Использование средств мультимедиа в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить возможность применения мультимедийных технологий в различных видах учебной деятельности, а также при помощи изученных мной языков программирования создать собственное мультимедийное приложение.
Основные задачи:
Рассмотреть применение средств мультимедиа на каждом этапе учебной деятельности
Проанализировать эффективность использования мультимедиа технологий
Дать краткое понятие мультимедиа и некоторых ее форматов
На примере языков Visual FoxPro и Visual Basic создать мультимедийное приложение

Содержание работы

Введение 4
Глава 1 Понятие мультимедиа 6
Три направления мультимедиа 7
Классификация мультимедиа 9
Немного из истории 11
Мультимедиа сегодня 11
Некоторые форматы мультимедиа 12
Глава 2 Использование мультимедийных технологий в учебном процессе 17
Особенности мультимедиа курсов по видам учебной деятельности 18
Анализ эффективности использования мультимедиа в учебном процессе 24
Глава3 Построение мультимедийных приложений по средствам Visual FoxPro и Visual Basic 27
Объектно-ориентированный подход 27
Понятие “объект” в Visual FoxPro 27
Классы и объекты 28
Объект Form 32
Свойства объекта Form 32
События объекта Form 34
Использование ActiveX объектов 34
Построение мультимедийного приложения (wav, avi, mp3 player) по средствам Visual FoxPro 36
Построение мультимедийного приложения (wav, avi, player) по средствам Visual Basic 6.0 39
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 845.00 Кб (Скачать файл)

Мультимедиа курсы  позволяют организовать работу с  тренажерами, имитирующими реальные установки, объекты исследования, условия проведения эксперимента. Такие тренажеры виртуально обеспечивают условия и измерительные приборы, необходимые для реального эксперимента, и позволяют подобрать оптимальные параметры эксперимента. Работа с тренажерами позволяет получить навыки в составлении эскизов, схем организации лабораторного эксперимента, позволяет избежать пустых затрат времени при работе с реальными экспериментальными установками и объектами. При этом значительно увеличивается доля самостоятельной работы студентов с учебно-методическими материалами: с электронными тренажерами, с компьютерным лабораторным практикумом, с экспериментами удаленного доступа.

При проведении групповых и практических занятий  также уместно использование  презентаций, однако здесь есть свои особенности. Презентацию можно демонстрировать как с помощью проектора, так и (при проведении занятия в компьютерном классе) на экранах мониторов. При проведении таких видов занятий целесообразно использование презентации как части занятия, например, во вводной части занятия для повторения ранее пройденного материала. В данном случае презентацией может управлять и преподаватель, и обучаемый. Требования к презентациям для групповых и практических занятий практически те же, что и для лекций.

В последнее  время много внимания уделяется созданию и совершенствованию электронных учебников по различным дисциплинам. Важным моментом здесь является использование мультимедийных средств для повышения наглядности информации до такой степени, которая не идет в сравнение с использованием обычных «бумажных» учебников. Электронные учебники с большим успехом применяются на различных занятиях и в ходе самостоятельной подготовки.

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются семинарские занятия, которые формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Теоретический характер семинарских занятий определяет специфику применяемых мультимедиа курсов, которые должны быть представлены, главным образов, в текстовом виде. К числу электронных дидактических средств, применяемых на семинарских занятиях, можно отнести следующие: хрестоматия, сборник документов и материалов, опорные конспекты лекций, электронный учебник, учебное пособие и т.д.

Перспективным направлением использования технологий мультимедиа в учебном процессе является демонстрация 3-х мерных анимированных моделей объектов. Трехмерная анимация позволяет воссоздать динамические явления, которые скрыты от наблюдения в условиях обычного образовательного процесса, например, проиллюстрировать взаимодействие частей ударно-спускового механизма при выстреле и т.д. Основные затруднения в реализации данного направления возникают в связи с необходимостью использования достаточно сложного программного обеспечения и, как правило, большими временными затратами на создание одного анимационного ролика.

Педагогический  контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности студентов, педагогического мастерства преподавателя и качества созданной обучающей системы.

Практически все  возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью электронных  изданий, на основе специально разработанных  компьютерных программ, позволяющих  снять часть нагрузки с преподавателя  и усилить эффективность и своевременность контроля. Таким образом, применение новейшие информационные технологии расширяет возможности контроля учебного процесса.

