Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 11:54, реферат
В современном мире логика и интуиция играют немаловажные роли во всех сферах деятельности, в том числе и в политике. Чаще всего эти термины рассматривают с философской точки зрения, но сегодня мы посмотрим на них со стороны политики и международных отношений. Для начала, стоит отметить значение данных терминов, их концепцию, их отношение политическим процессам принятия решений. Также, нужно дать пример исторического события события, на которое повлияла интуиция, а так же персоналию, имеющую это чутьё.
ЛОГИКА – нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка. Поскольку формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности исследуются не только в логике, но и в других науках (напр., психологии, эпистемологии, психолингвистике), то логику часто определяют более узко как теоретическую науку о правильных рассуждениях, когда основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Эссе по предмету Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации
На тему: «Роль интуиции и логики в процессе мыслительной (аналитической) деятельности»
Подготовил: студент 4 курса группы 1-7-1
ИМО и СПН (кафедра теории и истории международных отношений)
Данилина Анастасия Станиславовна
Проверил: д.п.н. Лесников
Геннадий Павлович
Дата:15.12.2013
В современном мире логика и интуиция играют немаловажные роли во всех сферах деятельности, в том числе и в политике. Чаще всего эти термины рассматривают с философской точки зрения, но сегодня мы посмотрим на них со стороны политики и международных отношений. Для начала, стоит отметить значение данных терминов, их концепцию, их отношение политическим процессам принятия решений. Также, нужно дать пример исторического события события, на которое повлияла интуиция, а так же персоналию, имеющую это чутьё.
ЛОГИКА – нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка. Поскольку формы и приемы интеллектуальной познавательной деятельности исследуются не только в логике, но и в других науках (напр., психологии, эпистемологии, психолингвистике), то логику часто определяют более узко как теоретическую науку о правильных рассуждениях, когда основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания.
Основными формами, в которых фиксируется результат интеллектуальной познавательной деятельности, являются понятие, суждение и теория. Понятие – это мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет их из универсума и собирает в класс (обобщает) все предметы, обладающие этим признаком. Суждение – мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности некоторого положения дел. Суждения выражаются в языке с помощью повествовательных предложений, выражающих суждения о присущности или неприсущности свойств предметам («Снег бел», «Ртуть электропроводна»), о наличии или отсутствии отношений между предметами («Москва южнее Пскова», «Дездемона не любит Яго»), о связях между ситуациями («При нагревании твердые тела расширяются»). Поскольку одно и то же суждение может быть выражено в языке с помощью различных предложений, а одно и то же предложение в различных ситуациях его употребления может иметь разные смыслы, то необходимо точно фиксировать его смысл (ту информацию о действительности, которую предложение несет). Это делается с помощью высказываний – предложений, выражающих определенное суждение, то есть выражающих мысль о наличии определенного положения дел. При этом высказывание может быть истинным или ложным – оно истинно тогда и только тогда, когда описываемое в нем положение дел имеет место в действительности, в противном случае оно ложно. Наконец, теория представляет систему связанных между собой понятий и высказываний, относящихся к некоторой предметной области.
К числу приемов (процедур) интеллектуальной деятельности, изучаемых логикой, относятся: определение, классификация, научное объяснение, выдвижение и проверка гипотез, постановка и решение задач, научная полемика. Центральное место среди них занимает рассуждение, представляющее собой процедуру обоснования некоторого высказывания путем пошагового выведения его из других высказываний. Простейшим видом рассуждения является умозаключение – непосредственный переход от одного или нескольких высказываний A1, A2,…, An (n і 1) (посылок) к высказыванию B (заключению).
Логика нормативна, поскольку она является наукой о том, как мы должны мыслить, если хотим достичь цели. Она вырабатывает нормы, критерии правильности осуществления интеллектуальных процедур, формируя некий канон, стандарт, идеал, следование которому является необходимым условием успешного осуществления научной и вообще любой рациональной деятельности. Принимая на себя такие обязательства, логика при анализе рассуждений отвлекается от конкретного содержания языкового контекста и фиксирует только ту часть содержания, называемую логической формой, которая остается в результате отвлечения от конкретных содержаний нелогических терминов или же от содержаний простых высказываний, входящих в данный контекст. Это позволяет сформулировать критерий правильности умозаключений: логическая форма умозаключения должна гарантировать, что при истинности посылок мы обязательно получим истинное заключение (рассуждение неправильно, если оно ведет от истинных посылок к ложному заключению). Поскольку в процессе умозаключения мы переходим от высказываний (посылок) к высказыванию (заключению), то между высказываниями возникает отношение, называемое отношением логического следования: если при любой конкретизации (интерпретации) содержаний нелогических терминов, входящих в состав посылок и заключения, истинности посылок всегда отвечает истинность заключения, то заключение логически следует из посылок.
