Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 06:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Логика".
№ 25 РАЗДИЛИТЕЛЬНО-КАТИГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Разделительно-категорическим умозаключением называется двухпосылочное умозаключение, в котором одна посылка (разделительная) представляет собой сложное высказывание, образованное из двух простых высказываний с помощью разделительного союза «… или …» (дизъюнкции, обычно обозначаемой символом Ú), в то время как вторая посылка и заключение – простые высказывания.Они получили название modus tollendo ponens, что означает «отрицающе-утверждающий способ рассуждения». Пример подобного умозаключения выглядит следующим образом: «Этот человек заблуждается сам или сознательно вводит в заблуждение других. Но сам этот человек не заблуждается. Следовательно, он сознательно вводит в заблуждение других». |
№ 26 УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Условно-разделительными умозаключениями называются умозаключения, в которых одна из посылок является разделительным высказывание, а остальные – условными высказываниями. Еще одно название условно-разделительных умозаключений – лемматические, происходящее от греческого слова lemma – предложение, предположение. Это название основано на том, что в этих умозаключениях рассматриваются различные предположения и их следствия. В зависимости от числа условных посылок условно-разделительные умозаключения называют дилеммами (две условные посылки), трилеммами (три), полилеммами (четыре и более). В практике рассуждений чаще всего используются дилеммы. Пример простой конструктивной дилеммы (рассуждение Сократа):«Если смерть – переход в небытие, то она благо. Если смерть – переход в мир иной, то она благо. Смерть – переход в небытие или в мир иной. Следовательно, смерть – благо». № 28 ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Индуктивными называются умозаключения от знания меньшей степени меньшей степени к знанию большей степени общности, от фактов к обобщениям. Бывает полная и неполная индукция. В полной индукции заключение о принадлежности некоего признака ко всему множеству предметов получают на основании повторяемости этого признака у каждого из явлений. В неполной индукции такое заключение получают на основании повторяемости признака у некоторой части рассматриваемого класса явлений. Полная индукция дает достоверные заключения, неполная-вероятные. |
№ 27 СОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА) Энтимемой называется силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение.Что-бы восстанвить энтимему в полный силлогизм, следует руководствоваться следующими прави-лами:1.Найти заключение и так его сформули-ровать, чтобы больший или меньший термины были четко выражены 2. При нахождении посылок и заключения следует исходить из того, что заключение обыно помещается после слов “значит, следовательно” и т.п. Или перед словами “потому, что, ибо, так как”. Другое суждение, естественно, будет является одной из посылок. 3.Если опущена одна из наличествует,то нужно установить,какая из них имеется.4. Зная,какая из посылок опущена,а так- же зная средний термин,можно определить оба термина недостающей посылки № 30 НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ Научная индукция – это индукция на основе установления важнейшей из необходимых связей-причиной.Это умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков или необходимой связи части предметов класса делает сязаключение обо всех предметах класса.Например:”Всем людям для их жизнедея-тельности необходима влага”. Применение науч ной индукции позволяет формулировать общие суждения, в том числе научные законы.Научная индукция дает достоверное заключение. Сущест вуют 5 методов установления причинных связей: 1 сходства, 2 различия, 3 соединенный метод сходства и различия. 4 метод сопутствующих изменений, 5 остатков. |
№ 29 ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ ИНДУКЦИЯ В индукции, как и в дедуктивных умозаключениях,
выделяют посылки и заключение (вывод),
но посылки не подразделяются на меньшую
и большую (все посылки индуктивных рассуждений
равнозначны), а могут быть подразделены на первую, вторую и т. д. Количество
посылок не ограничивается, хотя ясно,
что их число не должно превышать число
самих предметов, элементов, составных
частей какого-то объема (какой-то предметной
области), относительно которого идет
рассуждение. |