Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:06, курсовая работа
Цели и задачи работы: выявить нормативно-ценностные и социальные структуры, которые возникают в результате функционирования и развития Интернета как средства массовой коммуникации, а также проведение социологического анализа аудитории Интернета.
Введение………………………………………………………………..…………2
Основная часть.
Глава 1. Понятие Интернета:
1.1. Интернет как средство массовой коммуникации……………..…...……4
1.2. Анализ аудитории Интернета………………………………….....………9
Глава 2. Функции Интернета:
2.1. Понятие функций Интернета…………………………….……….……..12
2.2. Коммуникативная функция Интернета………………………….……..13
2.3. Информационная функция Интернета………………………….……...16
2.4. Ценностно-регулирующая функция Интернета……………….………19
2.5. Развлекательная функция Интернета………………………….………..21
Заключение………………………………..………………….…….…...........24
Список используемой литературы…………………………………..………25
В одних случаях важна информация об активных пользователях, в других полезно знать о малоактивных или потенциальных участниках Интернет-сообщества. По данным компании VeriSign Inc., администратора доменов com и net, в 2003 г. насчитывалось среди жителей планеты насчитывалось 580 млн. пользователей Интернета. По результатам исследования компании Ipsos-Reid, число пользователей Интернета в 2005 г. в мире выросло на 7%.
Наибольшее увеличение числа пользователей в 2006 г. зарегистрировано в Германии (40%), Китае (прирост 37%), Японии (38%) и Южной Корее (32%). В России количество пользователей Интернета, по данным Ipsos-Reid, за 2006 г. выросло на 35% (учитывались только жители городов). А в США число пользователей, наоборот, сократилось на 6%.
Порог в 10% населения характеризует массовое использование любой новой технологии. Это же относится и к росту пользователей Интернета, и к росту числа регистраций новых доменных имен. Согласно последним данным Россия близка к этому порогу по числу пользователей Интернета, более того, в Москве этот порог уже преодолен. В России по состоянию на март 2004 г. насчитывалось 14 млн. пользователей Интернета. Это свидетельствует о том, что Интернет становится массовым явлением в России.
Результаты опроса Фонд «Общественное мнение» свидетельствуют о том, что российская аудитория пользователей Интернете неуклонно растет.
Вместе с тем, медиаисследования показывают, что, по крайней мере, часть читателей перестает читать газеты, пользуясь информацией через Интернет, и многие телезрители переключаются на Интернет. Наиболее устойчивым кажется пока положение радио: растет число автолюбителей, а вместе с ним и число радиослушателей. Так, согласно данным TNS Gallup Media за январь-март 2004 года продолжительность прослушивания радио составляет до 400 минут в сутки.
Вероятность того, что радиослушатели и телезрители могут переключиться на компьютеры, пугает некоторые телерадиокомпании, как пугало радиовещательные компании распространение телевидения в 50-х гг. Несмотря на огромные планы по превращению телевизора в телефон, домашний центр развлечений, магазин и средство общения, большинство экспертов сходится на том, что ни компьютер, ни телевизор не вытеснят друг друга; просто эти понятия, возможно, станут нераздельными или будет существовать несколько видов их комбинаций.
Статистика свидетельствует, что на Западе активно развивается интерактивное телевидение, которое уже перегнало спутниковое телевидение – более 20 млн. семей участвуют в интерактивных шоу, влияют на ход событий в сериалах, разворачивающихся в прямом эфире, а также совершают покупки прямо с экранов телевизоров. В 2004 г. доходы от рекламы, продаж и подписки на интерактивное телевидение в США составили 20 млрд. долл.
Перспективы развития интерактивного телевидения в России в ближайшее время совершенно иные. Социальные и технологические условия ограничивают возможность создать по-настоящему интерактивное телевидение. Небольшая распространенность Интернета в регионах сильно тормозит процесс внедрения онлайновых опросов в телевизионные продукты. Хотя обратную связь с аудиторией через сеть сейчас используют все телеканалы – почти у всех есть форумы, где зрителям предоставлена возможность высказать свое мнение о программах и ведущих. И это свидетельствует о том, что российские телевизионные компании обратили внимание на огромные коммуникационные возможности Интернета.