Логика построения учебного курса тесно связана и с логикой развертывания политологии как научной дисциплины, и с логикой развития самой политики как объективного предмета. В то же время в ряде случаев логика учебного изложения может быть обратна логике научного познания политики, поскольку последняя двигается нередко от поверхности к сущности, а в учебной дисциплине уместно было бы начать с сущностных характеристик, например, с политической субстанции - феномена власти. В этом движении присутствуют 'закономерные моменты истинного отражения и закономерные 'перевертывания' в сознании тех или иных сторон, отношений познаваемого'.
Аналитическое мышление предназначено для развития способности к аналитическому мышлению и формированию аналитического склада ума. Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это: разбиение информации на отдельные составляющие; всесторонний анализ этих составляющих, а также начальной информации в целом; восстановление недостающей информации посредством логических выводов и умозаключений; если это задача, то на основе предыдущих шагов необходимо наметить несколько вариантов ее решения далее нужно проанализировать каждый вариант в отдельности, объективно оценив все его плюсы и минусы в итоге необходимо выбрать самый оптимальный вариант.
Несомненно, способность мыслить аналитически будет полезна каждому, но более всего она пригодиться тем, кто хочет добиться успеха и стать первым в своем деле. Человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он может эффективнее и быстрее решать сложные задачи (жизненные, профессиональные и др.); он делает верные, логически обоснованные выводы даже в случае недостатка сведений; он смотрит на проблему с разных точек зрения, поэтому способен найти оптимальный вариант ее решения; о таком человеке говорят, что он сначала думает, а потом делает.
ИНТУИЦИЯ. «Интуиция пролезает там, где логика застревает.» Александров Г.
Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. Философы определяют интуицию как непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение (от лат. Intueri – пристально, внимательно смотреть) истины.
В зависимости от сферы применения различают интуицию:
Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля («чувственная интуиция»)) и интеллекта, логического мышления («интеллектуальная интуиция»). В актах художественного творчества, не говоря уже о научном и техническом творчестве, на неосознаваемом уровне наряду с чувственностью, образами активно работает понятийное, логическое мышление. Интуитивный творческий акт предполагает сжатие во времени, свертывание и переход в подсознание некоторых алгоритмов. Здесь есть нечто общее с закономерностями внутренней речи, где мысль выражается сокращенно. Логика интуиции похожа структурно на алгоритмическое сознательное мышление. Точно так же все формы интуитивной чувственности сохраняют структурное сходство (но в сокращенном виде) с формами сознания. Интуиция – это специфическая человеческая способность, производная от сознания. В этом ее коренное отличие от неосознаваемой психической деятельности животных, от «звериного чутья», имеющего инстинктивную природу. Чутье животных не поднимается до уровня сознания, сознание человека «опускается» на подсознательный уровень «чутья».
Интуиция обычно проявляется в неразрывной связи с особым состоянием подъема духовных и физических сил. В интуитивном творчестве это состояние известно как вдохновение. В процессе интуитивного постижения происходит повышение функциональной активности всех анализаторов (органов чувств), вследствие чего улучшается память. Это перекликается с известным призывом «мыслить в сторону», содержащимся в высказываниях таких крупных ученых, как Лагранж, Пуанкаре, Адамар, Эйнштейн, Вертгаймер и др. Заслуживает внимание тот факт, что интуитивное понимание нередко свойственно природно одаренным, но еще недостаточно эрудированным людям. Это свидетельствует о том, что интуиция может совершаться при неполноте предварительного сознательного анализа. Осуществление интуитивного акта стимулирует самосовершенствование, стремление к творческой деятельности.
Хотя «озарение» произвольно вызвать нельзя, на опыте установлены условия, способствующие, приближающие преодоление порога сознания. Можно назвать несколько таких условий.
