Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 22:08, дипломная работа
Дипломная работа посвящена анализу проектирования баз данных, а также освещению методов построения форм и отчетов на примере построения программы ведения электронной документации учебного заведения. В качестве инструмента построения базы данных использован Microsoft Access. С самого начала эту СУБД отличала простота использования в сочетании с широкими возможностями по разработке законченных приложений. Одной из составных задач можно рассматривать проблему составления расписания учебного процесса, а так же оперативную корректировку расписания при возникновении необходимости в этом.
Введение
БАЗЫ ДАННЫХ
Текстовые базы данных
Сетевые базы данных
Реляционные базы данных
Проектирование баз данных
Анализ предметной области и запросов к БД
Анализ концептуальных требований
Выявление информационных объектов и связей между ними
Построение концептуальной модели
Логическое проектирование
Выбор конкретной СУБД
Отображение концептуальной схемы на логическую схему
Выбор языка манипулирования данными
ACCESS
Таблицы
Формы
Отчеты
Описание работы программы ведения электронной школьной документации
Настройка программы
Заполнение титульного листа
Заполнение таблицы Классы
Заполнение таблицы Предметы
Заполнение таблицы Ученики
Заполнение таблицы Кабинеты
И т д …..
Работа программы
Классные журналы
Расписание
Регистрация выполненной работы
Сервис
Создание резервной копии
Восстановление
Контроль целостности
Тестирование БД
Перевод на новый учебный год
Работа в архиве
Согласование с бухг. Программой
Организация контроля доступа
Работа с SQL запросами
Отчеты
Санитарно-гигиенические требования при работе на Пэвм
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Заключение
ГлоССАРИЙ
Литература
Проектирование баз данных
Процесс, в ходе которого решается, какой вид будет у вновь создаваемой БД, называется проектированием базы данных. На этапе проектирования необходимо предусмотреть все возможные действия , которые могут возникнуть на различных этапах жизненного цикла БД (рис.2).
|
Процедуры, выполняемые на этапах жизненного цикла БД |
|||||||||
|
||||||||||
Проектирование |
Создание |
Эксплуатация |
||||||||
|
||||||||||
Анализ предметной области и запросов к БД |
Генерация схемы БД |
Реорганизация БД |
Организация доступа к базам данных |
Контроль состояния БД | ||||||
|
||||||||||
Интеграция пользовательских представлений |
Подготовка среды хранения |
Реструктуризация БД |
Поиск и обновление данных |
Сбор и анализ статистики использования БД | ||||||
|
||||||||||
Выбор средства реализации |
Ввод и контроль данных |
Реформатизация БД |
Вывод отчетов |
Контроль целостности БД | ||||||
|
||||||||||
Логическое проектирование |
Загрузка и корректировка БД |
Разграничение доступа |
Копирование и восстановление БД | |||||||
|
||||||||||
Физическое проектирование |
Инициирование и завершение работы с СУБД |
Рис. 2
Анализ предметной области и запросов к БД.
На данном этапе необходимо проанализировать запросы пользователей, выбрать информационные объекты и их характеристики и на основе анализа структурировать предметную область (рис. 3).
Анализ предметной области целесообразно разбить на три фазы:
Ограничения эксплуатации (технология) |
Входные / выходные/ документы | |||||
Уровень реальности | ||||||
Описания объектов предметной области |
Внешние пользовательские представления (описание функций приложений – задач) | |||||
Уровень концептуального проектирования | ||||||
Описание предметной области на языке описания данных выбранной СУБД |
Описание входных и выходных форм документов и функций обработки данных на языках описания входных и выходных форм запросов выбранной СУБД | |||||
Уровень формальных текстов (логическое проектирование) | ||||||
Описание Уровень физической Библиотека Библиотека
базы реализации входных и запросов
данных вых. форм
Рис. 3
Анализ концептуальных требований
На этапе анализа концептуальных требований и информационных потребностей необходимо решить следующие задачи:
Требования пользователей к разрабатываемой БД представляют собой список запросов с указанием их интенсивности и объемов данных. Эти сведения разработчики получают в диалоге с будущими пользователями БД. Здесь же выясняются требования к вводу, обновлению и корректировке информации. Требования пользователей уточняются и дополняются при анализе имеющихся и перспективных приложений.
Например, в случае разработки
БД для ведения электронной
Необходимо решить задачи:
На основе информации хранящейся в БД необходимо выдавать следующие отчеты:
Выявление информационных объектов и связей между ними
Вторая фаза анализа предметной области состоит в выборе информационных объектов, задании необходимых свойств для каждого объекта, выявлении связей между объектами, определении ограничений, накладываемых на информационные объекты, типы связей между ним, характеристики информационных объектов.
При выборе информационных объектов необходимо ответить на ряд вопросов:
В нашем случае предполагается завести следующие таблицы (рис 4):
Школа |
Класс |
Предметы |
Ученики |
Учителя |
Оценки |
Номер |
Класс |
Предмет |
Класс |
Фамилия |
Класс |
Телефон |
Смена |
Фамилия |
Имя Отчест |
Предмет | |
Директор |
Имя |
Предмет |
Фамилия | ||
Имя | |||||
Дата | |||||
Оценка |
Рис. 4
Рис. 5
В ходе этого процесса необходимо ответить на следующие вопросы:
Попытка задать ограничения на объекты, их характеристики и связи приводит к необходимости ответа на следующие вопросы:
При проектировании БД существуют взаимосвязи между информационными объектами трех типов: «один к одному», «один ко многим», «многие ко многим» (рис.6).
Например:
Ученик |
Один к одному |
Личное дело |
Класс |
Один ко многим |
Ученик |
Ученик |
Многие к многим |
Преподаватель |
Рис. 6
Построение концептуальной модели
В простых случаях для построения концептуальной схемы используют традиционные методы агрегации и обобщения. При агрегации объединяются информационные объекты (элементы данных) в один в соответствии с семантическими связями между объектами. Например, урок истории в 10 «а» классе проводится в кабинете №7, начало в 9-30. Методом агрегации создаем информационный объект (сущность) РАСПИСАНИЕ со следующими атрибутами: «класс», «предмет», «кабинет», «время». При обобщении информационные объекты (элементы данных) объединяются в родовой объект (рис.7):
Литература |
Филология | |
Иностранные языки |
Рис. 7
Выбор модели диктуется прежде всего характером предметной области и требованиями к БД. Другим немаловажным обстоятельством является независимость концептуальной модели от СУБД, которая должна быть выбрана после построения концептуальной схемы.
Модели «сущность-связь», дающие возможность представлять структуру и ограничения реального мира, а затем трансформировать их в соответствии с возможностями промышленных СУБД, являются весьма распространенными.
Под сущностью понимают основное содержание того явления, процесса или объекта, о котором собирают информацию для БД. В качестве сущности могут выступать место, вещь, личность, явление и т.д. При этом различают тип сущности и экземпляр сущности. Под типом сущности обычно понимают набор однородных объектов, выступающих как целое. Понятие «экземпляр сущности» относится к конкретному предмету. Например: