Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 11:41, реферат
Диффузия инноваций (англ. Diffusion of innovations) — это теория, которая стремится объяснить: как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются через разные культуры. Данная теория была популяризована американским социологом Эвереттом Роджерсом в 1962 году, благодаря выпущенной им книге «Диффузия инноваций». Роджерс определяет «диффузию» как процесс, посредством которого инновация (например, новые идеи, процессы или товары) в течение времени передаются через определенные каналы среди членов социальных систем.
1.Дайте определение диффузии инноваций.
2.В чем заключается влияние государства на рынок научно-технической продукции?
3.На каком этапе цикла выпуска продукции действуют фирмы-коммутанты?
4.В чем состоят особенности управление персоналом в инновационных организациях?
5.Назовите разновидности объектов промышленной собственности.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Владимирский
имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика инноваций»
Вариант 1.
Владимир 2013
Вопросы:
1.Дайте определение диффузии инноваций.
2.В чем заключается влияние государства на рынок научно-технической продукции?
3.На каком этапе цикла выпуска продукции действуют фирмы-коммутанты?
4.В чем состоят особенности управление персоналом в инновационных организациях?
5.Назовите разновидности объектов промышленной собственности.
Список литературы.
Ответ №1.
Диффузия инноваций (англ. Diff
Понятие «диффузия инноваций» было впервые изучена французским социологом Габриэлем Тардом (1890) и немецкими и австрийскими антропологами, такими как Фридрих Ратцель и Лео Фробениус. В 1962 году Эверетт Роджерс, профессор сельской социологии из Университета штата Огайо, опубликовал книгу «Диффузия инноваций». В своей книге Роджерс синтезировал исследования из более чем 508 исследований о диффузии и создал теорию внедрения инноваций среди отдельных лиц и организаций. Происхождение теории диффузии инноваций разнообразно и имеет свои источники среди нескольких наук. Роджерс выделяет шесть главных источников, которые повлияли на исследования диффузии инноваций: антропология, ранняя социология, сельская социология, образование, промышленная социология и медицинская социология.
Ответ №2.
Государственное воздействие
на науку и инновационную сферу
в основных чертах сложилось в
период Второй мировой войны и
в первые послевоенные десятилетия,
когда осуществлялись крупные атомные
и космические проекты. В 60-70-е
годы разнообразные государственные
функции в сфере науки
К настоящему времени процесс формирования
и роста государственного сектора науки,
наиболее интенсивный в военный и послевоенный
период, в большинстве развитых стран
в основном завершен. Максимальные объемы
государственного участия достигали 50-60%
финансирования науки (о доле государственного
сектора в выполнении научных исследований
во всех странах см. ниже). Новейшей тенденцией
является сокращение этой доли в условиях
стабилизации или сокращения государственного
заказа науке из федеральных бюджетов,
изменение структуры приоритетов бюджетного
финансирования.
Средства государственного бюджета - главный
финансовый инструмент научно-технической
политики. Государство в развитых странах
берет на себя от 1/5 до половины национальных
научных расходов. Для фундаментальных
исследований этот показатель значительно
выше - от половины до 2/3. Практически полностью
из бюджетов финансируется фундаментальная
наука в университетах и национальных
центрах здравоохранения, исследования
оборонного характера в гослабораториях
и по контрактам в частном секторе, а также
создание наиболее сложных и дорогостоящих
экспериментальных установок "большой
науки" (ускорители, телескопы, космические
станции и т.д.).
Доля научных расходов за последние 20
лет в общей сумме государственных бюджетов
невелика, но довольно стабильна, составляя
6-7% в США, 4-5 - во Франции, Германии, Великобритании
и Италии, 3-3.5% - в Японии. Финансирование
оборонных исследований и разработок
поглощает большую часть государственных
научных бюджетов в США, Великобритании
и во Франции. В Японии, Германии, Канаде
и Италии на первом месте стоят фундаментальные
исследования необоронного характера.
Одна из важнейших современных функций
государства в развитых странах - создание
благоприятных условий для инновационной
деятельности частнопредпринимательского
сектора. При этом используются следующие
меры экономической и бюджетной политики:
1) включение затрат на НИОКР частного
сектора в себестоимость продукции;
2) списание значительной части научного
оборудования по ускоренным нормам амортизации;
3) применение системы адресных налоговых
льгот, нацеленных на постоянное наращивание
объема научных расходов в крупных корпорациях
и на привлечение мелкого и среднего бизнеса
к инновационной деятельности в сфере
новых технологий;
4) льготное кредитование научно-технических
разработок и долевое финансирование
больших проектов;
5) безвозмездная передача либо предоставление
на льготных условиях государственного
имущества или земли для организации инновационных
предприятий (в основном в сфере образования
или для мелкого и среднего бизнеса), а
также создания научной инфраструктуры
в регионах.
Комбинация этих методов зависит от задач
научной политики той или иной страны,
но перечисленный набор носит универсальный
характер. Все развитые страны и новые
индустриальные государства за последние
20 лет активно проводят политику налогового
стимулирования науки. Она адресована
частному сектору, который объективно,
в силу экономических особенностей научной
деятельности, не может быть заинтересован
в тех затратах на науку, выгоды от которых
идут всему обществу. Используя приростные
и объемные налоговые скидки на суммы
средств, вложенных компаниями в исследования
и разработки, вводя эти скидки временно
или постоянно, правительства отдельных
стран обычно добиваются желаемого результата
роста расходов на исследования, компенсирующего
потери бюджета от недобора налогов. Наиболее
существенные результаты достигнуты в
тех странах, где закон устанавливает
высокие и действующие продолжительное
время льготы.
