Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:37, реферат
В отечественной логикометодологической и философской литературе проблемы аргументации долгое время почти не рассматривались. Заметный интерес к ним возник в связи с процессами демократизации общественной жизни, создавшими благоприятные условия для взаимно го обмена мнениями между представителями различных общественных движений. Быстрое развитие все новых сфер общественной жизни, а также задача подготовки специалистов в ряде профессиональных областей, связанных с необходимостью воздействия на убеждения людей, таких, например, политика, юриспруденция, преподавание, философия, психология, теология актуализировали необходимость специального изучения приемов убеждающего воздействия. Последнее, как известно, является предметом теории аргументации.
Введение..................................................................................................................3
1. Теория аргументации..........................................................................................4
1.1 Абсолютное и сравнительное обоснование....................................................5
1.2 Классификация способов аргументации.........................................................5
1.3 Примеры, факты и иллюстрации, используемые при аргументации...........9
1.4 Теоретическая и методологическая аргументация.......................................11
Список используемой литературы.......................................................................16
«если верно, что если А, то В, и неверно не-В, то А» («если верно, что если А, то В, и В, то А»)
Эта схема совпадает со
схемой косвенной верификации. Неуспех
фальсификации является, однако, ослабленной
верификацией: в случае . обычной
косвенной верификации
Позитивное обоснование
— это обычная косвенная
1.3. Примеры, факты
и иллюстрации, используемые
Эмпирические данные могут
использоваться в ходе аргументации
в качестве примеров, когда факт
или частный случай делает возможным
обобщение, иллюстраций, когда он подкрепляет
уже установленное общее
Употребление фактов как
примеров и иллюстраций может
рассматриваться как один из вариантов
обоснования какого-то положения
путем подтверждения его
Факты, используемые как
примеры и иллюстрации, обладают
рядом особенностей, выделяющих их
среди всех тех фактов и частных
случаев, которые привлекаются для
подтверждения общих положений
и гипотез. Примеры и иллюстрации
более доказательны, или более
вески, чем остальные факты. Факт
или частный случай, избираемый в
качестве примера, должен достаточно отчетливо
выражать тенденцию к обобщению.
Тенденциозность факта-примера
Пример — это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения.
Примеры могут использоваться
только для поддержки описательных
утверждений и в качестве отправного
пункта для описательных обобщений.
Но они не способны: поддерживать оценки
и утверждения, тяготеющие к оценкам,
т.е. подобные клятвам, обещаниям, рекомендациям,
декларациям и т.д.; служить исходным
материалом для оценочных и подобных
им обобщений; поддерживать нормы, являющиеся
частным случаем оценочных
Излагая факты в качестве примеров чего-либо, оратор или писатель обычно дает понять, что речь идет именно о примерах, за которыми должно последовать обобщение, или мораль. Но так бывает не всегда.
Факты, используемые в качестве примера, могут быть многозначны: они могут подсказывать разные обобщения, и каждая категория читателей может выводить из них свою, близкую ее интересам мораль; между примером, иллюстрацией и образцом далеко не всегда удается провести четкие границы.
Одна и та же совокупность приводимых фактов может истолковываться некоторыми как пример, наводящий на обобщение, другими — как иллюстрация уже известного общего положения, третьими — как образец, достойный подражания.
Иллюстрация — это факт или частный случай, призванный укрепить убежденность слушающего в правильности уже известного и принятого общего положения.
Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение. Иллюстрация проясняет известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании слушающего.
С различием задач примера и иллюстрации связано различие критериев выбора примеров и выбора иллюстраций.
Пример должен выглядеть достаточно твердым, однозначно трактуемым фактом. Иллюстрация вправе вызывать, небольшие сомнения, но она должна особенно живо воздействовать на воображение слушателя, останавливая на себе внимание. «Иллюстрацию, целью которой является эффект присутствия, иногда бывает необходимо развернуть с помощью конкретных, задерживающих внимание деталей, тогда как пример, напротив, следует предусмотрительно «ощипать» во избежание рассеивания мысли или ее отклонения от цели, намеченной оратором. Иллюстрация в гораздо меньшей степени, чем пример, рискует быть неверно интерпретированной, так как нас при этом ведет правило известное и зачастую вполне привычное».
В аргументации часто используются сравнения. Те сравнения, которые не являются сравнительными оценками (предпочтениями), обычно представляют собой иллюстрации одного случая посредством другого, при этом оба случая рассматриваются как конкретизации одного и того же общего принципа.
Итак, иллюстрация особенно
наглядно показывает, что эмпирическое
обоснование есть лишь частный случай
эмпирической аргументации. Последняя
включает не только прямое подтверждение
в непосредственном чувственном
опыте и косвенное
1.4. Теоретическая
и методологическая
Дедуктивное обоснование
Общие утверждения, научные законы, принципы и т.п. не могут быть обоснованы чисто эмпирически, путем ссылки только на опыт. Они требуют также теоретического обоснования, опирающегося на рассуждение и отсылающего к другим принятым утверждениям. Без этого нет ни абстрактного теоретического знания, ни хорошо обоснованных убеждений.
