Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:06, реферат
Всякий язык представляет собой некоторое информационно-системное образование. Отдельные предметы (знаки), входящие в систему языка, называются его элементами. Совокупность отношений элементов языка образует его структуру. Элементы языка - это звуки, буквы, слова, предложения. Структура языка - отношения между звуками, буквами, словами, предложениями и т.д. Язык представляет собой особую систему материальных образований (знаков), основной функцией которой является передача сведений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА 4
2. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МЫСЛИ 5
3. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
ЛИТЕРАТУРА 13
Формальная логика - это наука
о формах мышления, о формально-логических
законах и других связей между
мыслями по их логическим
При применении средств,
Кроме формальной логики существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания.
Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и т.д., такие методы познания, как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез и т.д. В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики, и наоборот.
Одной
из тенденций, ярко проявляющихся в
современном авангарде, следует
признать сдвиг традиционного
Многие тексты свидетельствуют о стремлении к созданию глобальной поэтической картины мира, претендующей на охват и общенаучных и общефилософских представления, и соответствующего метаязыка, о чем свидетельствуют поиски в области поэтических форм мысли». Флагманом воображения авангарда 80-х, если воспользоваться словами А. Еременко, становится «синтез поэзии, философии и науки».
Истоки этого явления - в качественной особенности литературного процесса ХХ века. Его невозможно охарактеризовать в отрыве от движения всей культуры и прежде всего стремления разрушить условия «двоекультурья» - раздельности науки и искусства. В 1925 г. в статье «О синтезе в поэзии» В. Брюсов определил поэзию и науку как взаимосвязанные и взаимодополняющие области акта познания. Начало века дало и два уникальных примера творческой реализации принципа «нерасторжимости эстетической интуиции и интеллекта», «художественных ассоциаций и глубоких научных абстракций» - поэзию Хлебникова и Цветаевой.
Вопрос о преодолении кризиса ситуации разделения науки и культуры остро стоит и в наши дни, и эта необходимость определила многие черты мышления современных поэтов авангарда.
Как отмечает А. Парщиков: «очередные начинающие вдруг обнаружили, что мировой драматизм подлиннее в образах науки»; путь к истине и основы творчества - «в слежении за постоянной перекодировкой естественных феноменов в гуманитарные и наоборот»; отсюда - призыв «смотреть на «запретное» спокойным взглядом ученого», «найти то, чего еще не существует, говорить о тайне в поэзии, а не об известном». Поэзия 80-х на новом уровне решает и задачу «прорыва в языки», задачу создания научного поэтического языка - скорее научно-фантастического, позволяющего, по формулировке А. Парщикова, «оставаясь с тайной» (постигая ее? угадывая?), быть «свободным в своем воображении» относительно объекта познания (А. Парщиков).
В
философском анализе языка
С
точки зрения логики, язык науки
представляет собой набор формальных
знаковых систем с правилами интерпретации;
к языку предъявляется
Процесс научно-поэтического постижения мира идет от внешнего восприятия вглубь, о «физики» к внутренней наполненности. Как пишет М. Эпштейн, «отсекая все внешние способы выражения, чувство развивается в глубину, становится духовным знанием, овладевает мерой вещей». Поиск «нового языка» предполагает, как это формулирует С. Соловьев, «постепенное редуцирование языковых вех, начиная с декора и дальше - к энергетическому переключению на канал чистого восприятия и транслирования без помех», т.е. переход от поверхностной языковой структуры к глубинной. «Внешние способы выражения» (поверхностную структуру мира) обнаруживают «вольный ветер зрения» (А. Чернов) и «слуховая волна» (О. Седакова), легко обращающиеся во «внутреннее зрение» и «внутренний слух», которые фиксируют «выделенность сущности, пережившей свое существование».
Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс интеграции и дифференциации, отличающий развитие всей науки в современную эпоху. Одним из достижений современного синтаксиса является выявление и разграничение аспектов изучения синтаксических единиц. Одни аспекты связаны с семантикой предложений, другие - с их структурой. Трудно сказать, какой аспект главнее, несомненно, что основным является и структурный, и семантический аспект, и это отразилось в современных синтаксических теориях. Выделенные аспекты не исчерпывают всего многообразия существующих подходов к изучению синтаксических единиц, возможно и выявление новых аспектов, которые позволят с новых позиций дать анализ каких-либо свойств единиц синтаксиса.
