Обучения теме «Параллелограмм» учащихся 8 класса в курсе геометрии общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 17:24, реферат

Описание работы

Изучение четырехугольников в курсе геометрии основной школы является разделом традиционным и достаточно важным во всех периодах школьного образования. В курсе геометрии 7-9-х классов данная тема является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале, как на фундаменте, строят и изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, многоугольники. Кроме того, изучение многогранников, площадей и объемов также базируется на этой теме.

Содержание работы

Введение
Глава I.Технологический подход к разработке методики обучения теме «Параллелограмм»
1.1.Теоретические основы методики обучения теме «Параллелограмм» в курсе средней общеобразовательной школы.
1.2.Логическая структура темы «Параллелограмм» и цели обучения учащихся данной теме в курсе средней общеобразовательной школы.
1.3. Уровневая дифференциация задач темы «Параллелограмм» в курсе средней общеобразовательной школы.
Глава II. Методические рекомендации обучению теме «Параллелограмм» в курсе средней общеобразовательной школы.
2.1.Примеры организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении темы «Параллелограмм» в курсе средней общеобразовательной школы.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

проект.docx

— 1.38 Мб (Скачать файл)

III.Практическая часть зачета по теме «Параллелограмм»

I вариант.

Уровень А:

1. В параллелограмме АВСD найдите:

а) стороны, если ВС на 8 см больше стороны АВ, а периметр равен 64 см;

б) углы, если угол А равен 380.

2. Найдите одну из диагоналей  ромба, если один из его углов 600, а периметр равен 16 см.

Уровень В:

1. Дано: АВСD – прямоугольник, АВD = 480. Найдите СОD, САD.

2. Периметр параллелограмма 46 см. Найдите стороны параллелограмма, если сумма трех его сторон  равна 42 см.

3. Из вершины тупого  угла ромба проведен перпендикуляр  к его стороне, делящий эту  сторону пополам. Найдите углы  ромба.

Уровень С:

1. Дано: ABCD – параллелограмм, AD = 11 см, CD = 4 см. Периметр треугольника BOC равен 26 см. Найдите периметр треугольника  АОВ, если точка О – точка  пересечения диагоналей параллелограмма.

2. ABCD – прямоугольник (Рисунок4), BE ^ АС, АВ = 12 см, АЕ : ЕС = 1 : 3. Найти диагонали  прямоугольника.

 

 

 

II вариант

Уровень А:

1. Один из углов параллелограмма  в три раза больше другого  его угла. Найдите все углы  параллелограмма.

2. Докажите, что ромб, у  которого угол между диагональю  и стороной равен 450, является  квадратом.

3. В прямоугольнике ABCD диагонали  пересекаются в точке О. Е –  середина стороны АВ, ВАС = 500. Чему  равен ЕОD?

Уровень В:

1. ABCD – параллелограмм, ВЕ  – биссектриса АВС; периметр ABCD равен 48 см, АЕ больше ED на 3 см. Найти стороны  параллелограмма.

2. ABCD – прямоугольник; АОВ = 360. Найти: CAD, BDC, если точка О –  точка пересечения диагоналей  прямоугольника.

3. Сторона ромба в два  раза больше перпендикуляра, проведенного  к ней из вершины тупого  угла. Найдите углы ромба.

Уровень С:

1. Дано: ABCD – параллелограмм, точка О – точка пересечения  диагоналей параллелограмма, периметр  треугольника АОВ равен 21 см, периметр  треугольника BOC 24 см, CD = 6 см. Найти периметр  параллелограмма ABCD.

2. Дано: ABCD – прямоугольник (Рисунок5), СЕ  BD, CD = 10 см, DЕ : ОС = 1 : 2. Найти диагонали прямоугольника.

 

IV. Презентации по темам «Параллелограмм», «Решение задач по данным фигурам»-прилагаются.

 

 

 

 

Таким образом, обучение учащихся решению задач требует определенной методики изучения теоретического материала курса, основанной на системном усвоении понятий.

Каждое математическое понятие есть некоторая система свойств и отношений, обладающая всеми признаками системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  II. Методические рекомендации обучению теме «Параллелограмм»  в курсе средней общеобразовательной школы.

. Рассмотрим карту изучения темы « Параллелограмм »

I. Логическая структура и цели изучения темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:_____________________________

________________________________________________________________________________

Уметь: _____________________________________________________________________________________________________________

 

 

II. Блок актуализации  знаний учащихся

 Знать: определение параллелограмма,ромба,прямоугольника,квадрата,свойства и признаки этих фигур_               

     Уметь:опредлять фигуры по виду,по свойствам,по признакам.Строить параллелограмм,прямоугольник,ромб,квадрат,   решать задачи  своего уровня сложности: на доказательство,на вычисление,на построение,смешанные.

