Информационные системы и технологии в авиастроении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи данной курсовой работы – проанализировать состояние современной авиастроительной промышленности, обосновать необходимость внедрения новых информационных технологий в авиастроение, изучить концепцию и механизм использования CALS-технологий, вскрыть проблемы в российском авиастроении и наметить основные пути их решения.

Содержание работы

Введение 4
1 Современное авиастроение и ИТ 5
1.1 Обзор мирового авиастроения 5
1.2 Достижения новых технологий в авиастроении 6
2 CALS-технологии в авиастроении 8
2.1 Основные понятия 8
2.2 Концептуальная модель CALS (ИПИ) 11
2.3 Задачи, решаемые при помощи CALS-технологий 15
2.4 Что дают CALS-технологии 16
2.5 Системы автоматизированного проектирования 17
3 CALS-технологии в российском авиастроении 19
3.1 Проблемы внедрения CALS-технологий в Российском авиастроении 19
3.2 Опыт выполнения проектов с использованием CALS-технологий в России 24
Заключение 30
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

информационные системы и технологии в авиастроении.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

Рисунок 3 Типовая укрупненная структура корпоративной информационной системы, рекомендуемая к использованию в авиастроении

ERP-системы  поддерживают такие управленческие  функции, как: планирование ресурсов (финансовых, человеческих, материальных) для производства товаров (услуг), оперативное управление выполнением планов (включая снабжение, сбыт, ведение договоров), все виды учета, анализ результатов хозяйственной деятельности.

За  период времени, с 70-х годов прошлого века по настоящее время, в развитии систем автоматизации управления предприятиями  авиастроения исторически сложились четыре основных класса КИС: системы MRP (Material Requirements Planning); системы MRP II (Manufacturing Resource Planning); системы ERP (Enterprise Resources Planning); системы ERP II, объединившие все основные выделенные к этому моменту типы корпоративных приложений:

    • систему планирования ресурсов предприятия ERP в прежнем понимании этого термина;
    • систему управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relation Management);
    • систему управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management);
    • средства аналитики и поддержки принятия решений BI (Business Intelligence);
    • систему управления данными IMS (Information Management System) для интеграции всех компонентов;
    • средства электронной коммерции и взаимодействия через Интернет e-commerce.

К сожалению, бытует мнение, что внедрение ERP-системы - это рискованный и дорогостоящий проект, не способный приносить российским компаниям реальные результаты, в силу «особенностей» российского бизнеса. Поэтому следует признать, что успешные системы уровня ERP, которые работают и дают отдачу на зарубежных предприятиях, для российской действительности явление довольно редкое.

Первая  и наиболее существенная причина  сложившейся ситуации заключается  в следующем: чтобы использовать эффективно автоматизированные информационные системы типа ERP, необходимо провести колоссальную работу по трансформации существующих принципов управления предприятием и перестраиванию существующих бизнес-процессов, что само по себе проблемно. Сложность и титаническая трудоемкость предстоящих работ пугает практиков, как все новое и непонятное.

Вторая  причина связана с неприятием принципов стандартизации и необходимости  изменения бизнес-процессов предприятия, приведения их в соответствие с информационной средой в рамках ERP-системы. Зачастую имеют место попытки встроить новую информационную среду в старую производственную систему, в которую могут быть внесены лишь небольшие косметические изменения. Очевидно, что в таком случае затраты предприятия бесконтрольно растут и любая перестройка губительна для него, а внедрение ERP-системы терпит крах. ERP-системы требуют логичной и четко организованной производственной структуры, четкого и логичного управления. Если этого нет, то нет смысла и в автоматизации управления предприятиями.

Третья  причина заключается в нарушении  требований к процессам внедрения, эксплуатации и поддержки в ERP-системы, в несоответствии функциональности выбранного решения потребностям бизнеса. В этой связи возможна ситуация, когда ERP-система становится просто тормозом для бизнеса, увеличивая трудоемкость критически важных операций и снижая гибкость процессов на предприятии.

Четвертая причина состоит в том, что  зарубежные информационные системы не приспособлены под «двойные стандарты», которые изобилуют в нашей практике, а адаптация этих систем к существующим процессам требует дополнительных и отнюдь не малых затрат.

