Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:08, реферат
В данном реферате не предоставляется возможности рассмотреть не только теории Гегеля, но хотя бы саму логику в его понятии. Поэтому в данном реферате я затрону только вершину айсберга, а именно общее деление логики в представлении Гегеля.
Как уже было сказано, Гегель под логикой понимал не то, что все обычные люди. Гегель говорил “Система логики - это царство теней, мир простых сущностей, освобожденных от всякой чувственной конкретности. Изучение этой науки, длительное пребывание и работа в этом царстве теней есть абсолютная культура и дисциплина сознания”.
Введение...................................................................................................................3
1.Троичная структура логики.................................................................................4
2.Бинарная структура логики.................................................................................7
Заключение.............................................................................................................11
Список использованной литературы...................................................................14
Содержание:
Введение......................
1.Троичная структура логики........................
2.Бинарная структура логики........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Жизнь Гегеля (1770-1831) бедна
событиями. В молодости он сильно
тяготел к мистицизму, и в некотором
отношении его поздние взгляды
можно рассматривать как
Сама философия Гегеля очень трудна в понимании, что признают и видные специалисты [2].
Наиболее важной трудом Гегеля являются его “Наука логики”. Логикой для Гегеля является совершенно отличное от того, что мы обычно называем логикой. Его взгляд состоит в том, что любой обыкновенный предикат, если он берется как характеристика реального целого, обнаруживает самопротеречивость.
В данном реферате не предоставляется возможности рассмотреть не только теории Гегеля, но хотя бы саму логику в его понятии. Поэтому в данном реферате я затрону только вершину айсберга, а именно общее деление логики в представлении Гегеля.
Как уже было сказано, Гегель под логикой понимал не то, что все обычные люди. Гегель говорил “Система логики - это царство теней, мир простых сущностей, освобожденных от всякой чувственной конкретности. Изучение этой науки, длительное пребывание и работа в этом царстве теней есть абсолютная культура и дисциплина сознания”.[1]
О делении этого “царства теней” и пойдет речь в данном реферате.
Сам Гегель говорит о делении логики следующее: “…общее деление может быть здесь лишь предварительным, может быть указано как будто лишь постольку, поскольку автор уже знаком с этой наукой и потому в состоянии здесь заранее указать исторически, к каким основным различиям определит себя понятие в своем развитии.”[1]
Внутренняя организация “Науки логики” выражается в следующем положении : “ Логика… хотя и распадается вообще на объективную и субъективную логику, все же имеет, точнее, следующие три части:
I Логику бытия,
II Логику сущности и
III. Логику понятия ” [1]
Тут дано членение логики на три части – учении о бытии, сущности и понятии, которые появились в 1812, 1813 и 1816 годах.
Эта троичная структура обнаруживается в линейности всего произведения.[3]
“Сущность, - пишет Гегель, - находится между бытием и понятием и составляет их середину, а ее движение – переход из бытия в понятие” [1] С такой точки зрения закон увязывания частей воедино – это закон перехода от одной части к другой. Но это такой переход, который грозит оставит каждую из частей в ее относительной внешней самостоятельности: в качестве “первого отрицания бытия” сущность стоит сначала рядом с бытием; сущность должна положить самое себя в-себе и для-себя[3] : “Так она сообщает себе свое наличное бытие, равное ее в-себе-бытию, и становится понятием”[1]
Из этого П.-Ж. Лабарьер (Франция) [3] делает два вывода. Первый: три этапа “Науки логики” – иллюстрация трех моментов, которые относятся к схеме рефлексии (от лат. Reflexio – обращение назад, процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения). Сфере бытия соответствует полагающая рефлексия, сущности – внешняя, а понятию – определяющая рефлексия. Существенно принять во внимание, что это указывает на основополагающий характер данной схемы по отношению ко всей “науке логики”. Второй вывод: подобно тому как определяющая рефлексия образует единство рефлексии полагающей и внешней, так и понятие есть единство бытия и сущности. Вот тут-то и совершается первое нарушение линейной связи. Становится ясным, что на протяжении всего сочинения и во всех его частях речь идет о понятии: в первой – о понятии в-себе, в разделе, посвященному сущности, - о понятии для-себя, а в разделе “Понятие” – о понятии, полностью опосредовавшем самого себя, ставшего непосредственным. В оригинале это звучит так: “…все понятие в целом должно рассматриваться, во-первых, как сущее понятие и, во-вторых, как понятие; в первом случае оно есть только понятие в себе, понятие реальности или бытия; во втором случае оно есть понятие как таковое, для себя сущее понятие (каково оно - назовем конкретные формы - в мыслящем человеке, но также, хотя и не как сознаваемое, а тем более не как понятие, которое знают, в ощущающем животном и в органической индивидуальности вообще; понятием же в себе оно бывает лишь в неорганической природе). - Согласно этому, логику следовало бы, прежде всего, делить на логику понятия как бытия и понятия как понятия, или, пользуясь обычными, хотя и самыми неопределенными, а потому и самыми многозначными выражениями, на объективную и субъективную логику. Сообразно же с лежащей в основе стихией единства понятия в самом себе и, следовательно, нераздельности его определений, последние, поскольку они различны, поскольку понятие полагается в их различии, должны также находиться, по крайней мере, в соотношении друг с другом. Отсюда получается некая сфера опосредствования, понятие как система рефлективных определений, т. е. как система бытия, переходящего во внутри-себя-бытие понятия, понятие, которое, таким образом, еще не положено, как таковое, для себя, а обременено в то же время непосредственным бытием как чем-то также внешним ему”. [1]
Следующая проблема, которую
я хотел бы рассмотреть может
быть определена следующим образом:
поскольку понятие в его
Что и заставляет нас отказаться от линейной структуры при анализе “Науки логики” и рассматривать первую книгу (учение о бытии и сущности в ее противоположении третьей книге (учении о понятии).[3]
Хотя сам Гегель говорил так об учении о сущности: “… находящееся посредине между учением о бытии и учением о понятии. - В общем делении нашего логического произведения оно помещено еще в объективной логике, поскольку, хотя сущность и есть уже внутреннее, но характер субъекта следует непременно сохранить за понятием”.[1]
П.-Ж. Лабарьер делает следующие выводы:
Различные части “Науки логики” соотносятся друг с другом отнюдь не в качестве чего-то противоположного и гомогенного: напротив, каждая из них, как всегда бывает в диалектической сфере, находится в состоянии существенного для нее движения от самой себя к другой части, которую она с самого начала уже заключает в себе. Поэтому бытие и сущность суть моменты становления понятия, и субстанции, появляющаяся в конце “Объективной логики”. И наоборот, понятие определяется благодаря своему объективному становлению как абсолютная идея, которая в-себе и вне-себя- самой полагает инобытие, придающее абсолютной идее природное и духовное существование.
