Приемы и основные правила эмпирической аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Эмпирическая аргументация. Все многообразные способы обоснования (аргументации), обеспечивающие, в конечном счете «достаточные основания» для принятия утверждения, можно разделить на эмпирические и теоретические.
Эмпирическая аргументация опираются по преимуществу на опыт. Чувственный опыт человека – его ощущения и восприятия – источник знания, связывающий его с миром. Обоснование путем ссылки на опыт даёт уверенность в истинности таких утверждений, как «Жарко», «Наступили сумерки», «Эта хризантема жёлтая»

Содержание работы

Приемы и основные правила эмпирической аргументации. 2
Соотношение доказательства и аргументации. 10
Определите, какое правило доказательства нарушено и найдите возникшую в рассуждении ошибку: 14
Список используемой литературы………………………………………………......16

Файлы: 1 файл

Логика и теория аргументации (2ч.).docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

       Образец играет исключительную роль в социальной жизни, в формировании и упрочении социальных ценностей. Человек, общество, эпоха во многом характеризуются теми образцами, которым они следуют и тем, как эти образцы ими понимаются. Имеются образцы, предназначенные для всеобщего подражания, но есть и рассчитанные только на узкий круг людей. Своеобразным образцом является Дон Кихот: ему подражают именно потому, что он был способен самоотверженно следовать образцу, избранному им самим.

       Образцом может быть реальный человек, взятый во всем многообразии присущих ему свойств, но в качестве образца может выступать и поведение человека в определенной, достаточно узкой области: есть образцы любви к ближнему, любви к жизни, самопожертвования и т. д. Образцом может быть также поведение вымышленного лица: литературного героя, героя мифа. Иногда такой герой выступает не как целостная личность, а демонстрирует своим поведением лишь отдельные добродетели. Можно, например, подражать Ивану Грозному или Пьеру Безухову, но можно также стремиться следовать в своем поведении любвеобильности Дон Жуана. Безразличие к образцу само способно выглядеть как образец: в пример иногда ставится тот, кто умеет избежать соблазна подражания.

Если образцом выступает  целостный человек, имеющий обычно не только достоинства, но и известные недостатки, нередко бывает, что его недостатки оказывают на поведение людей большее воздействие, чем его неоспоримые достоинства.

          Наряду с образцами существуют также антиобразцы. Задача последних  дать отталкивающие примеры поведения и тем самым отвратить от такого поведения. Воздействие антиобразца на некоторых людей оказывается более эффективным, чем воздействие образца. В качестве факторов, определяющих поведение, образец и антиобразец не вполне равноправны. Не всё, что может быть сказано об образце, в равной мере приложимо также к антиобразцу, который является, как правило, менее определённым и может быть правильно истолкован, только при сравнении его с определенным образцом: что значит не походить в своем поведении на Санчо Пансу, понятно лишь тому, кому известно поведение Дон Кихота.

       Аргументация к образцу обычна в художественной литературе. Здесь она носит, как правило, непрямой характер: образец предстоит выбрать самому читателю по косвенным указаниям автора [2.с.117.].

 

 

 

2. Соотношение доказательства и аргументации.

     Доказательность — важное качество правильного мышления.

     Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждения. В науке ученым приходится доказывать самые разные суждения, например суждение о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруживаемые при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, о теоремах математики, о направлении развития ЭВМ, об осуществлении долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованны.

      Доказательство - это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений [1.с.120.].

       Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данные науки и общественно-исторической практики, убеждения, же могут быть основаны, например, на религиозной вере в догматы церкви, на предрассудках, на неосведомлённости людей в вопросах экономики и политики, на видимости доказательности, основанной на различного рода софизмах.

Аргументация.

       Различают несколько видов аргументов:

1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, то есть статистические данные о населении, территории государства, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные данные научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, очень велика.

      Как не совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её в высь, не опираясь на воздух.

      Факты - воздух ученого. Без них мы никогда не сможем взлететь. Без них наши теории - пустые.

       Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь на оставаться на поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы ими управляющие.

2.Определения как аргументы  доказательства. Определения понятий формулируются в каждой науке. Свои определения существуют в химии, математике, физике и так далее.

3.Аксиомы и постулаты. 

В математике, механике, теоретической  физике, математической логике и других науках кроме определений вводят аксиомы. Аксиомы - это суждения, которые  принимаются в качестве аргументов без доказательства, так как они  подтверждены многовековой практикой  людей.

4.Ранее доказанные законы  науки и теоремы как аргументы доказательства.

В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики.