Пятая причина – это отсутствие комплексности  при внедрении ERP-систем, создании новой  информационной среды. Не учитывается  комплексное взаимодействие информационных систем, например, ERP-систем с системами  бизнес-анализа, основной задачей которых является предоставление информации о результатах деятельности компании.

В силу указанных причин на российском рынке  потребность на информационные системы класса ERP и другие очень низкая.

Однако  в настоящее время на российском рынке предлагается около 100 промышленных программных продуктов управления торговыми и промышленными предприятиями разного масштаба. Наиболее известными отечественными корпоративными программными продуктами управления предприятиями являются: «Галактика»; «Парус-Корпорация»; «БОСС-Корпорация»; NS2000; «1C»; «БЭСТ-ПРО»; IBS Trade House; «Аккорд»; «Альфа»; «Эталон»; «Флагман»; «Супер-Менеджер»; «Инфо-Бухгалтер» и др. Наиболее популярна информационная система «Галактика», но в основном в нефтегазовой и химической промышленности. В авиационном двигателестроении она не используется. К сожалению, остальные информационные системы имеют ограниченные возможности и могут быть использованы в интеграции с другими системами и всевозможными дополнениями. Кроме того, они достаточно дороги.

Использование CALS-технологий позволяет решать задачи автоматизации управления производством на основе КСУП; управления данными об изделии (PDM/PLM); автоматизации проектирования и инженерного анализа конструкций и процессов (CAD/CAM/CAE); информационного сопровождения эксплуатации и послепродажного сервиса, интегрированной логистической поддержки продукции.

Однако  при внедрении корпоративных  информационных систем предприятия  авиационного двигателестроения испытывают значительные трудности, связанные с:

    • нехваткой финансовых средств на разработку и реализацию проектов;
    • неготовности предприятий к изменениям;
    • неформализованностью бизнес-процессов на предприятиях;
    • низкой квалификацией кадров;
    • невниманием руководства к проекту;
    • отсутствия четких целей проекта.

Поэтому, несмотря на неоспоримые достоинства  корпоративных информационных систем, интегрированное их использование сталкивается с рядом проблем:

    • Недостаточная эффективность их внедрения. Любая передовая технология будет полезна только в случае ее грамотного внедрения и использования.
    • Низкий уровень организации процедур их реализации: отсутствие процедур сопровождения; ошибки персонала; ошибки резервирования; ошибки безопасности; плохое тестирование; отсутствие контроля изменений; перегрузки; медленное устранение проблем.
    • Сложность эффективной интеграции информационных систем, имеющихся на российском рынке с приложениями третьих фирм. В настоящее время все большее число пользователей хотят объединить свою внутреннюю систему с внешней системой, через которую осуществляется взаимодействие с клиентами и партнерами.
    • Ограниченные аналитические возможности многих информационных технологий и систем и недостаточная поддержка процессов принятия решений.

Тем не менее, многие практики, занимающиеся автоматизацией бизнес-процессов в  авиастроении, признают необходимость  именно интегрированного использования  КИС. При условии правильного  внедрения и сопровождения КИС, а также решения обозначенных проблем, российское авиационное двигателестроение способно будет конкурировать с мировыми образцами.

Таким образом, можно сделать основные выводы:

    1. Развитие организации производства в отечественном авиастроении может эффективно развиваться прежде всего в условиях создания единой информационной среды одновременно на всех предприятиях-разработчиках и производителях авиационной техники.
    2. Внедрение типовых решений в части автоматизации производства в авиастроении возможно только на основе широкомасштабного формирования и реинжениринга всех основных бизнес-процессов, происходящих при разработке, опытном и серийном производстве авиационной техники.
    3. Только на такой основе возможно технико-экономическое обоснование целесообразности применения и выбора оптимальной структуры типовых корпоративных информационных систем, предназначенных для организации производства в авиастроении.
    1. Опыт выполнения проектов с использованием CALS-технологий в России

Сегодня Российскими крупномасштабными  пилотными проектами в области информационных технологий на принципах CALS являются:

    • Авиационные комплексы 5-го поколения (заказчик ВВС МО РФ исполнитель АВПК «Сухой»);
    • Семейство Российских Региональных Самолётов («ОКБ Сухого»; АК «Ильюшин»; ОКБ «Яковлев» совместно с компанией Boeing) с двигателями совместного производства НПО «Сатурн» с корпорацией Snecma.
    • Учебно-тренировочный экспортоориентированный самолет УТС-Як130 – победитель конкурса ВВС России (ОКБ «Яковлев»);
    • Авиационные ГТД АЛ31Ф и его модернизированные варианты (ММПП «Салют») и др.