Ответ №3.
Компании-коммутанты
("серые мыши") - мелкие фирмы,
приспособленные к условиям
На стадии зарождения создаются фирмы-эксплеренты, т. е. фирмы, специализирующиеся на создании новых сегментов или радикальном преобразовании старых сегментов рынка. Фирмы-эксплеренты работают с самого начала выпуска продукции, когда изобретательская активность достигает максимума.
На стадии рождения фирма-эксплерент начинает преобразование в фирму-патиент, т. е. фирму, работающую на узкий сегмент рынка и удовлетворяющую существующие на нем специфические потребности. Фирмы-патиенты действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания новых и расширения старых рынков.
На стадиях утверждения и стабилизации фирма-патиент преобразовывается в фирму-виолент. Это фирма с "силовой" стратегией, обладающая крупным капиталом и высоким уровнем освоения новых технологий. Фирмы-виоленты действуют в сфере крупного бизнеса, т. е. занимаются крупносерийным и массовым производством продукции для широкого круга потребителей. Виоленты работают в "окрестностях" максимума выпуска продукции, выходят на мировой рынок, образуют дочерние отделения и филиалы в других странах.
Стадии упрощения, падения и
исхода характеризуются
Ответ №4.
Особенности управления персоналом в инновационной организации.
Управление персоналом инновационной организации включает в себя несколько главных вопросов. Управление персоналом осуществляется посредством оценивания, обучения и управления карьерой, также стимулы совсем важны во многих организациях. Если организация решила стимулировать инновационную деятельность, то возникает вопрос, как привлечь к этому работников. Разработка стратегии способствует инновационной деятельности, как структура целей воплощает стратегию в жизнь на всех уровнях организации и как активность по слияниям и приобретениям, а также управление компетенциями организации обеспечивают то, что организация имеет те компетенции, которые необходимы для достижения ее инновационных целей.
Организационная структура
способствует инновациям, как коммуникационные
системы поддерживают инновации
и как система принятия решений
может влиять на инновационную деятельность.
Однако это еще не все аспекты
проблемы. «Необходимо еще мотивировать
работников, управлять персоналом,
развивать его таким образом,
чтобы стимулировать
Важнейшим элементом системы
управления персоналом инновационной
организации являются стимулы. Наряду
с ними множество остальных
- наем работников;
- развитие персонала;
- индивидульные цели;
- оценивание персонала;
- мотивация персонала.
Существенное различие инновационных
подходов к управлению персоналом от
обычных заключается, до этого всего,
в системе отбора работников. При
традиционном подходе нужный объём
работы по набору определяется в значимой
мере различием меж имеющейся
рабочей силой и будущим
В инновационной деятельности,
характеризующейся
«Кроме типовых методик оценки потенциала работника таковой менеджер прибегает и к качественной оценке, в которую входят учёт творческих свойств личности, ее публикаций и патентов». Две черты политики найма работников сходу бросаются в глаза в более инновационных, творческих компаниях. Первая - это упор на поиске и найме творческих работников. Это может быть ни для кого не является большой нежданностью, но более инновационные организации разглядывают это как ценность при найме работников, в то время как это не является ценностью для менее инновационных компаний. Вторая черта - это предпочтение работников разнообразной квалификации, подготовки.
«Инновационные компании не лишь стремятся нанять творческих работников, они также развивают их творческий потенциал. Первое средство такового развития - это ротация персонала меж различными функциями, бизнес-единицами либо территориальными отделами. Второе средство - это детализированное, обмысленное управление продвижением персонала. Третье - это введение некой общей практики, которая обеспечивала бы наличие у всего персонала определенных ключевых практических навыков и ключевых возможностей. Ротация.
Многие инновационные компании постоянно перемещают работников каждые три-четыре года. Мысль такового перемещения состоит в том, что приходя на новое место работы, люди приносят с собой новый взор на ход событий, новейшие идеи, но равномерно через несколько лет работы они истощаются. С данной точки зрения работника следует перемещать на новое место работы, где он опять будет продуктивен и полон новейших идей.
«Когда компания перемещает человека на новое место работы, она ждет следующего хода дальнейших событий. Первый год человек будет в основном учить новое место работы. Второй год он становится по-настоящему продуктивен. Третий год является более плодотворным. К этому времени человек уже отлично знает свою работу и у него есть какие-то свои идеи, которые он стремится опробовать, воплотить. К четвертому году работы сгусток новейших идей равномерно иссякает. Человек привыкает к определенному взору на вещи и ход событий. Ему становится все труднее выйти за привычные рамки, поскольку он находится в них уже достаточно долго. К пятому году работы человек совершенно выдыхается, утрачивает чувство нового и его следует перевести на новое место работы». Таковым образом ротация воздействует на личное развитие. Перемещаясь с одного места работы на другое, человек постоянно встречается с новыми идеями и новым ситуациями, подвергается освежающему действию перемен.