Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:28, реферат
Последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения, францисканский богослов, философ, деятельность которого протекала на рубеже XIII и XIV веков. Иоанн Дунс Скот.
Биография …………………………………………………….3 – 4 стр.
Вклад в логику и гуманитарные науки ……………………..5 – 9 стр.
Посмертное признание ………………………………………10 стр.
Литература…………………………………………………….11 стр.
Основополагающим моментом в философии Скота становится учение об унивокации (синонимии) сущего. Это учение предполагает, что, в соответствии с определением первого объекта человеческого ума, всякая вещь может быть познана в силу того, что является сущей, то есть в силу того, что она есть, и «сущее» может сущностно сказываться о любой вещи, как материальной, так и нематериальной, и, что особенно важно, несотворенной.
Что именно Скот считал возможным знать о Боге человеку в этой жизни, является предметов споров. Точно можно сказать, что в трактате «О Первопричине» философ доказывает, что Бог прост, бесконечен, наделен интеллектом и волей. Скот, похоже, не берется философски обосновывать божественное всемогущество и оставляет теологии такие вопросы, как спасение и бессмертие души. При этом он, однако, утверждает: философия может показать, что и то и другое возможно, но строгое доказательство этих и других истин христианской веры в рамках философии вряд ли имеет место.
Посмертное признание.
Дунса Скота похоронили во францисканской готической церкви города Кёльна, но гробницу схоласта неоднократно переносили и перестраивали. Первое перенесение мощей его первый биограф Лука Уоддинг относил ко времени папы–францисканца Сикста IV (1471–1484). Второе перенесение мощей 1509–1513 годов считается документированным более надёжно и примерно к тому же времени относят признание его мариологической теории в ведущих богословских университетах. Будто бы 30 августа 1509 года обнаружили нетленные останки Иоанна Дунса Скота и начали сооружать ему величественный саркофаг, украшенный портретами покойного, богословов–францисканцев и классической латинской эпитафией.
Через сто лет, 13 января 1619 года, саркофаг Дунса Скота перенесли в другое место, но 6 июля 1643 года останки философа потревожили ещё раз из–за перестройки всей церкви.
В 1639 году францисканец Лука Уоддинг (Ваддинг) издаёт в Лионе 12 томов полного собрания сочинений Дунса Скота, там же, в 1644 году, он издаёт жизнеописание Иоанна Дунса. Критическое переиздание полного собрания сочинений начато осуществляться специальной (скотистской) комиссией Ватикана в 1938 году.
В 1706 году с научного исследования нетленных останков Иоанна Дунса Скота начался процесс его католической беатификации, закончившийся в 1993 году причислением его к лику «блаженных».
Останки Дунса Скота эксгумировали ещё дважды: 23 сентября 1858 года в связи с канонизацией догмата о «Непорочном Зачатии Девы Марии» и в 1954 году непонятно по какому поводу. В 1956 году его саркофаг вернули в церковь францисканцев Minoritenkirche.
В 1966 году папа Павел VI (1963–1978) в булле Alma parens признал величие учения Дунса Скота. 15 ноября 1980 года папа Иоанн Павел II (1978–2005) первым из римских пап посещает его могилу. 20 марта 1993 года Иоанн Дунс Скот признан «блаженным» Католической Церкви. Тем самым, Дунс Скот удостоился церковного почитания, но не поклонения.
Литература.