Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:26, контрольная работа
Значение подобного анализа определяется тем, что именно в умозаключениях (и основанных на них доказательствах) сокрыта "тайна" принудительной силы речей, которая поражала людей еще в древности и с постижения которой началась логика как наука. Именно умозаключения обеспечивают то, что мы называем в настоящее время силой логики. Вот почему нередко логику именуют наукой о выводном знании. И в этом есть значительная доля истины. Ведь анализ понятий и суждений, хотя и важен сам по себе, но в полной мере раскрывает все свое значение лишь в связи с их логическими функциями по отношению к умозаключениям (а значит, и доказательствам).
Введение…………………………………………………………………………..….3
1. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения……………....4
2. Разновидности умозаключений: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии…………………………………………………………………………..5
2.1. Простой силлогизм……………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….…19
Список использованной литературы……………………………………………...20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: ЛОГИКА
Тема 9. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
Исполнитель: студент(ка)
направление: юриспруденция
профиль: гражданско-правовой
группа:
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения……………....4
2. Разновидности умозаключений:
дедуктивные, индуктивные и умозаключения
по аналогии…………………………………………………………
2.1. Простой силлогизм…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
В данной работе будет рассмотрена одну из форм логического мышления, получения выводных знаний - умозаключение. В логике исследуются умозаключения, осуществляемые на основе или с использованием особенностей логических форм посылок и заключений. Умозаключение содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Благодаря этому и образуется особая форма с ее специфическими функциями.
Формально-логический анализ этой формы означает ответ на следующие основные вопросы: в чем сущность умозаключений и какова их роль и структура, что представляют собой их основные типы, в каких взаимоотношениях между собой они находятся, и какие логические операции с ними возможны.
Значение подобного анализа определяется тем, что именно в умозаключениях (и основанных на них доказательствах) сокрыта "тайна" принудительной силы речей, которая поражала людей еще в древности и с постижения которой началась логика как наука. Именно умозаключения обеспечивают то, что мы называем в настоящее время силой логики. Вот почему нередко логику именуют наукой о выводном знании. И в этом есть значительная доля истины. Ведь анализ понятий и суждений, хотя и важен сам по себе, но в полной мере раскрывает все свое значение лишь в связи с их логическими функциями по отношению к умозаключениям (а значит, и доказательствам).
Умозаключение — это третья (после понятия и суждения) форма мышления, в которой из одного, или двух, или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом. В логике принято располагать посылки и вывод друг под другом и отделять посылки от вывода чертой:
В приведенном примере первые два суждения являются посылками, а третье — выводом. Понятно, что посылки должны быть истинными суждениями и должны быть связаны между собой. Если хотя бы одна из посылок ложна, то и вывод ложен:
Как видим, в приведенном примере ложность первой посылки приводит к ложному выводу, несмотря на то, что вторая посылка является истинной. Если посылки между собой не связаны, то вывод из них сделать невозможно. Например, из следующих двух посылок никакого вывода не следует:
Обратим внимание на то, что умозаключения состоят из суждений, а суждения — из понятий, т.е. одна форма мышления входит в другую в качестве составной части.
Все умозаключения делятся на непосредственные и опосредованные.
В непосредственных умозаключениях вывод делается из одной посылки. Например:
В опосредованных умозаключениях вывод делается из нескольких посылок. Например:
Поскольку непосредственные умозаключения представляют собой различные логические операции с суждениями, то под умозаключениями подразумеваются, прежде всего, опосредованные умозаключения. В дальнейшем речь пойдет именно о них.
Умозаключения, или опосредованные умозаключения, делятся на три вида. Они бывают дедуктивными, индуктивными и умозаключениями по аналогии.
Дедуктивные умозаключения или дедукция (от лат. deductio — выведение) — это умозаключения, в которых из общего правила делается вывод для частного случая (из общего правила выводится частный случай). Например:
Как видим, первая посылка представляет собой общее правило, из которого (при помощи второй посылки) вытекает частный случай в виде вывода: если все звезды излучают энергию, значит Солнце тоже ее излучает, потому что оно является звездой. В дедукции рассуждение идет от общего к частному, от большего к меньшему, знание сужается, в силу чего дедуктивные выводы достоверны, т.е. точны, обязательны, необходимы и т.п. Посмотрим еще раз на приведенный выше пример. Мог бы из двух данных посылок вытекать иной вывод, кроме того, который из них вытекает? Не мог! Вытекающий вывод — единственно возможный в этом случае. Изобразим отношения между понятиями, из которых состояло наше умозаключение, кругами Эйлера. Объемы трех понятий: «звезды»; «тела, излучающие энергию»; «Солнце» схематично расположатся следующим образом:
Если объем понятия «звезды» включается в объем понятия «тела, излучающие энергию», а объем понятия «Солнце» включается в объем понятия «звезды», то объем понятия «Солнце» автоматически включается в объем понятия «тела, излучающие энергию», в силу чего дедуктивный вывод и является достоверным.