2.2. Коммуникативная функция Интернета
Средства коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служить средствами их общения. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта.
Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект – заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой медийной среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено. Заново это было осознанно с появлением флэш- и смарт-мобов, где анонимность возведена в принцип[4].
В силу анонимности разворачивается царство вымышленных персонажей, сменяемых и устойчивых масок. Разумеется, различного рода подмены, неопознанность участников общения имеет место и в традиционных СМИ.
Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации.
В условиях Интернета аудитория может участвовать в производстве и обмене информацией, в том числе и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем сообщений. Однако здесь использование интерактивных возможностей никогда не преодолеет естественного разделения ролей.
В сетевой интерактивности выделяют три аспекта: «люди и документы» (возможность для пользователя формировать и реализовывать запрос на информацию), «люди и технология» (приспособленность, удобство информационной технологии для пользователей) и наиболее интересный для социолога аспект «люди и люди». В последнем случае речь идет о приспособленности данной коммуникации к двустороннему общению, о социальных технологиях общения, которые помогают достижению позитивных социальных целей; о том, как реализуется возможность коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом – основными субъектами, выделяемыми в анализе функционирования современного общества.
Анализируя коммуникативную функцию Интернет, следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь – это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было – так это возможности общения по горизонтали, между пользователями.
Однако потенциал новой технологии реализуется только через активность людей.
Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации, есть возможность и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость их ролей. Г. Лассуэлл предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость никогда не может быть полной.
Однако степень жесткости поляризации может быть различной. Можно различить каналы массовой информации, построенные по одностороннему, монологичному или двухстороннему, диалогичному принципу. Американский исследователь выделяет три уровня интерактивности:
1. двухсторонняя;
2. реактивная, или квазиинтерактивная коммуникация, где один полюс получает сообщения о реакции другого (то есть, имеет место обратная связь;
3. полностью интерактивная коммуникация, где все субъекты коммуникации могут участвовать в обмене информацией «на равных».
Наследуя обретенные традиционными СМИ формы обратной связи и общую свою способность к интерактивности, Интернет может развивать их до уровня истинной двусторонности, действительной интерактивности, то есть до сочетания синхронной (одновременной) и асинхронной (неодновременной) обратной связи, с одной стороны, и возможности обмена информацией между пользователями, то есть истинной двусторонности, - с другой. Все это происходит в одной и той же медийной сетевой среде, что, конечно же, облегчает для пользователя овладение всеми предоставляемыми возможностями.
Глава 2. Интернет как средство массовой информации
2.1. Информационная функция Интернета
Пожалуй, сегодня нет ни одного человека, который не слышал бы об Интернете - крупнейшей глобальной компьютерной сети, появившейся в 1986 году в США. Первоначально объединявшая всего несколько научных центров и университетов, в настоящее время эта сеть охватывает десятки миллионов компьютеров во всем мире, предоставляя своим пользователям самую разнообразную информацию - новости, игры, музыку, справочную информацию. Здесь вы найдете также дополнительные сервисы, которые позволяют людям, разделенным тысячами километров, свободно общаться друг с другом, обмениваться почтой, файлами данных, фотографиями и новостями.
Интернет - это глобальная сеть созданная для передачи и хранения информационных и вычислительных ресурсов. Это основа «всемирной паутины». Всемирная компьютерная сеть Интернет вместе с персональными компьютерами образует технологическую основу для развития международной концепции «Всемирное информационное общество».
Интернет и средства массовой информации, или СМИ, сейчас являются неразделимым целым. Через интернет всегда можно узнать самые свежие новости, подчас которые даже не появляются в эфире на радио и телепрограммах. С развитием глобальной сети Интернет появились интернет - СМИ. Они стали очень быстро популярными, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» (как их стали называть) СМИ. Почти все СМИ имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет - версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам доступ является платным. Обычно основные доходы интернет-СМИ поступают также от рекламы, хотя СМИ может быть и спонсируемым как вещательный орган какой-либо организации. СМИ уже давно зарекомендовала себя как третья власть и было бы совсем удивительно, если бы они не начали медленно но верно «покарять» просторы интернета. Ну, конечно, же это относиться по большей части к нашей стране, так как в Европейских странах и в Америке СМИ прочно закрепили за собой определенную ниш. Но все же не любой сайт можно считать Интерне-СМИ, так как этот статус присваивается лишь после того, как он зарегистрируется. В соответствии с российским законодательством, регистрация интернет - издания добровольная и необязательная. Такую позицию Россвязьохранкультура указала в своём письме о регистрации сайтов как СМИ. Поэтому действительно интернет-СМИ является только часть новостных ресурсов.
