Имитационное моделирование обслуживания клиентов на автозаправочной станции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет рассмотрено имитационное моделирование процесса обслуживания клиентов автозаправочной станции (далее АЗС). Исследование такой системы с помощью имитационного моделирования состоит в организации и проведении компьютерного эксперимента на имитационной модели. Такой компьютерный эксперимент, по сути, сводится к выполнению модели и наблюдению за ее поведением при заданных значениях входных факторов, то есть проведению экспериментов вида «что-если».

Содержание работы

Введение 3
Назначение автозаправочной станции 5
Экономический интерес 5
Время принятия решений 7
Возможные альтернативы 7
Вывод о целесообразности моделирования 7
Основные понятия имитационного моделирования в применении к данной модели 10
Показатели и критерии эффективности 14
Программное обеспечение 15
Расчет результатов и выводы по результатам 20
Заключение 23

Файлы: 1 файл

Эмитационное моделирование АЗС.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

             ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

             

                            государственное образовательное  учреждение высшего                                                 

                профессионального образования 

                    ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ        

                     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 

Специальность              Прикладная информатика (в экономике)        

Кафедра                                                ИТМиУ                                    

                                        УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  кафедрой 

(Подпись, Фамилия, инициалы)

                                                                       “        “                               2008 г.

 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по          Имитационному моделированию  экономических процессов                           

                                             (наименование учебной  дисциплины)

на тему           Имитационное моделирование  обслуживания клиентов на                                                        автозаправочной станции

Обозначение работы КР – 02068108 - 

Студент                                                   Зарубина М.М.                       Э 056

                            (Подпись, дата)                                (Фамилия, инициалы)                                  (Группа)

Руководитель                                                                         Дубровин А.С.

        (Подпись)                                             (Дата)                              (Фамилия, инициалы)

Работа защищена

                                               (Дата)                                                                         (Оценка) 
 
 
 
 
 
 

ВОРОНЕЖ  200  г.

 

       Содержание 
 

Введение 3
Назначение  автозаправочной станции 5
 Экономический  интерес 5
 Время принятия решений 7
Возможные альтернативы 7
Вывод о целесообразности моделирования 7
Основные  понятия имитационного моделирования  в применении к данной модели 10
Показатели  и критерии эффективности 14
Программное обеспечение 15
Расчет  результатов и выводы по результатам 20
Заключение 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

   Моделирование дает возможность проектировать  или модернизировать объекты, изучать  объекты, о поведении которых  имеется недостаточно информации.

   Моделирование представляет собой мощный метод  научного познания, при использовании которого исследуемый объект заменяется более простым объектом, называемым моделью.

  Имитационное  моделирование заслуженно считается  самым мощным и перспективным  инструментом конструирования и  последующего исследования сложных  бизнес-процессов и систем, когда велико число переменных, трудоемок , а зачастую и невозможен математический анализ зависимостей, высок уровень неопределенности имитируемых ситуаций.

   Сегодня подходы и методы имитационного  моделирования могут оказаться  чрезвычайно плодотворными и своевременными в отечественных условиях перманентной экономической неустойчивости и риска. Прежде всего это касается перспективных, динамично развивающихся и находящихся в стадии становления активных секторов отечественного бизнеса, таких как банковская и страховая деятельность, рынок информационных технологий, торгово-посреднический бизнес, а также рынок ценных бумаг.

   Применяя  имитационное моделирование для  каждого основного направления  деятельности предприятия, руководители способны принимать стратегические решения, предварительно оценив их возможные последствия.

   Автомобильная отрасль и транспортно-дорожный комплекс является той отраслью, в  которой как в зеркале отражается как состояние экономики, так  и благосостояние нации в целом. Любое предприятие автомобильной отрасли, как производственное так и автосервисное, можно рассматривать как сложную организационно-техническую систему, состоящую из большого количества взаимодействующих подразделений, актуальной задачей для которой является оптимизация параметров ее деятельности.

   В данной работе будет рассмотрено  имитационное моделирование процесса обслуживания клиентов автозаправочной станции (далее АЗС). Исследование такой системы с помощью имитационного моделирования состоит в организации и проведении компьютерного эксперимента на имитационной модели. Такой компьютерный эксперимент, по сути, сводится к выполнению модели и наблюдению за ее поведением при заданных значениях входных факторов, то есть проведению экспериментов вида «что-если». Инструмент имитационного моделирования в этом случае должен обеспечить удобный интерфейс для задания значений исходных параметров (факторов) и регистрации соответствующих значений выходных показателей и их изменения во времени . Целью имитационного моделирования является определение оптимального количества раздаточных колонок в данной экономической системе и размера средней ожидаемой прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Назначение  автозаправочной  станции 

   Данная экономическая система предназначена для оказания такой услуги как заправка автомобилей бензином. В настоящее время существует большое количество автозаправок, которые конкурируют по тем или иным параметрам между собой. Эта система должна предлагать своим клиентам быстрое и качественное обслуживание.