Невозможно доказать общее утверждение посредством ссылок на свидетельства, относящиеся к каким-то отдельным случаям его применимости. Универсальные обобщения — это своего рода гипотезы строящиеся на базе существенно неполных рядов наблюдений. Подобные универсальные утверждения невозможно доказать исходя из тех наблюдений, в ходе обобщения которых они были выдвинуты, и даже на основе последующих обширных и детализированных серий предсказаний, выведенных из них и нашедших свое подтверждение в опыте. Теории, концепции и иные обобщения эмпирического материала не выводятся логически из этого материала. Одну и ту же совокупность фактов можно обобщить по-разному и охватить разными теориями. При этом ни одна из них не будет вполне согласовываться со всеми известными в своей области фактами. Сами факты и теории не только постоянно расходятся между собой, но и никогда четко не отделяются друг от друга.
Все это говорит о том, что согласие теории с экспериментами, фактами или наблюдениями недостаточно для однозначной оценки ее приемлемости. Эмпирическая аргументация всегда требует дополнения теоретической. Не эмпирический опыт, а теоретические рассуждения оказываются обычно решающими при выборе одной из конкурирующих концепций.
В отличие от эмпирической аргументации способы теоретической аргументации чрезвычайно многообразны и внутренне разнородны. Они включают дедуктивное обоснование, системную аргументацию, методологическую аргументацию и т.д. Не существует единой, проведенной последовательно классификации способов теоретической аргументации.
Одним из важных способов теоретической аргументации является дедуктивная аргументация.
Дедуктивная аргументация — это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений.
Если выдвинутое положение удается логически (дедуктивно) вывести из уже установленных положений, это означает, что оно приемлемо в той же мере, что и сами эти положения.
Дедуктивное рассуждение — это всегда в каком-то смысле принуждение. Размышляя, мы постоянно ощущаем давление и несвободу. Не случайно Аристотель, первым подметивший безоговорочность логических законов, с горечью заметил: «Мышление — это Страдание», ибо «коль вещь необходима, в тягость она нам».
Обоснование одних утверждений
путем ссылки на истинность или приемлемость
других утверждений — одна из функций,
выполняемых дедукцией в
В обычных процессах аргументации фрагменты дедуктивного обоснования обычно предстают в очень сокращенной форме. Нередко результат дедукции выглядит как наблюдение, а не как итог рассуждения.
Дедуктивная аргументация применима во всех областях рассуждения и в любой аудитории.
Удельный вес дедуктивной аргументации в разных областях знания существенно различен. Так, она очень широко используется в математике и математической физике и эпизодически — в истории или философии.
Понятие дедукции является
общеметодологическим. В логике ему
соответствует понятие
Доказательство обычно определяется
как процедура обоснования
Системная аргументация.
Системная аргументация — обоснование утверждения путем включения его в качестве составного элемента в кажущуюся хорошо обоснованной систему утверждений, или теорию.
Подтверждение следствий, вытекающих из теории, одновременно подкрепляет саму теорию. С другой стороны, теория сообщает выдвинутым на ее основе положениям определенные импульсы и силу и тем самым содействует их обоснованию. Утверждение, ставшее элементом теории, опирается уже не только на отдельные факты, но во многом также на широкий круг явлений, объясняемых теорией, на предсказание ею новых, ранее неизвестных эффектов, на связи ее с другими теориями и т.д. Анализируемое положение, включенное в теорию, получает ту эмпирическую и теоретическую поддержку, какой обладает теория в целом.
Системный характер научного утверждения зависит от его связи с той системой утверждений (или практикой), в рамках которой оно используется. Можно выделить пять типов утверждений, по-разному относящихся к практике их употребления:
1) утверждения, относительно которых не только возможно, но и разумно сомнение в рамках конкретной практики;
2) утверждения, в отношении
которых сомнение возможно, но
не является разумным в данном
контексте (например, результаты
надежных измерений;
3) утверждения, не подлежащие
сомнению и проверке в данной
практике под угрозой
4) утверждения, ставшие
стандартами оценки иных
5) методологические утверждения, не проверяемые в рамках любой практики.
Опровержимость и
Еще одним способом теоретического
обоснования является анализ утверждения
с позиции возможности
От научных положений требуется, чтобы они допускали принципиальную возможность своего опровержения и предполагали определенные процедуры своего подтверждения. Если эти требования не выполняются, относительно выдвинутого положения нельзя сказать, какие ситуации и факты несовместимы с ним, а какие — поддерживают его. Положение, в принципе не допускающее опровержения и подтверждения, оказывается вне конструктивной критики, оно не намечает реальных путей дальнейшего исследования. Конечно, такое утверждение нельзя признать обоснованным.
Методологическая аргументация.
Метод — это система
предписаний, рекомендаций, предостережений,
образцов и т.п., указывающих, как
сделать что-то. Метод охватывает,
прежде всего, средства, необходимые
для достижения определенной цели,
но может содержать и
Методологическая аргументация
— это обоснование отдельного
утверждения или целостной
Возможности методологической аргументации очень различны в разных областях знания. Ссылки на метод, с помощью которого получено конкретное заключение, довольно обычны в естественных науках, крайне редки в гуманитарных науках и почти не встречаются в практическом и тем более в художественном мышлении.
Научный метод не содержит
правил, не имеющих или в принципе
не допускающих исключений. Все его
правила условны и могут