Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 22:16, доклад
Системы поддержки принятия решений (СППР) возникли в начале 70-х годов прошлого века благодаря дальнейшему развитию управленческих информационных систем и представляют собой системы, разработанные для поддержки процессов принятия решений менеджерами в сложных слабоструктурированных условий. На развитие СППР существенное влияние оказали впечатляющие достижения в области информационных технологий, в частности, появление телекоммуникационных сетей, персональных компьютеров, динамических электронных таблиц, экспертных систем, Интернета и т.д.
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 3
1.1 Понятие СППР 3
1.2 Основные компоненты СППР..................................................................................5
1.3 Классификация СППР 7
1.4 Архитектура СППР 8
Список использованных источников 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«МЭИ»
в г. Смоленске
Доклад на тему:
«Компьютерные системы поддержки принятия решений»
по курсу:
Компьютерные технологии в науке и производстве
Студент: |
Кузнецова Н.А. |
Группа: |
ВМ-13(маг) |
Преподаватель: |
Семенова О.В. |
Смоленск 2013
Содержание
Системы поддержки принятия решений (СППР) возникли в начале 70-х годов прошлого века благодаря дальнейшему развитию управленческих информационных систем и представляют собой системы, разработанные для поддержки процессов принятия решений менеджерами в сложных слабоструктурированных условий. На развитие СППР существенное влияние оказали впечатляющие достижения в области информационных технологий, в частности, появление телекоммуникационных сетей, персональных компьютеров, динамических электронных таблиц, экспертных систем, Интернета и т.д.
Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производиться выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.
СППР – это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабоструктурированных проблем.
В настоящее время
нет общепринятого определения
СППР, поскольку конструкция СППР
существенно зависит от вида задач,
для решения которых она
Рассмотрим, что же представляет собой система поддержки принятия решений. Приведем несколько определений СППР.
Система поддержки принятия решений – это диалоговая автоматизированная система, использующая правила принятия решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования.
СППР – это средство для «вычисления решений», которое основано «на использовании ряда процедур по обработке данных и суждений, помогающих лицу, принимающему решение (ЛПР), в принятии решения».
СППР – «интерактивные автоматизированные системы, которые помогают ЛПР использовать данные и модели, чтобы решать неструктурированные проблемы».
СППР – «компьютерная информационная система, используемая для поддержки различных видов деятельности при принятии решения в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматические системы, которые полностью выполняют весь процесс принятия решения». СППР не заменяет ЛПР, автоматизируя процесс принятия решения, а оказывает ему помощь в ходе решения поставленной задачи.
Следует заметить, что, начиная с первых определений СППР, круг задач, решаемых при их помощи, ограничился слабоструктурированными и неструктурированными.
Определим СППР таким образом: СППР – интерактивная компьютерная система, предназначенная для поддержки принятия решений в слабоструктурированных и неструктурированных проблемах различных видов человеческой деятельности.
Рассмотрим, что же представляет
собой классификация проблем на слабоструктурированные,
1.2 Основные компоненты СППР
Можно выделить три компонента, составляющие основу классической структуры СППР, которыми она отличается от других типов информационных систем:
Если посмотреть на СППР с функциональной стороны, можно выделить следующие ее компоненты:
Эти компоненты СППР рассматривают такие основные вопросы: вопрос накопления данных и их моделирования на концептуальном уровне, вопрос эффективной загрузки данных из нескольких независимых источников и вопрос анализа данных.
Можно сказать, что использование оперативной аналитической обработки (систем OLAP) на сегодня ограничивается обеспечением доступа к многомерным данным.
Технология Data Mining представляет в СППР наибольший интерес, поскольку с ее помощью можно провести наиболее глубокий и всесторонний анализ данных и, следовательно, принимать наиболее взвешенные и обоснованные решения.
В зависимости от данных, с которыми работают СППР, выделяют два основных типа СППР: EIS и DSS.
EIS (Executive Information System) — информационная система, предназначенная для поиска и анализа информации, а также для облегчения принятия решений руководителями компаний различного уровня. Обеспечивает наиболее легкий доступ к внутренней и внешней информации, необходимой для выполнения стратегических задач организации. Особое внимание в EIS уделяется оформлению удобного интерфейса. Он прост и понятен в использовании. Большое значение придается функции составления отчетов и возможности наиболее полного анализа данных drill-down. В целом, EIS представляет собой систему поддержки принятия решений, адаптированную для руководителей. EIS помогает им выявлять, сравнивать и анализировать важнейшие изменения на рынке, а также наиболее эффективно разрешать возникающие бизнес проблемы. Executive Information System ориентирована на менеджеров и директоров предприятий, которые обладают ограниченным свободным временем и имеют незначительный опыт работы на компьютере.
DSS (Decision Support System). К системам этого типа относят многофункциональные системы анализа и исследования данных. Они предполагают глубокую проработку данных, которую можно использовать в процессе принятий решений.
Системы этого типа, в отличие от EIS, рассчитаны на пользователей, имеющих как знания в предметной области, так и возможности использования современных компьютерных технологий. Этим системам присущи черты искусственного интеллекта, за счет возможности проработки исходных данных в конкретные выводы по поставленной задаче. Такие системы имеет смысл создавать, если есть основания для обобщения и анализа данных и процессов их обработки.
В последнее время к СППР относят только второй тип, т.е. DSS.
Для анализа и выработок
Близкие к СППР классы систем — это экспертные системы и автоматизированные системы управления.
По взаимодействию с пользователем выделяют три вида СППР:
По способу поддержки различают:
По сфере использования выделяют:
На сегодняшний день можно выделить четыре наиболее популярных типа архитектур систем поддержки принятия решений:
Функциональная СППР (рисунок 1) является наиболее простой с архитектурной точки зрения. Такие системы часто встречаются на практике, в особенности в организациях с невысоким уровнем аналитической культуры и недостаточно развитой информационной инфраструктурой.
Рисунок 1 – Функциональная СППР
Характерной чертой функциональной СППР является то, что анализ осуществляется с использованием данных из оперативных систем.
Преимущества:
Недостатки:
СППР с использованием независимых витрин данных. Независимые витрины данных (рисунок 2) часто появляются в организации исторически и встречаются в крупных организациях с большим количеством независимых подразделений, зачастую имеющих свои собственные отделы информационных технологий.
Рисунок 2 – Независимые витрины данных
Преимущества:
Информация о работе Компьютерные системы поддержки принятия решений