Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:05, контрольная работа
Термин «логика» многозначен. Он употребляется для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика. В другом значении термином «логика» обозначают закономерности мышления - его последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика доказательства » и т. п.
Логику мышления - законы, которым подчиняется мышление человека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различные мыслительные операции, изучает наука логика.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Чувственная и рациональная ступени познания, их формы.
Особенности абстрактного мышления. Мышление как предмет
изучения логики……………………………………………………………… 4-7
2.Понятие о логической форме и логическом законе. Истинность
мысли и формальная правильность рассуждений…………………………. 8-19
Теоретическое и практическое значение логики……………….............. 20
Заключение…………………………………………………………............ 21
5. Список использованной литературы……………………………………… 22
Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть Ь, то есть и его основание а. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека.
Истинность некоторых суждений подтверждается путем их непосредственного сопоставления с фактами действительности. Так, для человека, явившегося свидетелем преступления, обоснованием истинности суждения «Н. совершил преступление» будет сам факт преступления, очевидцем которого он был. Но личный опыт ограничен.
Поэтому человеку в своей деятельности приходится опираться на опыт других людей, например на показания свидетелей некоторого события. К таким основаниям прибегают обычно в следственной и судебной практике.
Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве основания своих мыслей опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности.
Истинность законов, аксиом подтверждена практикой человечества и не нуждается, поэтому в новом подтверждении. Для подтверждения какого-либо частного случая нет необходимости обосновывать его при помощи личного опыта. Если, например, нам известен закон Архимеда (каждое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость), то нет никакого смысла погружать в жидкость какой-либо предмет, чтобы выяснить, сколько он теряет в весе. Закон Архимеда будет достаточным основанием для подтверждения любого частного случая.
Благодаря науке, которая в своих законах и принципах закрепляет общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования наших мыслей не прибегаем всякий раз к их проверке, а обосновываем их логически, путем выведения из уже установленных положений.
Таким образом, достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.
Если из истинности суждения, а следует истинность суждения Ь, то, а будет основанием для b, а b - следствием этого основания. Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, в том числе причинно-следственных, связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Однако это отражение не является непосредственным.
В некоторых случаях логическое основание может совпадать с причиной явления (если, например, мысль о том, что число дорожно - транспортных происшествий увеличилось, обосновывается указанием на причину этого явления - гололед на дорогах). Но чаще всего такого совпадения нет. Суждение «Недавно был дождь» можно обосновать суждением «Крыши домов мокрые»; след протекторов автомобильных шин - достаточное основание суждения «В данном месте прошла автомашина». Между тем мокрые крыши и след, оставленный автомашиной, - не причина, а следствие указанных явлений. Поэтому логическую связь между основанием и следствием необходимо отличать от причинно-следственной связи.
Обоснованность - важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом состоит коренное отличие научного мышления от мышления ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные положения и догмы.
Закон достаточного основания не совместим с различными предрассудками и суевериями. Например, существуют нелепые приметы: разбить зеркало - к несчастью, рассыпать соль - к ссоре и т. д., хотя между разбитым зеркалом и несчастьем, рассыпанной солью и ссорой нет причинной связи. Логика - враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений и не совместима, поэтому с утверждениями, которые строятся по схеме «после этого - значит по причине этого». Эта логическая ошибка возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего. Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. Значение закона достаточного обоснования в юридической практике состоит, в частности, в следующем. Всякий вывод суда или следствия должен быть обоснован. В материалах по поводу какого-либо дела, содержащих, например, утверждение о виновности обвиняемого, должны быть данные, являющиеся достаточным основанием обвинения.
В противном случае обвинение не может быть признано правильным. Вынесение мотивированного приговора или решения суда во всех, без исключения, случаях является важнейшим принципом процессуального права.
3. Теоретическое и практическое значение логики.
Можно говорить о четырех важнейших сторонах, характеризующих значение логики.
1. Логика выступает
важнейшим средством
2. Формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и исчисление предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информационные языки, основа современной компьютерной техники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках, включая математику и математическую логику в частности.
3. Традиционная
формальная логика остается
4. Наконец логика
является важнейшим и
Заключение.
Логика - составная часть духовной культуры общества. Ее достижения
используются при осмыслении различных областей человеческой деятельности, широко применяются во всех науках и видах ненаучного знания. Полученная информация становится знанием только после логической ее обработки. Разделы логики – теоретическая основа кибернетики, теории информации, а также методологическая основа познания и общения. Конечно, люди способны мыслить логично, не зная логики и ее законов, подобно тому, как они могут говорить, не зная алфавита и правил грамматики. Это связано с тем, что мир, который отражается в нашем мышлении, логичен сам по себе. Однако это вовсе не исключает различных логических ошибок. А ошибки в мыслях порождают ошибки в практических делах, искажают конечный результат.
Для современного
специалиста стихийной
Для специалиста важно не умение просто мыслить, а правильно мыслить. Этого можно достичь только в процессе специальной подготовки - последовательном и углубленном изучении науки логики. В силу этого умение правильно мыслить может стать достоянием каждого, усвоившего правила логики.
Вооруженное логикой мышление дает возможность человеку не только
правильно мыслить, но и убедительно говорить, разумно поступать и рационально действовать. Но, прежде всего, логика помогает четко устанавливать истину, отделять ее от заблуждения, ориентироваться в мире накопленных знаний, получать путем их «обработки» новые знания без непосредственного обращения к опыту.
Список использованной литературы.
1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
2. Гетманова А.Д. Логика: Учебник. – М.: Омега-Л., 2010.
3. Демидов И.В. Логика: учебник. - М.: Изд-во Дашков и К, 2006.
5.Завалишин Е.П. Логика. Учебное пособие для вузов. – Тула, Изд-во ТулГУ, 2007.