   При создании АЗС  планируется нанять персонал, который будет обслуживать клиентов . Количество колонок, необходимое для установки на АЗС, требуется определить, исходя из таких показателей, как среднее время между приездом двух клиентов, среднее время обслуживания одного клиента, средняя сумма покупки, максимальная длина очереди и т.д. 

  Экономический интерес

  Руководство АЗС в результате деятельности фирмы  получает доход. Доход- это  процент  от суммы покупки (т.е. процент, на который  увеличивают первоначальную стоимость бензина). Из соответствующей процентной ставки складывается доход АЗС. Таким образом, чем больше клиентов обслуживает наша АЗС, тем больше денег проходит через данную организацию, то есть больший доход мы получаем.

   Из  экономики известно, что прибыль  формируется из доходов фирмы за вычетом расходов фирмы.

 Для более наглядного представления  приведем формирование прибыли автозаправки в виде формулы:

ПР =Д–Р, где

      ПР  – прибыль фирмы;

      Д – доход фирмы;

      Р- расходы фирмы.

   Рассмотрим  формирование доходов и расходов фирмы.

    Для работы необходимо нести текущие издержки (расходы), такие как:

    1. Плата за аренду – это постоянные расходы фирмы. Автозаправка работает круглые сутки, без праздничных и выходных дней, поэтому этот вид издержек одинаков для одинаковых интервалов времени (для суток, месяцев, кварталов, годов).
    2. Плата за покупку оборудования – это не постоянная, а однократная издержка автозаправки. Причем она может быть различна, так как владелец автозаправки еще не определил, какое именно количество колонок будет приобретено и установлено на автозаправке. Эта издержка зависит от цены одной колонки и увеличивается по мере приобретения дополнительных раздаточных колонок.
    3. Плата за оптовое  приобретение бензина–это переменная издержка, которая зависит от интенсивности заправок на автозаправке.
    4. Расходы на содержание персонала- сумма заработной платы сотрудников устанавливается исходя из типового уровня заработной платы по соответствующим должностям в городе, где создается данная экономическая система;

 Доходы  фирмы представляют собой сумму доходов от каждой заправки.

 Таким образом, мы можем записать прибыль  фирмы в следующем виде:

 

   где - сумма доходов от каждой заправки,

           - плата за аренду,

         - расходы на покупку оборудования,

          - расходы на оптовое приобретение бензина,

          - расходы на содержание персонала.

 И чем  большее положительное значение принимает прибыль (ПР), тем лучше для владельца данной заправки. 

      
 

    Время принятия решений

    Решение принимается на этапе создания экономической системы. Прежде чем вложить деньги в данный проект, мы имитируем работу данной экономической системы с целью определения оптимального количества раздаточных колонок и размера прибыли, на которую мы можем рассчитывать. 

Возможные альтернативы

    Как уже было сказано выше, прибыль  данной автозаправки складывается как  разница между полученным доходом  и понесенными издержками.

         С одной стороны, владелец автозаправки  намерен минимизировать издержки на закупку оборудования, поэтому склонен приобрести минимальное количество колонок.

         С другой стороны, стратегия  владельца автозаправки – обслужить  максимальное количество машин и для этого, соответственно, нам нужно поставить как можно больше раздаточных колонок. При этом нам важно, чтобы раздаточные колонки не были невостребованными, что также окажет влияние на издержки на закупку оборудования.

        Рассмотрев различные ситуации, мы сможем определиться с вопросом о том, сколько единиц раздаточных колонок нам надо купить, чтобы величина прибыли при этом была оптимальной. 

Вывод о целесообразности моделирования

    Моделирование вообще необходимо для поддержки  принятия решений. В данном случае решение принимается на этапе создания экономической системы, в связи с чем, мы не можем самостоятельно решить ряд вопросов, на которые необходимо получить ответ прежде, чем вкладывать деньги в проект, т.е. мы не можем умозрительным путем решить, какая же из альтернатив является наилучшей, поэтому прибегаем к моделированию.

    Автозаправка  как система имеет ряд признаков, по которым мы можем описать ее как систему массового обслуживания, а именно:

Информация о работе Имитационное моделирование обслуживания клиентов на автозаправочной станции