Особенно эффективно использование компьютерных программ в системе текущего и промежуточного контроля. Специально разработанные тестирующие программы или базы данных, содержащие тестовые задания, обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.

Анализ эффективности использования  мультимедиа в учебном процессе

Изменение форм учебной и педагогической деятельности обусловлено применением мультимедиа  средств и приводит к перераспределению  нагрузки преподавателей и студентов.

Использование мультимедиа в учебном процессе позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов, активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного назначения. Наиболее эффективно применение мультимедиа в процессе овладения студентами первичными знаниями (в условиях отсутствия преподавателей, читающих лекции), а также отработки навыков и умений, необходимых для профессиональной подготовки.

Применение  в учебном процессе мультимедиа  приводит к сокращению объемов и  одновременному усложнению деятельности преподавателя по сопровождению учебного процесса. Так, например, для усвоения теоретического лекционного материала при дистанционном обучении используются не только аудиторные занятия, но и созданная система педагогической поддержки, включающая сетевое консультирование, осуществление текущего контроля, проведение компьютерного тестирования, работу с мультимедиа курсами и другими учебно-методическими материалами. Для проведения практических занятий применяются не только традиционные аудиторные занятия, проводимые обычно под руководством тьютора, но и сетевые консультации, работа с тренажерами, осуществление контроля и самоконтроля. Усложняется структура и таких форм учебной деятельности, как контроль, консультации и самостоятельная работа студентов. При этом изменяются цели консультаций: они теперь более предметно ориентированы на то, чтобы помочь студентам усвоить теоретический материал курса, приобрести практические навыки, осуществить лабораторный практикум и т.д.

Общее сокращение нагрузки преподавателя при дистанционном  обучении происходит, главным образом, за счет сокращения лекционных и частично практических занятий. В этих формах организации учебного процесса мы наблюдаем наиболее высокие коэффициенты эффективности работы преподавателя: 66-81 % по лекциям и 28-59 % по семинарским и практическим занятиям. Коэффициент эффективности при проведении практических занятий по решению задач, например, при дистанционном обучении составляет от 28 до 56 % по отношению к очным практическим занятиям. Эффективность достигается, главным образом, за счет использования компьютерных тестирующих программ, а также других организационных форм и технологий для решения задач, стоящих обычно перед практическими занятиями.

Более низкий коэффициент  эффективности при проведении лабораторных работ (11 %) объясняется спецификой этой формы учебной деятельности, предполагающей обязательные аудиторные занятия. Но и здесь применение мультимедиа помогает снять часть рутинной работы с преподавателя, переложив на компьютерные лабораторные работы задачу начального знакомства студентов с лабораторными установками, условиями проведения работ и т.д. Функции преподавателя при этом главным образом заключаются в том, чтобы подготовить методическое обеспечение и поддерживать учебный процесс консультациями.

Эффективность текущего и промежуточного контроля измеряется 11-50 %, что зависит от характера дисциплины и степени разработанности учебно-методических материалов.

Произведенные расчеты показали, что при дистанционном  обучении возрастает объем и расширяются  организационные формы самостоятельной работы студентов: объем самостоятельной работы студентов (СРС) при дистанционном обучении составляет от 177 до 249 % по отношению к объемам СРС при очном обучении, что приводит, на первый взгляд, к снижению эффективности учебной работы. Реально именно увеличение доли СРС приводит к уменьшению нагрузки преподавателя и снижению затрат на организацию учебного процесса. При дистанционном обучении доля СРС по отношению к организованным формам учебной деятельности резко увеличивается, превышая их объем в 1,25-2 раза.

Таким образом, при дистанционном обучении принципиально  меняется соотношение самостоятельной  и организованной работы студентов  в учебном процессе, а значит, усиливается значение электронных  средств учебного назначения. Если при очном обучении доля СРС в общем объеме дисциплины составляет примерно 30-33 %, то при дистанционном обучении доля СРС в общем объеме дисциплины составляет примерно 55-68 %. При этом наиболее существенно увеличение объемов самостоятельной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин, что объясняется, в частности, более широкими возможностями их формализации.

 

Глава3 Построение мультимедийных приложений по средствам  Visual FoxPro и Visual Basic

Объектно-ориентированный подход

Visual FoxPro до сих  пор поддерживает полный набор команд процедурного языка, кроме того, естественно, он представляет собой объектно-ориентированный язык, который значительно увеличивает возможности программиста.