Логический
аспект изучения синтаксических единиц
связан с лучшими традициями русской
лингвистики, так как классики отечественного
языкознания рассматривали
В работах по общему языкознанию язык рассматривается как средство формирования, выражения и сообщения мысли. Наиболее существенной чертой предложения является его способность формировать и выражать мысль. Философы и лингвисты, разделяющие это положение, различают 3 вида мысли: «мысль-сообщение», «мысль-вопрос», «мысль- побуждение». Различия этих видов мысли обусловливают особые структурные и семантические свойства предложений, выделяемых обычно только по цели высказывания: повествовательных, вопросительных и побудительных.
История развития отечественного языкознания показывает, что философы и лингвисты искали и ищут те формы мысли, которые лежат в основе предложения; исследуют структуру мысли, определяющей синтаксическую членимость предложения. Мысль, выражаемая в предложении, у лингвистов 19 и 20 вв. получает разные толкования и названия: у Ф.И. Буслаева - суждение, у А.А. Потебни - апперцепция, у А.А. Шахматова - психологическая коммуникация и т.д. Важно, что большинство ученых отмечает двучленный характер мысли, выражаемой в любом предложении, так как в любом предложении есть предмет мысли-речи, то есть то, о чем говорится, и то, что говорится о предмете. В современной лингвистике широко используются логические термины: субъект, предикат и др. Термин субъект используется как синоним следующих слов и словосочетаний: деятель, производитель действия, действующее лицо, говорящий, предмет мысли, носитель признака. Логический термин предикат употребляется как синоним термина сказуемое, а также с ним связано понятие предикативность.
Логический аспект важен прежде всего потому, что степень членимости мысли определяет степень членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных, односоставных, нечленимых.
Структурный аспект, или конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфика этого лингвистического направления в том, что ученые при изучении синтаксических единиц особое внимание уделяют их моделям, структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы.
В структурные схемы простого предложения входят лишь те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющей синтаксические позиции членов предложения. В результате в центре внимания оказались лишь подлежащее и сказуемое, а второстепенные члены перешли в синтаксис словосочетания. Изучение структуры синтаксических единиц имеет много и плюсов, и минусов. С одной стороны, невозможно в структурной схеме отразить все семантическое многообразие синтаксических построений, а с другой стороны, структурные схемы отражают основные механизмы построения высказываний и демонстрируют средства, обслуживающие грамматические значения синтаксических единиц и их компонентов.
Коммуникативный
аспект связан прежде всего со способностью
предложения выступать в
Коммуникативный аспект оказывает влияние и на решение вопроса об объеме члена предложения (ср.: Искусство писать - это искусство сокращать). Способы актуализации информативного центра высказывания - логическое ударение, порядок слов, лексический повтор, частицы и т.п.
Все рассмотренные аспекты очень тесно взаимосвязаны.
Структурно-семантическое
направление - очередной этап эволюции
традиционного языкознания. В нем
бережно сохраняются и
Развитие структурно-семантического направления стимулируется потребностями преподавания русского языка, где необходимо многоаспектное, объемное рассмотрение речевых и языковых средств.
Одним
из основных принципов структурно-
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Об отношении русского письма к русскому языку. СПб., 1912, 132 стр.
2.
Буслаев Ф. И. Опыт
3. Введение в логику Учебное пособие (Серия «Disciplinae»), (ГРИФ) // Ненашев М.И. - М.: Гардарики, 2004
4. Ивин А.А. Логика: Элементарный курс: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2001.
5. История логики // Маковельский А.О. М.: Кучково поле, 2004
6. Ивлев Ю.В. Курс лекций по логике. - М.: издательство Московского университета, 1988. С.16-20.
7.
Строгович М.С. Логика:Учеб. пособие для
вузов.-М.:Госполитиздат,1949.-
Информация о работе Соотношение между логической структурой мысли и грамматической структурой языка