Основные направления использования информационных технологий в деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Одной из первостепенных задач для государства является информатизация ОВД. К настоящему времени в этом направлении сделаны следующие шаги: разработана и уже функционирует единая система ЕИТКС МВД России, созданы отдельные учетные АИС по различным направлениям, автоматизированы сбор и обработка статистической информации. Правительством РФ ведется разработка дальнейшей стратегии внедрения и использования ИКТ в МВД России до 2012 года. С 2005 года началась реализация Программы "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел" (ЕИТКС МВД России).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document (2).docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

Криминалистические  учеты

В базы данных криминалистической информации (криминалистические учеты) собираются криминалистически значимые сведений об особо опасных преступниках, их жертвах и связанных с ними событиях.

Для использования криминальной информации в полном объеме необходима автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС), называемая системой криминалистической регистрации (табл. 1). В нее входит ряд подсистем по различным видам учетов.,

 

 

Таблица 1.

Система криминалистической регистрации

Система хранения и поиска криминальной информации

Федеральный Банк Криминальной Информации

Региональные Банки Криминальной Информации

АИПС «Картотека»

АИПС «Опознание»

АИПС «Оповещение»

АИПС «Оружие»

АИПС «Автопоиск»

АИПС «Антиквариат»

АИПС «Вещь»

АИПС «Сейф»

АИПС «Досье»

АИПС «Насилие»

АИПС «Криминал-И»

АИПС «Документ»

АИПС «Гильза»

АДИС

АБД

 

ЛВС

 

ЛВС

 

АРМ

АРМ

АРМ

АРМ

АРМ


 

Оперативно-справочные учеты накапливаются  в Главном Информационном Центре (ГИЦ) МВД, в Федеральном Банке Криминальной Информации (ФБКИ), в Региональных Банках Криминальной Информации (РБКИ) и в других информационных центрах. Они составляют единую сеть — Информационно-вычислительную сеть (ИВС) ОВД. Для особо опасных преступлений имеется система «Досье», связанная с централизованной фототекой и видеотекой. Отметим следующие АИС и АИПС.

  • Автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС) — для дактилоскопической регистрации. Для ввода изображений (дактилокарт) используются сканеры и телекамеры. АДИС позволяет находить пары совпадающих изображений (введенного и хранимого), причем процент правильно найденных пар составляет 70—95%. Могут выдаваться и недостаточно идентифицированные пары для ручного просмотра. Имеется несколько успешно функционирующих АДИС. Так, например, АДИС«Папилон» отечественной разработки предназначена для сравнения дактилокарт; АДИС «Узор» — картотека отпечатков с мест нераскрытых преступлений («следотека»). Существуют и более мощные АДИС.
  • АИПС «Криминал-И» — для учета правонарушений и преступлений, совершенных иностранцами, лицами без гражданства и гражданами России, постоянно проживающими за границей.
  • АИПС «Антиквариат» — учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей.
  • АИПС «Номерная вещь» — учет похищенных номерных вещей.
  • АИПС «Документ» — учет похищенных документов общегосударственного обращения.
  • АИПС «Автопоиск» и «Розыск» — учет похищенного автотранспорта.

Имеется система автоматизированных банков данных по правовым делам, обслуживающая  запросы четырех типов: на учетное  лицо, на преступление, на вещь, на оружие. Система является универсальной, но учитывает мало типов криминальной информации. Для узкого круга задач  имеются специализированные криминалистические АИПС, например, для учета гильз («Гильза»), для дел с сейфами («Сейф») и  некоторые другие.

Криминалистические учеты ведутся  не только на федеральном и местном, но и на межгосударственном уровне в ГИАЦ МВД РФ. При этом накопление и обработка криминалистически значимой информации в ГИАЦ осуществляется в Федеральном банке криминальной информации (ФБКИ), а на местах в Региональных банках криминальной информации (РБКИ).

В этих базах данных накапливается  информация об особо опасных преступниках (бандитах, насильниках, вымогателях, убийцах, террористах, мошенниках, сбытчиках  наркотиков и др.); особо тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях с характерным способом совершения (насильственные с особой жестокостью, сопровождаемые особой дерзостью и исключительным цинизмом, профессионализмом и организованностью, квалифицированные кражи имущества, хищения в финансово-кредитной системе и др.), а также о хищениях ценностей из металлических хранилищ. При этом параллельно используются автоматизированные банки данных, имеющие подсистемы "Досье", "Насилие", "Сейф".

В криминалистических учетах хранится информация о месте, времени и  предмете преступления, а также о  его особенностях. Эта информация используется не только для раскрытия  и предупреждения преступлений, но и в учебных целях. Значительное место в этой базе данных занимают сведения, поступающие от специалистов в области баллистики, дактилоскопии, почерковедения и из экспертно-криминалистических подразделений.