Концепцию CALS в авиастроении реализуют: 

    • Авиационная компания «Сухой», ОКБ «Сухого»;
    • КНААПО имени Гагарина;
    • Научно-производственный центр ММПП «Салют»;
    • Научный центр ЦАГИ;
    • Научный центр ГОСНИИАС;
    • Научный центр ЦИАМ;
    • КБ «Авиадвигатель» (г. Пермь), на базе которого формируется научно-производственный центр авиационного двигателестроения - компания «Пермский моторостроительный комплекс»;
    • Научно-производственное объединение «Сатурн»;
    • Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина;
    • Корпорация «Туполев»;
    • ОКБ «Яковлев» и другие предприятия российского авиастроения.

Принципы CALS на основе международного и отечественного опыта, которыми руководствуется Проблемный Совет Росавиакосмоса – CALS-технологии: 

1. Не  локальная, а интегрированная  компьютеризация по всем фазам  жизненного цикла авиационной  техники при:

    • создании научно - технического задела; 
    • проведении НИОКР;
    • оценке технического уровня; 
    • маркетинге с соответствующим бизнес - планом; 
    • проектировании, конструировании, технологической подготовке производства; 
    • организации и управлении серийным производством, материально -техническим снабжением; 
    • летных испытаниях и исследованиях; 
    • сертификации не только российским, но и американским и европейским регистром; 
    • эксплуатации, гарантийном и послегарантийном обслуживании, ремонте, устранении неисправностей, модернизации, капитально-восстановительном ремонте, демонтаже и утилизации изделий; 
    • непрерывной подготовке и переподготовке кадров, как и предусмотрено концепцией CALS.

2. Единая  информационная среда в электронной  форме для всех участников жизненного цикла изделий с использованием:

    • локальных вычислительных сетей;
    • корпоративной сети Intranet;
    • территориально-вычислительных сетей;
    • глобальной сети Internet.

3. Полное электронное определение изделий - электронный макет изделий и его систем - пространственная увязка сборных изделий без изготовления физических плазов и макетов поверхностей, исключение традиционного плазово-шаблонного метода, исключение параллельного бумажного документооборота при проектировании, конструировании, производстве, эксплуатации; контролем агрегатов, деталей с помощью координатно-измерительных машин.

Впервые принципы CALS были реализованы в российском авиастроении при создании теплозащиты  орбитального корабля (ОК) "Буран".

Они позволили  организовать на электронной, безбумажной  основе разработку, технологическую  подготовку производства, управление серийным производством 38000 индивидуальных плиток теплозащиты с пятикоординатной механической обработкой заготовок в Москве - НПО "Молния" и на Байконуре. Принципы были разработаны и реализованы в виде интегрированных информационных технологий создания теплозащиты ОК «Буран» в 80-х гг. XX-го века, т.е. 30 лет тому назад, тогда отечественное авиастроение в области CALS не уступало ведущим мировым корпорациям, да и МАП СССР был самой крупной корпорацией мира.

Сегодня одним из лидеров в области истребительной авиации является ОКБ Сухого.

В настоящее  время накопленный опыт ОКБ Сухого реализует в области гражданской авиационной техники.

В последние  годы существенное продвижение в  реализации информационных технологий на принципах CALS/ИПИ добились:

    • ОКБ им. А.С. Яковлева при разработке проекта учебно-тренировочного самолета Як-130.
    • Научно-производственный центр ММПП «Салют» при проведении глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф;
    • Корпорация "Авиадвигатель", создавшая единственный российский двигатель XXI века ПС-90А для средне - и дальнемагистральной авиации, который отвечает всем требованиям ICAO (Международная организация гражданской авиации). Двигатель ПС-90А поставлен и эксплуатируется на президентском самолете Ил-96-300ПУ.
    • Корпорация "Авиадвигатель" реализует принципы CALS/ИПИ при создании двигателя ПС-90ГП 2А для газоперекачивающего комплекса.
    • Значительных успехов в области организации единой информационной среды при создании магистральных самолетов добилась корпорации «Туполев».

Информация о работе Информационные системы и технологии в авиастроении