Это предполагает, - говорит
П.-Ж. Лабарьер, -что каждая из частей
в ее внутренней организации может
и должна быть поставлена в структурное
отношение с логическим моментами,
которые составляют другую часть. Например,
он в начале раздела о сущности
формально противопоставляет
Эта комплексная организация целиком подчинена закону движения рефлексии, а именно трех ее моментов – полагающей, внешней и определяющей рефлексии.
2. Бинарная структура логики
Когда размышляют над структурой
“Науки логики”, то обычно в первую
очередь упоминают о
Хотя сам Гегель, говоря о делении логики “вообще на объективную и субъективную”, уточнил, что она имеет все же три части (см. стр.4 данного реферата).
Деление логики на две части
вытекает из того, что внутреннее движение
содержания есть именно движение понятия
и что как раз понятие
Гегель пишет: “Итак, прежде всего, следует напомнить, что мы здесь исходим из предпосылки, что деление должно находиться в связи с понятием или, вернее, заключаться в нем самом. Понятие не неопределенно, а определенно в самом себе; деление же выражает развитом виде эту его определенность; оно есть его суждение, не суждение о каком-нибудь внешне взятом предмете, а процесс суждения, т. е. процесс определения понятия в нем же самом”.[1]
Следовательно, здесь имеет место именно внутреннее разветвление понятия, его истолкование в нем самом в качестве понятия, взятого в форме суждения, - разветвление которое разъясняет бинарное структурирование всего произведения.
Подобно делению на три части, расчленение на два тома не дает две совершенно самостоятельные и гомогенные целостности. Вся “Объективная логика”, напротив, раскрывается как непрерывный и последовательный переход в сферу логики субъективной.
Только понятие может быть эксплицитно (то есть, определено), и по существу помещено на уровне аутентичной субъективности; однако уже сущность предвосхищает из сферы субъективности субъективное внутреннее (которое принадлежит первому разделу учения о понятии). Гегель говорит: “Учение о бытии содержит первое положение: бытие есть сущность. Второе положение сущность есть бытие – составляет содержание первого раздела учения о сущности”. Так существование, которое Гегель называет “существенным бытием”, полагает себя в качестве третьего звена совокупного процесса развертывания объективной логики – и в этой структуре находит предвосхищение последняя истина, истина понятия как единства бытия и сущности.
Это целостное рефлексивное
движение равным образом составляет
структуру “Субъективной
Что бы доказать соответствие
между двумя частями сочинения,
- говорит П.-Ж. Лабарьер, - мне предоставляется
достаточным напомнить о том,
что переход к объективности
в учении о понятии эксплицитно
становится Гегелем в параллель
структуре: “выхождение” сущности в
существование. И, следовательно, их отношением
завершается то, что Гегель обозначает
как три формы или три
П.-Ж. Лабарьер утверждает, что тройная структура и бинарная – обе необходимы, чтобы осмыслить истину логического единства реальности. В подтверждении сказанного П.-Ж. Лабарьер ссылается на последнюю главу “Науки логики” - “Абсолютная идея”, в которой Гегель дает формальный анализ диалектического движения, где П.-Ж. Лабарьер приходит к следующим заключениям:
Логика есть единое;
Логика разделяется на “Объективную логику” и “Субъективную логику”;
Логика также выражается в троичной схеме: бытие сущность – понятие;
Логика … требует
Бытие;
Рефлексия;
Субстанция;
Понятие. [3]
Это последнее рассмотрение снова возвращает нас к исходному пункту, который указывает и на всеобщую проблематику гегельянства: здесь важно показать, как субстанция (единство бытия и рефлексии) поистине есть понятие, или субъект. Но данная тема не рассматривается в данном реферате и поэтому ее развитие останется за рамками данной работы.
Заключение
В “Науке логики”, которая
была написана в эпоху интенсивного
политического и социально-