Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:39, контрольная работа
Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно благодаря собиранию фактов; по их мнению, о науке факты и опыты есть всё; истинный учёный должен ограничиться только регистрацией фактов, т. е. простым описанием фактов, событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, для того чтобы собирать факты и материалы для науки, мы должны руководиться известной мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению того или иного эксперимента, у нас должно быть известное соображение или рассуждение, почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент.
Введение…………………………………………………………………………….…3
1. Понятие и роль гипотезы в познании…………………………………….……….4
2. Виды гипотез……….……………………………………………………….………5
Заключение………………………………………………………………….…………7
Список литературы……………………………………………………….…………...8
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и роль гипотезы в познании…………………………………….……….4
2. Виды гипотез……….…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Некоторые учёные утверждали, что науки строятся исключительно благодаря собиранию фактов; по их мнению, о науке факты и опыты есть всё; истинный учёный должен ограничиться только регистрацией фактов, т. е. простым описанием фактов, событий, явлений. Но на самом деле это мнение совершенно неправильно. Ведь, для того чтобы собирать факты и материалы для науки, мы должны руководиться известной мыслью, известным планом: для того чтобы приступить к совершению того или иного эксперимента, у нас должно быть известное соображение или рассуждение, почему мы должны произвести именно этот, а не какой-нибудь другой эксперимент.
Если бы мы стали производить
эксперименты наудачу, то это не привело
бы ни к каким благоприятным
1. Понятие гипотезы в познании
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к знанию, от неполного знания к более полному. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Мы выдвигаем гипотезы, которые могут перейти при их подтверждении в научные теории или в отдельные истинные суждения, или, наоборот, будут опровергнуты и окажутся ложными суждениями.
Гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.
Специфика гипотезы - быть формой развития
знаний - предопределяется основным свойством
мышления, его постоянным движением
- углублением и развитием, стремлением
человека к раскрытию новых
О познании каких бы явлений не шла речь - явлений природы или общественной жизни, единичных предметов или закономерностей, новое знание всегда возникает первоначально в форме гипотезы. Этим и объясняется необходимый и тем самым всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.
Построение гипотезы всегда сопровождается
выдвижением предположения, объясняющего
исследуемое явление. Оно всегда
выступает в форме отдельного
суждения или системы взаимосвязанных
суждений о свойствах единичных
фактов или закономерных связей явлений.
Суждение является проблематичным суждением,
в котором выражено первоначальное
предположительное знание о причинах
или свойствах исследуемых
Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с ее помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в поверке вероятное знание. Доказанное же с ее помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.
Возникающее при построении гипотезы
предположение рождается в
Построение гипотезы - это сложный
логический процесс с участием различных
форм умозаключений. В отдельных
случаях гипотеза возникает как
результат уподобления двух единичных
явлений, т.е. ее основой выступает
аналогия, в других случаях она -
результат дедуктивных выводов,
чаще всего ее возникновению предшествует
индуктивное обобщение
Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат рассуждения - предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический подход к предположению. Завершающий этап познания - проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.
2. Виды гипотез
В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные, единичные.
Общая гипотеза - это научно обоснованное
предположение о причинах, законах
и закономерностях природных
и общественных явлений, а также
закономерностях психической
Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса рассматриваемых объектов природы, общественной жизни или психической деятельности человека.Частными гипотезами являются и те предположения, которые применяются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением.
Единичная гипотеза - научно обоснованное предположение о причинах, происхождении и закономерностях единичных фактов, конкретных событий или явлений. Врач строит единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку.
В ходе доказательства общей, частной и единичной гипотезы люди строят рабочие гипотезы.
Рабочая гипотеза - это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Рабочая гипотеза непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением, позволяющим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.
В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.Версия в судебном исследовании - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом.
Версии бывают общие, объясняющие некоторые обстоятельства или моменты преступления, и единичные, объясняющие отдельные, индивидуальные факты: кто исполнитель, кто организатор преступления, если было несколько участников, и т. д.
Знания, полученные с помощью частных
версий, служат основой для построения,
конкретизации и уточнения
Заключение
В заключении сделаем некоторые выводы на основе всего выше сказанного и приведенного в пример. Непосредственное определение гипотезы звучит примерно так: Гипотеза - это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза - это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать) , полученное путем экстраполяции старого знания и в то же время порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание. Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемое явление. Оно всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.5
Уже в том, что гипотеза является формой развития, движения всякого знания, проявляется ее диалектическая природа: она - необходимая форма перехода от неизвестного к известному, ступень превращения первого во второе, вероятного знания в достоверное, относительного в абсолютное. Если в науке нет гипотез, то это значит, что в ней нет и проблем, на решение которых они направлены, стало быть в ней знание не развивается.
Итак, мы видим, что научный поиск включает в себя два момента: 1) постановку проблемы и 2) формулировку гипотезы. При благоприятном исходе, при подтверждении гипотезы поиск завершается открытием. Открытие образует третью, завершающую стадию поиска.
Список литературы
1. Карпович В.Н. Истоки. Наука высших измерений / В.Н. Карпович М.: 2004. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск. 2000. -232с.
2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин Полн. собрание сочинений. М.: 2006.-124с.
3. Меркулов И.П. Теория как метод научного познания / И.П. Меркулов. М.: 2005. -231с.
4. Природа и дух: мир
философских проблем. Под
5. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. Издательство “Наука “, М.: 2004.-235с.
1 Карпович В.Н. Истоки. Наука высших измерений / В.Н. Карпович М.: 2004. Проблема, гипотеза, закон. Новосибирск. 2000. -232с.
2 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин Полн. собрание сочинений. М.: 2006.-124с.
3 Меркулов И.П. Теория как метод научного познания / И.П. Меркулов. М.: 2005. -231с.
4 Природа и дух: мир философских проблем. Под научной и общей редакцией / В.Л. Обухова. Cанкт-Петербург. 2005. -232с.
5 Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. Издательство “Наука “, М.: 2004.-235с.