 

 

 

 

III. Основные  понятия, теоремы, типы задач, методы, изучаемые в теме (Ц 1, 2)

 П. П   П.1.Понятия параллелограмм. Теоремы о свойствах и признаках параллелограмма

Методы  объяснительно-   иллюстративный, частично-исследовательский.

 П. 2. Понятия прямоугольник .Свойства прямоугольника .Типы задач на вычисление, на построение, на  доказательство, смешанные

П  3. Понятия ромб ,квадрат. Теоремы о свойствах ромба и квадрата, признаках ромба.

 Предписания использовать свойства ранее изученных фигур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

YI. Образцы заданий итоговой контрольной  работы (Ц 3, 5)

Y. Средства 

обучения теме

1 уровень

Баллы

2 уровень

Баллы

3 уровень

Баллы

1.Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются  в точке О, < АВО=36°.Найти < АОD.

2.Стороны параллелограмма  относятся как 1:2,а его периметр  равен 30 см. Найти стороны параллелограмма.

 

3

 

4

1.Периметр параллелог-рамма 50 см. Одна  из его сторон на 5 см больше  другой. Найти стороны параллелограмма.

2.Угол между диагоналями  прямоугольника равен 80°. Найти угол меду диагональю и меньшей стороной прямоугольника                                         

 

4

 

 

5

1.В параллелограмме ABCD < А=60°, АB=10,АD=16.Найти расстояние от вер-шин B и D до бис-сектрисы < BCD

2.Внутри квадрата ABCD выбрана точка М так, что ΔAMD равносторон-ний.Найти < AMD.

 

5

 

 

 

5

1)Тесты на свой-ства фигур.

2)Карточки для устной работы по теме,индивидуаль-ные карточки.

3)Презентации по теме»Решение задач на тему» Прямоугольник ,ромб, квадрат», «Параллелограмм»,»Параллелограмм и его виды»

YI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 4, 5)

1 уровень (обязательный уровень  стандарта): №№ 373,380,383,393(а),401(а)402,410

2 уровень: №№ 375,383,393(б),22(р/т),401(б),405,413(а),415(а)

3 уровень: №№ 379,394,398,404,406,415(б)

4 уровень: №№ 381,382,395, 411,412,413

 

 

 

 

 

 

YII. Темы индивидуальных заданий (Ц 4, 5):

1.Разработка собственной системы контроля качества знаний по теме «Параллелограмм» в виде:

                                                                                                                                        Тестов

                                                                                                                                        Викторины

                                                                                                                                        Кроссворда

                                                                                                                                       Задач различного уровня сложности

2.Подготовить  лабораторную работу по теме»Построение  четырехугольников по заданным  элементам»

3.Подготовить  презентацию для одной из фигур  «параллелограмм, ромб ,прямоугольник, квадрат»

4.Составить вопросы  для теоретической части зачета  по теме «Параллелограмм»

5.Составить практическую  часть для зачета по теме  «Параллелограмм»

6.Написать реферат  об использовании и применении  данных  фигур.

7.Составить блок  схему изучения понятия каждой  фигуры, ее свойств и признаков.

8.Ссоздать демонстрационные ролики геометрических доказательств свойств или признаков одной из фигур .

9.Создать интерактивные ролики, демонстрирующие свойства основных планиметрических фигур: квадрат, прямоугольник, параллелограмм, ромб.

10.Создать виртуальную  лабораторию по обучению основных  фигур планиметрии :параллелограмм. ромб, квадрат, прямоугольник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

YIII. Перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 – 5)

Познавательные УУД

 

Регулятивные УУД

 

Коммуникативные УУД

 

Личностные УУД

ем анализа понятий: парал-лелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат исследование каждой фигуры составления плана исследования.

2.Прием анализа  текста задачи по каждой фигур.

3.Прием сравнения  данных четырехугольников по  свойствам ,уметь  формулировать  выводы сравнения.

4.Прием раскрытия  термина каждого четырехугольника.

5.Прием подведения  по понятие параллелограмм четырех-угольников:ромб,прямоугольник  и квадрат

6.Прием анализа  формулировки теорем о свойствах  и признаках параллелограмма,ромба,прямоугольника,квадрата

7.Прием выведения  следствий из условия задачи  по данным четырехугольникам

8.Прием выведения  следствия из требования задачи.

9.Прием последовательного  анализа требования и условия  задачи.

10.прием записи  доказательства теорем  о свойствах  и признаках параллелограмма.

11.Прием формулирования  утверждения,обратного данному.

12.Прием формулирования  утверждения в терминах необходимых  и достаточных условий.

13.Прием доказательства  способом «от противного»

 

 

1.Прием контроля усвоения понятий: параллелограмм, ромб,прямоугольник,квадрат.

2.Прием контроля  доказатель-ства теорем о свойствах  и признаках данных четырехугольников и решения задач разного типа.

3.Прием составления  плана ответа по данным четырехугольникам.

4.Прием работы  с учебником Геометрия 7-9 Л.С.Атанасяна.

