Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 18:44, контрольная работа
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении? Отредактируйте его в соответствии с требованиями закона логики.
2. Правильно ли утверждение о том, что формальная логика изучает некоторые законы мышления? – спросил преподаватель слушателя А.
– Нет, это утверждение не соответствует действительности, – ответил слушатель А.
– Каково ваше мнение? – спросил преподаватель слушателя Б.
– Я согласен с А. Ошибочно думать, будто формальная логика изучает все законы мышления.
Требования каких законов логики нарушает каждый из слушателей?
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский юридический институт МВД России»
Факультет заочного обучения
620042 г. Екатеринбург, ул. Калинина,64
Кафедра ______________________________
______________________________
Слушатель: Фамилия ______________________________
Имя
______________________________
Отчество
______________________________
Комплектующий орган ______________________________
Вид обучения: заочное
срок обучения ______________________________
Курс _________________________ набор ______________________________
№ группы ______________________________
№ зачетной книжки ______________________________
Курсовая (контрольная) работа, реферат, практикум ______________________________
______________________________
Вариант № ______________________________
______________________________
Тема ______________________________
______________________________
Дата сдачи работы в секретариат
______________________________
Дата получения работы секретариатом
______________________________
Дата получения работы кафедрой
______________________________
Дата окончания проверки работы
преподавателем ______________________________
Подпись преподавателя (Ф.И.О.)
______________________________
К теме 2: Основные принципы и законы правильного мышления
Вариант 1
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении? Отредактируйте его в соответствии с требованиями закона логики.
В результате автопроисшествия он получил травмы, чем нарушил ст. 17, 18, 125 и 156 «Правил дорожного движения».
Ответ: в данном суждении не нарушен ни один закон логики.
2. – Правильно ли утверждение о том, что формальная логика изучает некоторые законы мышления? – спросил преподаватель слушателя А.
– Нет, это утверждение не соответствует действительности, – ответил слушатель А.
– Каково ваше мнение? – спросил преподаватель слушателя Б.
– Я согласен с А. Ошибочно думать, будто формальная логика изучает все законы мышления.
Требования каких законов логики нарушает каждый из слушателей?
Ответ: Слушатель А нарушает закон противоречия, слушатель Б нарушает закон достаточного основания.
К теме 3: Понятие
Вариант 1
1. Дайте логическую
Лейтенант полиции;
«Левый доход».
Ответ:
Лейтенант полиции - единичное, несобирательное, конкретное, соотносительное, положительное
«Левый доход» - общее, собирательное, абстрактное, соотносительное, положительное
Ограничение
Лейтенант полиции – сержант полиции – звание – молодой человек
«Левый доход» - доход – оплата за услуги - человек
Обобщение
Лейтенант полиции – полковник полиции – министр внутренних дел – Президент Российской Федерации
«Левый доход» - работодатель – Федеральная налоговая служба РФ
2. Установите с помощью кругов
Эйлера отношения между
Студент, дед, мужчина, водитель автомобиля, мужественность.
A - мужчина
B - студент
C – водитель автомобиля
D – мужественность
E - дед
3. Установите правильность
Крест – это конструкция, образованная в результате перекрещивания двух перекладин.
Ответ: данное определение неправильно, т.е. нарушено правило
«определение не должно быть определением неизвестного через неизвестное, а именно, должны быть понятны и известны все признаки, входящие в имя и содержание определяющего понятия».
4. Установите правильность
Украина делится на правобережную и левобережную.
Ответ: данное деление неправильно, т.к. нарушено правило соразмерности, а именно, совершена ошибка «узости», т.к. поскольку правобережной и левобережной Украины, есть Центральная, Восточная и Западная.
К теме 4: Суждение
Вариант 1
1. Табличным способом обоснуйте правильность вывода:
Если Иванов является участником преступления, то он знал потерпевшего. Иванов не знал потерпевшего, но знал его жену. Потерпевший знал Иванова. Следовательно, Иванов – преступник.