Фиксация и повторение условий задачи, которую надо решить. Сконцентрировать на них внимание. Закрепить рамки, в которых должна двигаться мысль. В результате растет подпороговая вероятность искомого результата. Счастливая случайность, как последняя капля, переполнившая чашу, одним толчком, скачком может привести к озарению. Важно умение ждать, терпение. Время, проведенное в разумном бездействии – а разумность заключается в том, чтобы не мешать бессознательному процессу – работает на интуитивное озарение. В этой связи полезной может оказаться техника медитации с ее приемами концентрации внимания и преодоления отвлекающих факторов.
Отсутствие стереотипов, предрассудков, предубеждений и других «вредных привычек» – другое важное условие преодоления порога. Иногда для получения принципиально нового решения полезно пригласить не опытного профессионала с устоявшимися взглядами, а свободного от стереотипов новичка.
Периодическое переключение на другую, в особенности контрастную деятельность. За время «отключения», отдыха, порог может снизиться настолько, что возвращение к задаче сразу приводит к ее решению.
Устранение отвлекающих факторов, действующих не в перерывах, а в процессе работы над задачей. Наличие таких факторов во время работы повышает порог принятия решения и препятствует его появлению на свет.
Уменьшение энергетических затрат за счет устранений всех излишних, необязательных факторов, не помогающих решению. «Ядро» задачи должно быть представлено в наиболее экономной, компактной и наглядной форме (четкий почерк, размещение на меньшем пространстве, хорошее освещение, удобная поза и т.п.). Станиславский подчеркивал, что для того, чтобы «выманить» вдохновение, нужны приемы, иногда до смешного простые и рутинные.
Определяющим для подъема, которое называют вдохновением, является мобилизация и концентрация энергетики. Утомление, истощение, голод, кислородное голодание (гипоксия), отравление, болезнь и т.п. не благоприятствуют работе интуиции. Напротив, отдых, избыток сил, здоровье способствуют творческим успехам. Поэты и художники, да и люди других профессий нередко обращаются в поисках духовного подъема к искусственным стимуляторам: кофе, табак, а нередко и кокаин, ЛСД. Все эти средства подстегивают мозговую энергетику. Но имеются и сугубо индивидуальные приемы, усиливающие приток крови к голове в ущерб остальным органам тела. Шиллер ставил ноги в лед, Мильтон и Декарт опрокидывались головою на диван, Лейбниц мыслил, как правило, в горизонтальном положении, Россини работал, лежа в постели, Руссо обдумывал свои произведения под ярким полуденным солнцем с открытой головой. Определенное влияние оказывает погода, особенно температура. Замечено особенно благоприятное действие знойных месяцев. Известно, что все давние великие цивилизации, когда были получены многие творческие достижения, возникли в широтах с оптимальной среднегодовой температурой – около +20 С°.
Но это сейчас не суть, ведь мы хотим сопоставить интуицию, логику и политические решения во время международных процессов.
ИНТУИЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ - результативное постижение и осознание смысла, сущности политического явления без предварительного анализа и логического обоснования, хорошо и нередко основательно дополняющее информацию. Различают чувственную и интеллектуальную интуицию, но в любом случае интуитивное знание бывает опосредовано опытом практической и теоретической деятельности властвующей персоны, политика, что позволяет говорить о профессиональной интуиции. Можно привести несколько примеров. Один из них - с В. Черчиллем.
В 1941 году Уинстон Черчилль после очередной проверки батарей ПВО вернулся к своей машине и хотел сесть на свое привычное место на переднем сиденье, но его словно что-то остановило, и он сел сзади. Буквально через час, когда машина ехала по улице, впереди взорвалась бомба. Когда его расспрашивали об этом случае, он объяснил: «Я словно услышал «стоп», когда собрался сесть на свое привычное место». В другой раз, когда Черчилль принимал у себя трех своих министров, начался воздушный налет, но обед продолжался. Неожиданно для всех сэр Уинстон резко встал, прошел на кухню, попросил дворецкого отнести обед в столовую, а всем поварам дал команду спуститься в бомбоубежище. Через несколько минут, когда Черчилль уже вернулся к гостям, кухню полностью разрушила упавшая авиабомба.
Эти случаи показывают высокий инстинкт самосохранения, или чутьё, что можно называть интуицией, но не логикой, ибо он не спасал свою жизнь из-за интеллектуального напряжения, а только, в общем, осторожности и осмотрительности.
Информация о работе Роль интуиции и логики в процессе мыслительной (аналитической) деятельности