      В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

      Следует особо подчеркнуть, что критерием истинности является практика. Если практика подтвердила истинность суждения, то дальнейшее доказательство не нужно. Практика - критерий истинности всякой теории [3.с.130.].

       Виды доказательства.

  Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные).

  Прямое доказательство идет от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса, то есть истинность доказательства непосредственно обосновывается аргументами. Схема этого доказательства такова: из данных аргументов (a,b,c .) необходимо следуют истинные суждения (k,m,l.), а из последних следует доказываемый тезис q. По этому типу проводятся доказательства в судебной практике, в науке, в полемике, в сочинениях школьников, при изложении материала учителем. Широко используется прямое доказательство в статистических отчетах, в различного рода документах, в постановлениях.

     На уроке обществоведения при прямом доказательстве тезиса “Народ - творец истории” учитель показывает, во-первых, что народ является создателем материальных благ, во-вторых, обосновывает огромную роль народных масс в политике, разъясняет, как в современную эпоху народ ведёт активную борьбу за мир, в-третьих, раскрывает его роль в создании духовной культуры.

     Непрямое (Косвенное) доказательство - это доказательство, в котором истинность выдвинутого тезиса обосновывается путём доказательства ложности антитезиса. Оно применяется тогда когда нет аргументов для прямого доказательства. Антитезис может быть выражен в одной из двух форм:

1)если тезис обозначить буквой  (а), то его отрицание (а) будет антитезисом, то есть противоречащим тезису суждением;

2) антитезисом для тезиса  а в суждении а .в .с служат суждения (в) и (с) .

       В зависимости от этого различия в структуре антитезиса косвенные доказательства делятся на два вида - доказательство от “противного” (апагогическое) и разделительное доказательство (методом исключения).

    Апагогическое косвенное доказательство (или доказательство “от противного”).

Осуществляется путем  установления ложности противоречащего  тезису суждения. Этот метод часто  используется в математике.

    Разделительное доказательство (методом исключения).

Антитезис является одним  из членов разделительного суждения, в котором должны быть обязательно перечислены все возможные альтернативы, например:

Преступление совершил либо А, либо Б, либо С.

Доказано, что не совершали преступление ни А, ни Б.

Следовательно, преступление совершил С.

    Истинность тезиса устанавливается путем последовательного доказательства ложности всех членов разделительного суждения кроме одного [3.с.135.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определите, какое правило доказательства нарушено и найдите возникшую в рассуждении ошибку: «Студент просит поставить ему удовлетворительную оценку с такими словами: Я прослушал весь курс. Так неужели я ничего не знаю. Может быть, я вам отвечу на что-нибудь?».

  В данном случае нарушено правило тезиса.

  Правила относительно тезиса.

1. Тезис должен быть  суждением четким и определенным  по содержанию.

2. Тезис должен оставаться  тождественным, т. е. одним и  тем же на протяжении всего  доказательства.

3. Тезис не должен содержать  логического противоречия.

4. Тезис не должен находиться  в логическом противоречии с  высказанными ранее суждениями  по данному вопросу.

5. Тезис должен быть  обоснован фактами.

6. Тезисом не должно  быть суждение очевидное, так  как то, что достоверно само  по себе, не требует доказательств.

7. Тезис должен определить  весь ход доказательства так,  чтобы то, что в результате  будет доказано, было именно тем,  что требовалось доказать.

      Наиболее распространены связанные с нарушением правил тезиса ошибки: «подмена тезиса», «слишком широкое доказательство», «слишком узкое доказательство», «довод к человеку».

 «Довода к человеку»,  студент просит поставить ему удовлетворительную оценку.

      Тезис студента: «Я прослушал весь курс». Вместо того чтобы отвечать, студент жалуется экзаменатору, что неужели он ничего не знает, может быть он ответит на что-нибудь. Так студент пытается навязать мысль, что предъявлять к студенту готовому ответить на что-нибудь максимальную требовательность жестоко. Об изначальном тезисе речь уже не идет, поскольку тезис подменен.     Подобные приемы пользуются как сознательно, так и бессознательно, но все они психологические и не имеют логического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Бочаров, В. А.Основы логики: Учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. - М.: ИНФРА-М, 2001. С.89,120.

2. Ивин, А. А. Логика: Учебное пособие / А.А. Ивин. - Изд. 2-е. - М.: Знание, 1998.С.91,107,112,117.

3. Ивлев, Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник / Ю.В. Ивлев. - М.: Дело, 2003.С.130,135.


Информация о работе Приемы и основные правила эмпирической аргументации