Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:14, реферат
Общее в природе и обществе не существует самостоятельно, вне отдельного, а отдельное не существует без общего; общее существует в отдельном, через отдельное, т.е. проявляется в конкретных предметах. Поэтому общее, существенное, повторяющееся и закономерное в предметах, познаётся через изучение отдельного, и одним из средств познания общего выступает индукция.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава первая 1. Индуктивные умозаключения………………………………….4
1.1. Полная индукция…………………………………………………………...5
1.2. Неполная индукция. Популярная индукция……………………………...6
1.3. Методы научной индукции…………………………………………….8-14
Глава вторая 2. Сущность индуктивного умозаключения и его роль в познании………………………………………………………………………15-18
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...19
2. Правила индукции
Чтобы избегать ошибок, неточностей и неправильностей в своем мышлении, не допускать курьезов, нужно соблюдать требования, которые определяют правильность и объективную обоснованность индуктивного вывода. Ниже подробнее рассмотрены эти требования.
Первое правило гласит, что индуктивное обобщение предоставляет достоверную информацию, только если проводится по существенным признакам, хотя в некоторых случаях можно говорить об определенной обобщенности несущественных признаков.
Главной причиной того, что они не могут быть предметом обобщения, является то, что они не обладают таким важным свойством, как повторяемость. Это тем более важно потому, что индуктивное исследование заключается в установлении существенных, необходимых, устойчивых признаков изучаемых явлений.
Согласно второму правилу важной задачей является точное определение принадлежности исследуемых явлений к единому классу, признание их однородности или однотипности, так как индуктивное обобщение распространяется только на объективно сходные предметы. В зависимости от этого можно поставить обоснованность обобщения признаков, которые выражены в частных посылках.
Неправильное обобщение может приводить не только к недопониманию или искажению информации, но и к возникновению различного рода предрассудков и заблуждений. Главной причиной возникновения ошибок является обобщение по случайным признакам единичных предметов или обобщение по общим признакам, когда необходимости именно в этих признаках нет.
Правильное применение индукции -- один из столпов правильного мышления вообще.
Индуктивное умозаключение -- это такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. То есть частный предмет рассматривается и обобщается. Обобщение возможно до известных пределов.
Можно выделить несколько особенностей индуктивных умозаключений:
1) индуктивное умозаключение включает множество посылок;
2) все посылки индуктивного умозаключения -- единичные или частные суждения;
3) индуктивное умозаключение
возможно при всех
Заключение
В настоящее время индукция все глубже проникает в сокровенные тайны природы и общественной жизни, вскрывая сложнейшие связи и закономерности. Но чем глубже проникает человек в сущность материальной и духовной действительности, тем сложнее и многограннее становится процесс научного исследования, требуется более сложный и совершенный аппарат логического познания. Бурное развитие науки неизбежно порождает столь же бурное развитие логики и методологии научного познания как мощного средства, инструмента научного исследования.
Наряду со знаниями об исследуемых объектах индукция формирует одновременно и знания о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск. В настоящее время бурно развиваются философия науки и методология науки, исследующие общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику индукции, её уровни и формы, средства и методы индуктивного познания, способы его обоснования и механизмы развития логики.
Список использованной литературы
1. Гетманова А.Д. Логика. Углубленный курс: Учебное пособие - 2-е изд.,-М.: КНОРУС, 2008. -192 с.
2. Жеребкин В.Э. Логика: -- К.: Знания, 1999.
3. Марценюк С.П. Логика: Курс лекций. -- К.: НМК ВО, 1993.
4. Щёкин Г.В. Система социологического знания: Учебное пособие. -- К.: МАУП, 1995.
5.http://knowledge.allbest.ru/
6. http://referatplus.ru/logic/1_
Информация о работе Роль индуктивных умозаключений в научном познании