5.Прием рецензирования (самоа-нализа) ответа по одному  из четырехугольников.

6.Прием рефлексии  достижения целей при изучения  темы «Параллелограмм»

 

7.Прием коррекции  собственной УПД.

8.Прием оценки  собственной УПД при освоении  темы «Параллелограмм»

9.Этапы решения  геометрических задач  по теме  «Параллелограмм»

 

 

 

 

 

1Уучастие в обсуждении и дискуссии, на своем уровне, относительно  понятий: параллелограмм,ромб,прямоугольник,квадрат;доказательств  теорем о свойствах и признаках  данных фигур; при решении и  составлении задач .Формулировать  и задавать вопросы

2.Уметь готовить  небольшие выступления о данных  четырехугольниках, об использовании данных фигур в практической жизни.

3.Использовать  различные источники для получения  информации, делать выводы о проведенных  поисках необходимой информации.

1.Формулировать цели учебно-позна-вательной  дея-тельности.

2.Использовать  приемы логического мышления.

3.Использовать  специфические приемы решения геометрических и учебных задач.

4.Планировать  собственную самостоятельную учебно-познава- тельную деятель-ность.

5.Рефлексия собс-твенной  деятель-ности и связанных с  ней приемов самоконтроля и  взаимоконтроля различной учебно-познавательной  деятельности.

6.Формировать  навыки делового сотрудничества.

7.Развивать произвольную  память, и речь,.


 

 

              Для достижения поставленных целей необходима актуализация знаний учащихся. Учебная задача имеет много важных свойств и предназначений, но ещё она должна становиться для ученика настоящим, хоть и маленьким, научным исследованием. Должна им быть. Нельзя забывать об этом предназначении задачи на уроке: учить самостоятельности мышления, стимулировать интуитивное творческое мышление, развивать креативные качества личности. Физика, как никакой другой предмет, имеет для этого большие возможности. К сожалению, об этой цели забывается, и большое количество задач решаются только для закрепления знаний законов, формул, выработки умений производить вычисления, для контроля знаний. Важнейший этап актуализации знаний в основной массе решаемых в школе задач не проявляется в полной мере, нивелируется, почти исчезает. А, значит, научить решать задачи при таком подходе нельзя. Можно научить решать типовые задачи, но не научить решать задачи, проблемы «вообще»..

 

 

 

 

 

Заключение

Для изучения темы «параллелограмм» применяются следующие методы научного познания:

  • анализ и синтез
  • сравнения и аналогия
  • обобщение
  • наблюдение и опыт

 

Для достижения цели исследования поставленной в теме проекта были решены следующие задачи:

 

1.Было проанализировано  и установлена связь проекта  с ЕГЭ (задачи В-6)

2.Разработана карта изучения  темы.

3.Разработаны и внедрены  рекомендации в проведении уроков

 

 

Библиографический список

 

  1. Боженкова Л.И. Стереометрия в таблицах. Планиметрия в таблицах.
  2. Атанасян, А. С. Геометрия [Текст]: учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / А. С. Атанасян. – М.: Просвещение, 1995. – 335 с.
  3. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математической статистика [Текст]: учеб. пособие для ВУЗов / В. Е. Гмурман. – М.: Высшая школа, 1999. – 479 с.
  4. Горстко, А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием [Текст] / А. Б. Горстко. – М.: Знание, 1991. – 160 с.
  5. Грес, П. В. Математика для гуманитариев / П. В. Грес. – М.: Логос, 2005.
  6. Груденов, Я. И. совершенствование методики работы учителя математики [Текст]: книга для учителя / Я. И. Груденов. – М.: Просвещение, 1990. – 224с.
  7. Математическая энциклопедия. Гл. ред. М. Виноградов. Том 3. Коо - Од. М.: Советская энциклопедия, 1982, 1184 стр.,
  8. Методика преподавания математики [Текст]: учебник для вузов / Е. С. Канин, А. Я. Блох [и др.]; под ред. Р. С. Черкасова. – М.: Просвещение, 1985. – 268 с.
  9. Методика преподавания математики [Текст]: учебник для вузов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин [и др.] – М.: Просвещение, 1980. – 368 с.
  10. Методика преподавания математики [Текст]: учебник для вузов / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев [и др.] – М.: Просвещение, 1987. – 416 с.
  11. Обойщикова, И. Г. Обучение моделированию учащихся 5 – 6 классов при изучении математики [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / И. Г. Обойщикова. – Саранск, 2002.
  12. Овечкин, К. А. Использование методов научного познания при изучении темы «Четырехугольники» // Познание процессов обучения физике [Текст]: сборник статей. Вып. девятый / под ред. Ю. А. Саурова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – С. 54-59.

 

 

 

 


Информация о работе Обучения теме «Параллелограмм» учащихся 8 класса в курсе геометрии общеобразовательной школы