Объектно-ориентированное  построение и объектно-ориентированное  программирование существенно отличаются от стандартного процедурного программирования. Взамен построения программного кода от начала до конца программисту предстоит сосредоточиться  на создании объектов и правильном построении системы объектов. Причем  скорость построения приложения, правильность его функционирования во многом определяются функциональностью объектов, при помощи которых оно создается[3].  

Понятие “объект” в Visual FoxPro

В Visual FoxPro объектно-ориентированный  подход используются, прежде всего, для построения интерфейса  приложения. Формы, элементы управления представляют собой объекты, которые включаются в приложения. Вы можете управлять этими объектами , используя их свойства (properties), события (events)  и методы (methods).  Объектно-ориентированный язык Visual FoxPro позволяет легко включать объекты из базовых классов VFP, создавать собственные классы, использовать стандартные библиотеки COM-объектов и т.д. что позволяет создавать полноценные высокопроизводительные WINDOWS-приложения[3].

Классы и объекты

Понятия класс  и объект тесно связаны, но, естественно, не совпадают. Класс содержит информацию о том как объект должен выглядеть  и как он должен работать. Класс  представляет собой схему, шаблон объекта. Класс определяет характеристики объекта. Объект имеет свойства или атрибуты. Объекты Visual FoxPro имеют свойства, которые определяются базовым классом данного объекта. Эти свойства устанавливаются при создании объекта и (как правило) могут быть изменены в процессе работы приложения.

Например, ниже приведены некоторые свойства объекта CheckBox

Таблица 1 – Свойства объекта CheckBox

Свойство

Описание

Caption

Пояснительный текст справа от объекта CheckBox – подпись.

Enabled

Это свойство обозначает, доступен ли объект для интерктивного  изменения пользователем.

ForeColor

Цвет подписи.

Left

Позиция от левого края объекта контейнера до левого края объекта CheckBox.

MousePointer

Обозначает  вид указателя мыши при наведении  на CheckBox.

Top

Позиция верхнего края CheckBox.

Visible

Определяет, будет ли CheckBox.


 

Объекты имеют  соответствующие методы (Methods) и реагируют  на события (Events). Каждый объект в процессе своей работы, должен распознавать действия и правильно реагировать  на них.  Событием называют некоторое  предопределенное действие порожденное либо пользователем, либо системой (окружением). В большинстве случаев события порождаются (генерируются) пользователем интерактивно.

В Visual FoxPro наиболее часто пользователь порождает события  такие как:  щелчки мышью, перемещения  мыши и нажатия клавиш на клавиатуре. Примерами событий  порождаемых системой могут быть  процесс инициализации объекта, загрузки объекта, обработки  ошибок.

Процесс функционирования объекта не исчерпывается только реакциями на события. Для полного  описания функциональности объектов используют так называемые Методы.

Методами называют процедуры и функции, которые  принадлежат данному объекту.  Методы отличаются  от  обычных  процедур и функций Visual FoxPro: методы включены в данный объект, предназначены  для описания функциональности данного объекта, причем  при  вызове метода необходимо указать не только его имя, но и  расположение данного метода.

Код событий  может включать в себя вызовы методов. Например, если вы создали код какого либо метода и включили его в код  события Click, этот метод будет выполняться всякий раз когда вы будете вызывать событие Click. Методы могут также существовать независимо от событий. Такие методы должны вызываться непосредственно в коде программного файла.

Набор событий  достаточно обширен, но предопределен  базовой моделью и не может быть расширен пользователем. Однако набор методов наоборот, может быть расширен пользователем, что, как правило, и происходит при создании собственных классов[3].

 

 

Ниже приведена  таблица некоторых событий ассоциированных с объектом CheckBox:

Таблица 2 –  События объекта CheckBox

Событие

Описание

Click

Пользователь  шелкает мышью по CheckBox.

GotFocus

Пользователь  помещает указатель на CheckBox при помощи мыши, стрелок или клавиши.

LostFocus

После того, как  активным был элемент CheckBox, пользователь выбирает любой другой элемент управления


 

В следующей  таблице приведены несколько  методов ассоциированных с CheckBox:

Таблица 3 –  Методы объекта ChekBox

Информация о работе Использование средств мультимедиа в учебном процессе