Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 12:27, контрольная работа
Тема понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.
В своей работе я буду рассматривать общую характеристику понятий, логические приемы образования понятий, соотношение понятия и слова, какие бывают виды понятий.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Общая характеристика понятия………………………………….4
Содержание и объем понятия……………………………………...6
Виды понятий. отношения между понятиями……………...7
логические операцИИ с понятиями……………………………..9
определние понятий………………………………………………….10
деление понятий……………………………………………………….13
операции с классами………………………………………………..14
зАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: логика
Тема: Понятие как форма мышления
Выполнил:
ст. гр.ЮП-10-1
Проверил:
преподаватель
Чита 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
зАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Тема понятия является актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Он должен разбираться в понятиях и определениях в своей отрасли.
В своей работе я буду
рассматривать общую
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.
Любой предмет имеет
множество разнообразных призна
Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными.
Восприятие и представление
– это чувственно-наглядный
Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.
Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.
Логические приёмы образования понятий
Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
Выделение признаков связано с мыленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных. Это мысленное выделение признаков, называется абстрагированием.
Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, с помощью которого определенные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Таким образом, мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.
Понятие и слово
Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятие выражается и закрепляется в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование имени (это слова и словосочетания, имеющие определённый смысл и обозначающие какой-либо предмет).
Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия.
Синонимы – это слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и тоже понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения или стилистической окраской.
Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем, чтобы употреблять их в строго определённом смысле.
Термин - это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.
Увеличение содержания ведет к образованию понятия с меньшим объемом. Увеличение объема ведет к образованию понятия с меньшим содержанием.
Соотношения между объемом и содержанием понятия можно отобразить с помощью кругов Эйлера А, В, С.
В зависимости от соотношения объемов понятия могут находится в следующих соотношениях:
- равнозначные понятия
(пример: А - Пушкин А.С.; В - автор
произведения «Евгений Онегин»)
- связь подчинения - в
них существует видовая
- пересечение, т.е. когда объемы понятий частично совпадают (пример: А-студент; В-спортсмен);
- соподчинение – такие понятия которые не совпадают по объему, но имеют общее родовое понятие (пример: А-писатель, В-Пушкин А. С. , С-Булгаков);
- противоположные, в
том случае когда они
- противоречие – понятие,
которое взаимно отрицают друг
друга из-за своей
По своим признакам понятия подразделяются на:
- единичные – характеризуют
конкретное явление или
- общие - понятие, в
котором мыслится множество
- пустые – понятия,
которые не раскрывают
Понятия делятся на:
I - конкретные – понятия, в котором предмет мыслится как нечто самостоятельное и существующее (пример: учащийся, юридический институт);
- абстрактные – понятие, которое выражается как свойство предмета или отношение между предметами (пример: мораль, невменяемость любовь, и тд.).
II - собирательные – это такие понятия, которые существуют, благодаря своему множеству (пример: полк, стая);
- разделительные – это те
III - положительные – понятия без отрицательных частиц (пример: небеса, пьянство, трусость и тд.);
- отрицательные – понятия,
которые указывают на
IV - соотносительные – такие понятия, которые существуют благодаря логической взаимосвязи с понятиями, несущими в себе смысловую определенность (пример: брат-сестра);
- безотносительные – понятия без смысловой пары.
Отношения между понятиями
Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом (например: пресса и телевидение — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).
Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например: квадрат и общественное порицание).
Они относятся к
разным, весьма отдаленным друг
от друга областям
Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.
Совместимые понятия
Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов.
Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.
Существуют три вида отношений совместимости:
Несовместимые понятия
Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.
Существуют три вида отношений несовместимости:
a) соподчинение;
b) противоположность;
c) противоречие.
Обобщить понятие - значит, перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.
Например: студент – учащийся – человек – живое существо – материя.
Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — категории, например «материя», «сознание, «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.
Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположенную операции обобщения.
Ограничить понятие - значит, перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.
Пределом ограничения понятия является единичное понятие.
Например: студент – студент ЧитГУ – студент ЧитГУ Юридический Институт - студент ЧитГУ Юридический факультет - студент ЧитГУ Юридический факультет группа ЮП -10-1 – Иванов И.И.
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением.
Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией.
Виды определения
Определения делятся на:
a) номинальные и реальные