Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:17, реферат
Искусство ведения спора изучает эристика - раздел логики, изучающий те приемы, которые используются людьми в реальных словесных баталиях.
Какие бывают споры? Эристика выделяет несколько разновидностей споров по разным основаниям.
уловками или логическими диверсиями. Ошибки в споре могут носить как умышленный характер, так и неумышленный. Умышленные логические ошибки называются софизмами, неумышленные – паралогизмами. Софизм – это преднамеренное и тщательно замаскированное нарушение правил логики, сознательно применяемое с целью искажения информации. Известными с
античных времен являются софизмы “Тяжба”, “Статуя”, “Покрытый”, “Живая
стена” и многие другие. В качестве примеров рассмотрим софизм “Рогатый”: “Все, что Вы не потеряли, Вы имеете. Вы не потеряли рогов? Значит, Вы их имеете” и софизм “Вор”: “Вор не желает пробрести ничего плохого. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает только хорошего”.
К числу допустимых тактических приемов спора эристика относит:
- переложение “бремени доказывания” на противоположную сторону;
- прием затягивания времени;
- прием “разделяй и властвуй”;
- прием “усиления давления”;
- прием “мнимого согласия”;
- прием “ловушка” и многие другие риторические, логические или психологические хитрости.
Приводимые в обоснование той или иной позиции и заслуживающие внимание доводы называются аргументами. Недопустимыми называют такие аргументы, уловки и приемы, которые нарушают принятые сторонами правила ведения спора, вводят окружающих в заблуждение, заменяют обсуждение спора по существу обсуждением посторонних вопросов, сознательно или неумышленно подменяют предмет спора. К числу некорректных приемов аргументации относят:
- аргумент к личности;
- аргумент к авторитету;
- аргумент к тщеславию;
- аргумент к невежеству;
- аргумент к публике;
- аргумент к жалости;
- аргумент к силе;
- аргумент Фомы;
- “дамский” аргумент;
- усиление “контраргумента” и другие.
Аргумент к личности – это логическая уловка, меняющая предмет обсуждения в споре. Вместо обсуждения проблемы по существу внимание
переносится на качества личности
спорщика. Даже если упреки в адрес
противника справедливы, этот прием
нельзя отнести к логически
Аргумент к авторитету – прием отвлечения внимания от существа обсуждаемой проблемы путем приведения мнений известных деятелей или цитат из Библии, Корана и т.п. Обращение к мнениям и идеям тех, с кем противник не посмеет спорить, также не является логически корректным приемом.
Аргумент к тщеславию – расточение в споре комплиментов противнику в надежде на смягчение его позиции.
Аргумент к невежеству – это прием, основанный на “экплуатации” неосведомленности противника в некоторых вопросах, относящихся к существу спора.
Аргумент к публике (популизм) – прием, нацеленный на завоевание
симпатий аудитории. Апеллируя к чувствам, а не к разуму слушателей, можно исказить суть проблемы менее объективными доводами.
Аргумент к жалости - уловка, основанная на возбуждении у другой стороны жалости или сочувствия.
Аргумент к силе –
применение силы или угроз применения
насилия в обоснование
Аргумент Фомы – прием, основанный на тотальном отрицании всех, в
том числе и очевидных, доводов противника.
“Дамский” аргумент – смена темы обсуждения без видимых причин. В этих случаях обычно апеллируют к следующим “доводам”: “Не будем о грустном”, “Вам это интересно?” и т.п.
Усиление контраргумента – перенос акцента в дискуссии с защиты на нападение или наоборот. Например, если обсуждаются причины особо
жестокого обращения преступника с жертвой разбойного нападения, то доводом усиления контраргумента может быть следующий: “Признайте, что обвиняемый мог бы и убить жертву, но он же этого не сделал”.
Приемы, нарушающие “кодекс” честного спора, могут быть явными и неявными. К явным нарушениям можно отнести оскорбления, клевету, инсинуации, навешивание ярлыков на противников и т.п. К неявным нарушениям обычно относят уклонения от темы предмета спора, различного
рода намеки, аргумент “предвосхищения основания”, замена качества аргументов их количеством и другие.
Более подробно анализ этих и других проблем аргументации будет рассмотрен в следующих разделах.