Несомненное достоинство
дедукции, конечно же, заключается
в достоверности ее выводов. Вспомним,
известный литературный герой Шерлок
Холмс пользовался дедуктивным
методом при раскрытии
Индуктивные умозаключения или индукция (от лат. inductio — наведение) — это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило (несколько частных случаев как бы наводят на общее правило). Например:
Как видим, первые три посылки
представляют собой частные случаи,
четвертая посылка подводит их под
один класс объектов, объединяет их,
а в выводе говорится обо всех
объектах этого класса, т.е. формулируется
некое общее правило (вытекающее
из трех частных случаев). Легко увидеть,
что индуктивные умозаключения
строятся по принципу, противоположному
принципу построения дедуктивных умозаключений.
В индукции рассуждение идет от частного
к общему, от меньшего к большему,
знание расширяется, в силу чего индуктивные
выводы, в отличие от дедуктивных,
не достоверны, а вероятностны. В
рассмотренном выше примере индукции
признак, обнаруженный у некоторых
объектов какой-то группы, перенесен
на все объекты этой группы, сделано
обобщение, которое почти всегда
чревато ошибкой: вполне возможно наличие
в группе каких-то исключений, и даже
если множество объектов из некой
группы характеризуется каким-то признаком,
то это не означает с достоверностью,
что таким признаком
Умозаключения по аналогии или просто аналогия (от греч. analogia — соответствие) — это умозаключения, в которых на основе сходства предметов (объектов) в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Например:
Как видим, сравниваются (сопоставляются)
два объекта (планета Земля и
планета Марс), которые сходны между
собой в некоторых
Индукция бывает полной и
неполной. В полной индукции перечисляются
все объекты из какой-либо группы
и делается вывод обо всей этой
группе. Например, если в посылках индуктивного
умозаключения перечисляются
В неполной индукции перечисляются некоторые объекты из какой-либо группы и делается вывод обо всей этой группе. Например, если в посылках индуктивного умозаключения перечисляются не все девять крупных планет Солнечной системы, а только три из них, то такая индукция является неполной:
Понятно, что выводы полной индукции достоверны, а неполной — вероятностны, однако полная индукция встречается редко, и поэтому под индуктивными умозаключениями обычно подразумевается неполная индукция.
Чтобы повысить степень вероятности выводов неполной индукции, следует соблюдать следующие важные правила.
- Необходимо подбирать
как можно больше исходных
посылок. Для примера
- Необходимо подбирать
разнообразные посылки.
- Необходимо делать вывод
только на основе существенных
признаков. Если, допустим, во время
тестирования выясняется, что ученик
10 класса не знает наизусть
всю периодическую систему
Первая ошибка, часто встречающаяся в неполной индукции, называется поспешным обобщением. Скорее всего, каждый из нас хорошо с ней знаком. Если некоторые объекты из какой-либо группы обладают неким признаком, то это вовсе не означает, что данным признаком характеризуется вся группа без исключения. Из истинных посылок индуктивного умозаключения может вытекать ложный вывод, если допустить поспешное обобщение. Например:
Неудивительно, что поспешное обобщение лежит в основе многих голословных утверждений, слухов и сплетен.
Вторая ошибка носит длинное
и, на первый взгляд, странное название:
после этого, значит по причине этого
(лат. post hoc, ergo propter hoc). В данном случае
речь идет о том, что если одно событие
происходит после другого, то это
не означает необходимость их причинно-следственной
связи. Два события могут быть
связаны всего лишь временной
последовательностью (одно — раньше,
другое — позже). Когда мы говорим,
что одно событие обязательно
является причиной другого, потому что
одно из них произошло раньше другого,
то допускаем логическую ошибку. Например,
в следующем индуктивном
Неудивительно, что ошибка «после этого, значит по причине этого» лежит в основе многих небылиц, суеверий и мистификаций. Обратим внимание на то, что слова «мистика» (лат. mistikos — таинственный) и «мистификация» (лат. mistikos — таинственный + facere — делать) обозначают различные явления: мистика — это что-то действительно таинственное, непостижимое, сверхъестественное, а мистификация — это преднамеренное введение кого-то в заблуждение путем искусственного создания чего-то таинственного и непостижимого там, где ничего подобного нет.