру – это сложный педагогический процесс, в ходе которого его участники расширяют круг своих знаний о жизни и творчестве писателя, его творческ5ом мастерстве.
Виды подготовительной работы к литературному вечеру:
В заключении литературного вечера надо отметить участников конкурса, викторины, наиболее активных участников подготовки к вечеру и лучших читателей.
После окончания
художественной части можно еще
на некоторое время задержаться,
прочитать любимые
Подводя итоги описания опыта организации "праздничного общения" можно сделать некоторые выводы.
1. Праздник — особая форма общения и социализации, феномен культуры народа, его досуга.
2. Подготовка к празднику и
его проведение дают
Информация о работе Обучение детей составлению творческих рассказов