Понятие как форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание работы

Введение 3
1 Общая характеристика понятия 4
2 Логические приемы образования понятий 5
3 Понятие и слово 6
4 Виды понятий 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

логика понятия.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                               3

1 Общая характеристика понятия                                                                      4

2 Логические приемы образования понятий                                                     5

3 Понятие и слово                                                                                                6

4 Виды понятий                                                                                                 8

Заключение                                                                                                         11

Список использованной литературы                                                               12

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее  основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)

     Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

     Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

     Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.

     Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

     Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

 

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ

 

   Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления. Оно  может выступать как специфический результат мышления и является обобщенным отражением класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

   Мышление – это отражение действительности по средством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений и т.д.) и мысленное выделение их при этом. Результатом таких обобщений являются именно понятия. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса.  Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, объединяющих данный класс предметов.

   Признаки предмета – это не только то, в чем они сходны друг с другом, но и то чем они отличаются.

Признаки  предмета разделяются на существенные и несущественные.          Существенными признаками предмета являются те признаки, которые выражают его внутреннюю природу, его сущность. Несущественными признаками называются признаки, не выражающие сущность предмета, они могут принадлежать, и могут не принадлежать предмету.

   Характеристика понятия как формы познания, как способа мыслительной деятельности – это способ мыслительного выделения классов предметов посредством обобщения этих предметов. Этот процесс включает множество приемов познания. Понятия, в которых предметы обобщаются по существенным признакам, имеют наибольшую ценность в познании. Однако мысль представляет собой понятие независимо от того, насколько существенными являются признаки, составляющие основу обобщения предметов, тем более что для предметов одного и того же класса возможны и более и менее существенные признаки, существенные для характеристики самих этих предметов или с какой-то точки зрения в связи с тем или иным использованием предметов.

 

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ  ПОНЯТИЙ

 

   Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд мыслительных (логических) приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

   Сравнением является мысленное установление сходства или различия предметов по существенным признакам.

  Анализом называется мыслительное расчленение предметов нм их составные части, выделение в них признаков.

Синтез – это мысленное соединение в единое целое частей предмета или  его признаков, полученных в процессе анализа.

Абстрагирование – мысленное выделение  одних признаков предмета и временное  отвлечение от других.

Обобщение – мысленное объединение  отдельных предметов в некотором  понятии, в процессе которого человек  как бы отходит от конкретного  многообразия предметов, отвлекается  от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное.

   Указанные логические приемы образования понятий взаимосвязаны и образуют единый процесс, результатом чего является мысль, содержание которой бесконечно разнообразно, но форма неизменно одна – понятие.

Процесс образования понятий связан с процессом их обозначения, поиска точных словесных выражений мысли  о предмете. Данный процесс имеет  свои особенности, связанные с тем, что человек не может придумывать  для каждого отдельно существующего  предмета свое специфическое название. Иначе, словарный запас стал бы практически  необозрим, а сам язык был бы недоступным  человеку.

   Люди вполне обходятся ограниченным количеством слов, поэтому словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов. Каждое из таких слов выражает понятия, относящиеся не к одному предмету, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и существенных признаков.

   Слова-понятия позволяют человеку обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы чувственного опыта. Новое знание может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В связи с этим необходимость придумывать новые слова для выражения полученных знаний возникает редко. С помощью ограниченного числа слов, благодаря понятиям, можно обозначить практически бесконечное число предметов. Пользуясь словами для обозначения понятия о предмете, человек как бы "видит" в предмете больше, чем дано ему непосредственно через органы чувств.

 

ПОНЯТИЕ И СЛОВО

 

   Понятие, как и всякая мысль, выражается в определенной знаковой форме. Такими формами в языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используют всякого рода сокращения. Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу из функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления.

   Смысл представляет собой одну из характеристик знаков. Говоря о понятии, мы выходим за пределы теории знаков, рассматривая понятие не как некоторую характеристику знаков, а как определенную форму отражения действительности на ступени абстрактного мышления, то есть на ступени познания действительности с помощью языка. Смыслы знаков представляют собой определенные мысленные образования, результаты определенной мысленной переработки предметов действительности и фиксации их в языке. В этих образованиях находит выражение своеобразие и многообразие форм мыслительной, познавательной деятельности человека. В связи с вопросом о соотношении знаковой формы понятия и сокращающихся слов следует различать два типа ситуаций.

1. В процессе той или иной  научной деятельности или в  повседневной жизни человек вводит  некоторое понятие, выделяя интересующий  его класс предметов, и затем  подбирает какое-нибудь сокращенное  слово – общее имя для этих  предметов.

2. Имеется уже более или менее  точно интуитивно употребляемое  в научном или повседневном  обиходе некоторое имя, обозначающее предметы некоторого класса, и затем образуется понятие о соответствующих предметах, отвечающие на вопрос, что собой представляют эти предметы.

   То, что понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть следующие определенные различия.

   Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие понятия выражаются совокупностью слов – словосочетаниями.

   Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.

Омонимы – это слова, совпадающие  по звучанию, но относящиеся к различным  понятиям.

   К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы – это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадающие в нем лишь частично.

Синонимы – это слова, тождественные  или очень близкие по своему значению.

В-третьих, в обыденной речи к  основному значению понятий часто  добавляются дополнительные оттенки, служащие для выражения эмоционального или оценочного отношения говорящего к предмету мысли.

   Таким образом, понятие, находясь в неразрывном единстве со словом, не всегда однозначно с ним совпадает. Слово – форма выражения понятия, а понятие, в свою очередь, выражает смысловое содержание слова.

 

Виды понятий.

 

Понятия принято делить на следующие  виды:

Понятия единичные и общие:

В зависимости  от того, мыслится в них один элемент  или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия  могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся к неопределенному  числу элементов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

  Понятия собирательные и не  собирательные.

 Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся  к каждому его элементу, называется не собирательным.

Если  высказывание относится к каждому  элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.

Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости  оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или  совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.

 Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

Различие  между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

 Абстрактные  понятия образуются в результате  отвлечения, абстрагирования определенного  признака предмета; эти признаки  мыслятся как самостоятельные  объекты мысли.

Не следует  смешивать конкретные понятия с  единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и  конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

Понятия положительные и отрицательные.

          В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых указывается  на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и порядок,  являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок -  отрицательными.

Понятия безотносительные и соотносительные.

Информация о работе Понятие как форма мышления