Ответ:
Если Иванов является участником преступления, то он знал потерпевшего.(А) Иванов не знал потерпевшего, но знал его жену.(В) Потерпевший знал Иванова.(С) Следовательно, Иванов – преступник.(D)
((А\/В)\/С)->D
2. Определите субъект, предикат и вид суждения по объединенной классификации.
Только раз бывает в жизни встреча.
Ответ: S – жизнь (т. к. жизнь дается один раз ); Р – те, кто встречаются один раз в жизни . «Все S есть Р», следовательно данное суждение является общеутвердительным суждением.
К теме 5: Умозаключение
Вариант 1
1. Определите структуру, фигуру и модус силлогизма. Какие правила силлогизма нарушены в следующем случае?
Все люди смертны. Собаки – не люди. Собаки бессмертны.
Ответ:
Р – М
М - S
М – средний термин (повторяется в обеих посылках).
Р – больший термин (в заключении на месте предиката).
S – меньший термин (в заключении всегда на месте субъекта).
Модус A E E
В данном силлогизме нарушено правило «если одна из посылок отрицательная, то и заключение отрицательное».
2. Сделайте вывод из следующих суждений:
Ни один полицейский не имеет права состоять в политической партии. Те, кто не имеет права состоять в политической партии, не должен руководствоваться ее решениями.
Ответ: из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого вывода
3. Дополните недостающую часть следующего силлогизма:
Каждый желает добродетели, потому что каждый желает счастья.
Ответ: Каждый желает добродетели, каждый счастливый, потому что каждый желает счастья.
4. В следующем умозаключении покажите, к какому типу он принадлежит. Где недостает заключения, следует вывести его. Если в умозаключении есть ошибка, то следует показать, какая и почему.
Если у человека отнять последнюю надежду, то он падает духом.
NN пал духом.
Следовательно?
Ответ: Следовательно, NN потерял последнюю надежду
Данное умозаключение является условно-категорическим умозаключением.
К теме 6: Логические основы теории аргументации
Вариант 1
1. Определите, какие ошибки в следующем доказательстве:
То, что должно быть, является добром. Но зло должно быть. Значит зло есть добро.
Ответ: в данном тезисе нарушено правило, о том что в тезисе все должно быть четко и ясно, данный тезис содержит не осмысленные термины, не имеющие четкого содержания
2. В одном старом китайском анекдоте речь идет о том, что люди, не являющиеся ровесниками в этом году, в следующем могут оказаться ровесниками.
Родилась в семье девочка. Приятель пришел к отцу и стал сватать девочку за мальчика, которому было всего два года. Отец рассердился и сказал:
– Моей девочке всего год, а мальчишке уже два. Когда ей будет двадцать лет, ему будет уже сорок. Зачем мне выдавать свою дочь за старого жениха?
Его слова услышала жена и возразила:
– Сейчас нашей дочке один год, а в будущем ей будет два, и они станут ровесниками.
В чем ошибка рассуждений отца и матери?
Ответ: В данном рассуждении ошибка – довод невежества, т.е. использование в доказательстве суждении, основание истинности которых заведомо не известны лицу, к которому обращено доказательство.
Список использованной литературы:
1. Асмус В. Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении / В. Ф. Асмус. – М.: Политиздат, 1954.
2. Афанасьева О. В. Логика: учеб. пособие для сред. проф. образования / О. В. Афанасьева. – М.: Мастерство, 2002.
3. Баранов П. П. Логика для юристов: учеб. пособие / П. П. Баранов, В. И. Курбатов. – 2-е изд., стер. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 620 с.
4. Берков В. Ф. Логика / В. Ф. Берков. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 1997.
5. Бойко А. П. Краткий курс логики / А. П. Бойко. – М.: Издательский центр Аз, 1995.
6. Бойко А. П. Формально логические основы классификации. Логические проблемы исследования научного познания / А. П. Бойко. – М., 1980.
Информация о работе Основные принципы и законы правильного мышления