Введение.
Актуальность данной работы
заключается в том, что современная жизнь
изобилует конфликтными ситуациями, и
для решения важных для себя проблем человеку
все чаще приходится вступать в спор с
другими людьми, защищать свою точку зрения.
Умение компетентно и плодотворно
обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать
и убеждать, аргументировано отстаивать
свою точку зрения и опровергать мнение
оппонента должно стать обязательным
качеством каждого образованного человека.
Целью данной работы является
раскрыть понятие спора, изложить некоторые
важные аспекты спора, а так же основные
способы победы в споре.
Поставленная цель обусловила необходимость
решения следующих задач:
- Установить понятие спора и
его основные классификации;
- Выделить цели спора;
- Выделить основные требования
ведения спора.
Характеристика понятия
спор.
Единого определения
данного слова нет. Спор – это…
1. Словесное состязание, обсуждение
чего-либо, в котором каждый отстаивает
свое мнение.
2. Борьба мнений по
различным вопросам науки, литературы,
политики и т.д.
3. Состязание, соперничество.
Всякий спор - это логико-психологическое
явление: в основе лежит логическое доказательство,
но ведется он с целью воздействовать
на сознание и чувства оппонента. В этом
смысл спора как разновидности аргументации.
Классификация и цели
споров.
Основными классификациями
являются:
- По цели, которую ставят перед собой участники
спора.
- Спор с целью выработки общего
мнения, достижения согласия, консенсуса.
Такие споры часто встречаются в среде
государственных или политических деятелей,
в юридической практике.
- Спор с целью навязать свое
мнение оппоненту или слушателям.
- Спор ради спора. Есть любители самого процесса спора.
- По количеству участников споры делятся
на:
- Простой спор - Это спор двух человек.
- Сложный спор включает в себя
более двух человек.
- По условиям, в которых проходит спор,
споры делятся на:
- Спор в присутствии слушателей
(публичный спор).
- Спор один-на-один, без слушателей.
- По форме споры делятся на устные
и письменные.
- По приемам споры делятся на
корректные и некорректные.
Корректные приемы спора:
- Эффект внезапности. В споре не спешите выкладывать все свои
аргументы сразу, приберегите что-нибудь
к концу спора. Высказанный напоследок сильный аргумент
- это внезапный удар, который может закончить
спор в вашу пользу.
- Бремя доказывания. Огромное преимущество
в споре получает тот, кому удается возложить
бремя доказывания на оппонента, а самому
занять позицию критика. Доказывать всегда
труднее, чем разрушать доказательство.
Некорректные приемы спора
(уловки):
- «Сведение к абсурду». Поспешное обобщение и чрезмерное преувеличение. Если
противник согласился с двумя-тремя примерами,
можно приписать ему и согласие с общим
положением. Например: "Вы согласны, что этот торговый работник - жулик?"
- "Согласен"- "Ну вот, вы сами признали,
что они там все жулики!"
Нейтрализовать ее можно, заявив:
«Не будем преувеличивать» или «Не надо
утрировать».
б) «Ссылка на авторитет»
- ссылки на высказывания великих людей,
которыми вы пытаетесь обосновать истинность
своего тезиса или ложность тезиса противника.
В подобных случаях рекомендуется
ответ: «Я ценю это мнение, но, к сожалению,
оно ничего не доказывает».
в) Ссылка на свой возраст,
образование, положение, например: «Я как
человек, имеющий два высших образования,
утверждаю, что...» или «Как человек, который
вам в отцы годится...» и т.п.
Защита от такой уловки - ответ:
«Я знаю и ценю ваш опыт (или образование,
или возраст и т.п.), но это не аргумент».
Цели ведения спора, в зависимости от
того направлены они на решение обсуждаемой
проблемы или, наоборот, на то чтобы создать
дополнительные проблемы и барьеры, могут
быть разделены на две группы: конструктивные
и деструктивные.
Конструктивные цели:
- Обсудить все возможные варианты решения
проблемы;
- Привлечь на свою сторону как можно больше
лиц, готовых к сотрудничеству;
- Опровергнуть ненаучный, некомпетентный
подход к решению проблемы, разоблачить
ложные слухи.
Деструктивные цели:
- Расколоть участников спора на две непримиримые
группы;
- Завести решение проблемы в тупик;
- Используя заведомо ложную информацию,
повести спор по ложному пути.
Конечной целью спора могут быть следующие
результаты:
- Победа одного участника спора и поражение
другого.
- Спор не дал результатов: стороны «остались
при своем».
- Стороны пришли к общему решению путем
сопоставления позиций.
- Стороны разошлись еще большими противниками:
результатом спора стало обострение разногласий.
Основные требования культуры
спора.
- Всякий спор будет успешным
лишь в том случае, если четко выделен
его предмет. Это важнейшее требование
культуры спора.
Предмет спора – это те положения,
суждения, которые подлежат обсуждению
путем обмена различных точек зрения,
сопоставления разных мнений.
Порой спорящие, не закончив
разговора об основном предмете спора,
переходят ко второму, а от него к третьему
и т.д. В конце концов, спор так далеко уклоняется
от главного предмета, что сами спорщики
не могу вспомнить, с чего, собственно,
начался спор.
- Необходимым условием эффективности
спора является определенность позиций,
взглядов его участников. Если в ходе обсуждения
спорной проблемы точка зрения оппонента
выражена нечетко, с ним трудно вести полемику.
Спор становится более плодотворным, если
у участников полемики есть общность исходных
позиций, начальное взаимопонимание для
обсуждения нерешенных вопросов.
Когда говорят об общности исходных
позиций, то не имеют в виду единую точку
зрения по обсуждаемым вопросам. Мнения
участников спора могут быть разными,
но должна быть общая цель, стремление
найти правильное решение, желание разобраться
в спорном вопросе и добиться истины.
- Успех полемического обсуждения
во многом зависит от умения его участников
правильно оперировать в споре понятиями
и терминами.
Необходимо уметь выделить
основные, опорные понятия, связанные
с предметом спора, так как неточное употребление
участниками спора, терминов, многозначных
слов может затруднить общение, помещать
обсуждению спорной проблемы, стать причиной
заблуждений.
- Одним из важных требований
культуры спора является уважение оппонентов
друг к другу. Стремление понять своего
оппонента, уважительное отношение его
к убеждениям позволяют добиться положительного
результата, помогают в поисках истины,
а так же являются необходимыми условиями
плодотворного публичного спора.
Требованием культуры спора
так же является выдержка и самообладание
в споре.
- Не рекомендуется горячиться
в споре. Умение сохранять спокойствие
– важное качество полемиста.