Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:13, курсовая работа
В данной работе будет рассмотрено имитационное моделирование процесса обслуживания клиентов автозаправочной станции (далее АЗС). Исследование такой системы с помощью имитационного моделирования состоит в организации и проведении компьютерного эксперимента на имитационной модели. Такой компьютерный эксперимент, по сути, сводится к выполнению модели и наблюдению за ее поведением при заданных значениях входных факторов, то есть проведению экспериментов вида «что-если».
Введение 3
Назначение автозаправочной станции 5
Экономический интерес 5
Время принятия решений 7
Возможные альтернативы 7
Вывод о целесообразности моделирования 7
Основные понятия имитационного моделирования в применении к данной модели 10
Показатели и критерии эффективности 14
Программное обеспечение 15
Расчет результатов и выводы по результатам 20
Заключение 23
Т.к. данную систему можно
Рассмотрим более детально процесс обслуживания клиентов на АЗС.
Совокупность обращений на заправку машины топливом отдельно взятого человека представляет собой независимый, стационарный и ординарный поток. Это действительно так в силу того, что:
- визиты на АЗС каждый владелец автомобиля будет совершать с определенной периодичностью, зависящей от потребности в заправке автомобиля бензином, а это говорит о том, что эти визиты будут обладать свойством стационарности;
- ординарность потока является следствием того, что человек просто не в состоянии два или более раз одновременно заправлять машину бензином;
-
рассматривая специфику данной
предметной области можно
В рассматриваемой системе имеет место наложение достаточно большого числа независимых, стационарных и ординарных потоков (они представляют собой совокупность приездов на АЗС клиентов). Они имеют сравнимую между собой интенсивность, т.к. в принципе потребности в заправке автомобилей бензином у людей практически одинаковы, это и является доказательством того, что приезд клиентов на АЗС представляет собой простейший (пуассоновский) поток.
Для дальнейшего процесса моделирования необходимо классифицировать данную систему массового обслуживания. Для этого определим структуру системы:
1. функция распределения промежутков времени между соседними заявками на обслуживание имеет показательное распределение. Ориентиром для выбора этого закона распределения явилось то, что приезд клиентов на АЗС представляет собой простейший поток;
2.
исходя из практики можно
3. схему и дисциплину обслуживания. В данном случае мы имеем многоканальную систему (наличие более одной раздаточной колонки).
Компактная запись математических моделей СМО в форме Кендалла-Башарина будет выглядеть следующим образом:
M/G/n.
Для систем данного вида не предусмотрены аналитические методы (нет расчетных формул), поэтому для описания этой системы необходимо применять имитационное моделирование, которое предполагает создание модели, имитирующей работу автозаправки.
Факторы,
которые определили выбор решения
интересующих нас вопросов с помощью
имитационного моделирования
Основные понятия имитационного моделирования в применении к данной модели
Каждая модель представляет собой некоторую комбинацию таких составляющих, как компоненты, переменные, параметры, функциональные зависимости, ограничения, целевые функции.
Под компонентами понимают составные части, которые при соответствующем объединении образуют систему. Иногда компонентами считают также элементы системы или ее подсистемы. Система определяется как группа или совокупность объектов, объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции. Компонентом рассматриваемой системы можно считать заправку одной машины.
Рассмотрим приезд одной машины на автозаправку. Во время такого очередного приезда машины возможно два варианта исхода:
Параметрами являются величины, которые исследователь может выбирать произвольно.
Параметрами модели АЗС будут:
Переменных модели могут принимать только значения, определяемые видом данной функции. В модели системы можно различать переменные двух видов – экзогенные и эндогенные. Экзогенные переменные называются также входными. Это означает, что они порождаются вне системы или являются результатом взаимодействия внешних причин. Эндогенными переменными называются переменные, возникающие в системе в результате воздействия внутренних причин. В тех случаях, когда эндогенные переменные характеризуют состояние или условия, имеющие место в системе, назовем их переменными состояния. Когда же необходимо описать входы и выходы системы, мы имеем дело с входными и выходными переменными.
К экзогенным переменным в данной системе можно отнести:
К эндогенным переменным относится:
Выходные переменные:
Переменные состояния:
Y | 100 | 200 | 300 | 400 |
P | 0,25 | 0,4 | 0,25 | 0,1 |
Функциональные зависимости описывают поведение переменных и параметров в пределах компоненты или же выражают соотношения между компонентами системы. Эти соотношения по своей природе являются либо детерминистскими, либо стохастическими. Оба типа соотношений обычно выражаются в виде алгоритмов, которые устанавливают зависимость между переменными состояния и экзогенными переменными.
Ограничения :
1<=realiz<=kol_rez
0<time<=T
Целевая функция (функция критерия) представляет собой точное отображение целей или задач системы и необходимых правил оценки их выполнения. Выражение для целевой функции должно быть однозначным определением целей и задач, с которыми должны соизмеряться принимаемые решения.
В
рассматриваемой экономической
системе целевая функция
Показатель эффективности: минимальный результат, гарантируемый с заданной вероятностью. Т.е. для нашей модели показатель эффективности – вероятность получения прибыли, не меньшей чем заданная.
В качестве критерия эффективности примем такое количество касс обслуживания, при котором вероятность получения прибыли, не меньше желаемой, максимальна.
Определение показателя эффективности:
Определение критерия эффективности: выберем такое значение Nopt, при котором выполнено следующее условие:
Программное обеспечение
Разработаем программу, производящую имитационное моделирование процесса обслуживания клиента на автозаправочной станции (рис.1). В ходе программирования был использован универсальный язык программирования – Pascal, среда программированния – Delphi.
Рис.1 Вид
программы после запуска
Информация о работе Имитационное моделирование обслуживания клиентов на автозаправочной станции