Сайты, на которых публикуются новости, но которые не имеют регистрации Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, юридически к СМИ не относятся. Интернет-издания делятся по тематике: новости, детские, женские, литературные и другие. Есть интернет-издания, которые выпускаются периодически (раз в день, неделю или месяц), другие же (обычно новостные сайты) обновляются постоянно, по мере появления новых материалов.
Сетевая пресса. Электронные доски объявлений
Сетевая пресса представляет собой периодические издание газет и журналов через глобальную сеть интернет путем их выкладывания и публикации на страницах данной редакции. Но она не пользуется большой популярностью, по сравнению со своими «традиционными собратьями», журналами и газетами печатного вида. В мире мало кто входит в интернет, чтобы почитать нужную ему газету, хотя это-то от части и удобнее и даже дешевле. Почти каждая солидная редакция, газета или журнал имеет свои сайт в интернете (пример газеты МК, Известие, журнал Мото-эксперт и др. ), а уж сколько так называемой «жёлтой» прессы, и не счесть.
Электронная доска объявлений
Изначально данное понятие применялось лишь относительно одного Американского канала BBS. Но по мере распространения Интернета и это направление получило множественное распространение. Появилось огромное количество сайтов с такими досками и даже рекламными. Такие сайты содержат в себе набор объявлений коммерческого и/или некоммерческого характера и размещается как на платной, так и на бесплатной основе, в зависимости от конкретного сайта. Многие рекламные компании, имеющие бумажные издания и работающие в сфере теле- и радиорекламы, создают и поддерживают также собственные электронные доски объявлений (ТНТ, Маяк).
Электронная доска объявлений функционально подобна обыкновенной: это сайт, где каждый желающий может вывесить своё объявление, а все посетители сайта -- прочитать его. Электронная доска объявлений, как правило, поделена на несколько тематических разделов, согласно содержанию объявлений. Большая часть досок все же являются бесплатными. То есть, пользователю пожелавшему разместить на такой доске своё объявление всего лишь нужно ввести текст объявления в уже готовую форму, указать свое ИФО или псевдоним, координаты, и отметить тематику объявление если такое требуется. Как правило, отображаются только имена авторов и темы объявлений, а для просмотра полного текста объявления пользователь должен щёлкнуть по ссылке, ведущей к нему. В некоторых досках объявления могут подавать только зарегистрированные пользователи, в некоторых - все.
Сейчас в интернете существует тысячи и даже десятки тысяч досок объявлений. Обычно каждая из них посвящается какому-либо отдельному виду объявлений. Существуют национальные доски объявлений, предназначенных для жителей конкретной местности.
Электронные доски объявлений бывают двух видов: моделируемые (у доски объявлений есть человек, контролирующий её работу - модератор) и немоделируемые, работающие автоматически. Большинство досок объявлений в интернете предполагают размещение объявлений о продаже и покупке товаров и услуг. Но есть и такие сервисы, которые предлагают размещать объявления о передачи различных вещей в дар, а также о поиске новых хозяев для домашних животных, которые передаются в добрые руки безвозмездно. Некоторые сайты выделяют определенную тематику своих объявлении и на таких досках размещают объявления подходящие под установленный рамки (к примеру доски объявлений о продаже и покупке техники).
Телеконференции Usenet.
Службы прямого общения пользователей
(Web Chat, служба IRC, служба ICQ, сайт vkontakte)
Основа интернета - стандартный для всех сетей протокол и работающая на его основе всемирная паутина. Эта паутина и есть самое интересное и познавательное.