В настоящее время справочные информационные системы созданы или создаются  во всех областях судебно-экспертных и  особенно криминалистических исследований. Например, существует АИПС "Марка", содержащая эталонные образцы лакокрасочных  материалов и покрытий; АИПС "Спектр", аккумулирующая спектры красителей письма; АИПС "Волокнистые материалы"; АИПС "Смазочные материалы" и  др.

Все справочные системы работают в  двух режимах: пакетном и диалоговом, а данные могут выдаваться в виде компьютерных распечаток или в виде файлов.

Реестр  дисквалифицированных лиц

С 1 апреля 2007 г. Главный информационно-аналитический  центр (ГИАЦ) МВД России и информационные центры (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД по субъектам  РФ осуществляют ведение Реестра  дисквалифицированных лиц.

Дисквалификация заключается в  лишении физического лица права  занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет  директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а  также осуществлять управление юридическим  лицом в иных случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Работодатели имеют возможность  проверять управленцев и обращаться в реестр за информацией, так как  если работодатель принимает на работу дисквалифицированного управленца, то за это нарушение полагается штраф  до 100 тыс. рублей.

Аналитические и статистические задачи

За всю историю внедрения  средств автоматизации в деятельность МВД РФ одними из первых создавались  и реально эксплуатировались  как на федеральном, так и на региональном уровнях автоматизированные системы  сбора, обработки и представления  статистической информации.

Информационной базой статистического  анализа преступности является государственная  уголовная статистика (учет преступлений, преступников, уголовных дел). Первичный  учет ведут ОВД; учитывается около 95% криминальных проявлений. Выявляются состояние, уровень, состав, структура  преступности; причины и условия  преступлений, личности преступников; изучается система борьбы с преступностью. Требуется четкая система сбора  информации о преступности и результатах  борьбы с ней; это весьма трудоемкая работа. Имеются государственная и ведомственные статистические отчетности. Необходим единый учет всех преступлений на основе документов первичного учета, допускается безбумажная технология с использованием компьютеров.

Первичный учет состоит в заполнении статистических карточек на преступление, результаты расследования, лиц (подозреваемых  в совершении преступления), движение уголовного дела, изъятие предметов  преступной деятельности, результаты возмещения ущерба, результаты рассмотрения в суде. Эти первичные учеты  регистрируются в местных ОВД  и направляются в информационные центры МВД. В информационных центрах  ведутся журналы учета преступников, лиц, дел; формируется статистическая отчетность о преступности, проводится статистический анализ (обнаружение взаимосвязей криминальных явлений, их эволюция), вычисляются обобщающие показатели. Основные направления в уголовной статистике — это усовершенствование системы статистических показателей, автоматизация сбора и обработки статистической информации, использование современных математических методов для ее анализа.

Имеются четыре формы государственной  отчетности:

1) отчет о преступлениях (зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых);

2) отчет о лицах, совершивших  преступления;

3) отчет о преступности;

4) отчет о следственной работе.

Имеется также много форм ведомственной  отчетности и форм об оперативно-служебной  деятельности.

Основными задачами учетно-регистрационной  и статистической работы являются:

1) регистрация и учет преступлений  и правонарушений; лиц, материалов  дел, протоколов;

2) сверки учетных данных со  статистическими данными Информационного  центра МВД, Главного управления  внутренних дел, Управлений внутренних  дел, Управления внутренних дел  на транспорте;

3) контроль полноты и своевременности  регистрации криминальной информации  в местных отделениях;

4) контроль своевременности представления  документов первичного учета  в вышестоящие органы;

5) контроль полноты и объективности  документов первичного учета;

6) формирование статистических  отчетов;

7) подготовка справочных материалов  для руководящих органов.

В настоящее время автоматизирована обработка 13 федеральных и 16 ведомственных  форм отчетности о состоянии преступности и 60 форм о результатах оперативно-служебной  деятельности ОВД.

Отчетность о состоянии преступности формируется во всех субъектах Российской Федерации на основе автоматизированной обработки документов первичного учета, причем в 44 субъектах Федерации автоматизирован  сбор учетной информации и в горрайорганах  внутренних дел. Эти требования распространяются на всех дознавателей и следователей.

Вся отчетность представляется на федеральный  уровень по ведомственной сети передачи данных и проходит сложный, многоуровневый контроль. Причем подразделения, представившие отчетность, получают, как правило, в реальном режиме времени, то есть во время сеанса связи, уведомления обо всех выявленных в отчетности ошибках.

Годовой объем поступающей статистической информации составляет 25-30 млн. символов. В настоящее время федеральная база статистических данных содержит сведения с 1970 г., объем базы превысил 70 млн. показателей.

ГИС на службе безопасности граждан

Все более широкое применение в  деятельности подразделений МВД  получают геоинформационные системы. С их использованием создаются: информационно-аналитические системы, сигнально-управляющие системы, системы мониторинга подвижных объектов.

Например, система мониторинга  и управления транспортными средствами МВД предназначена для отслеживания местоположения транспортного средства на фоне электронной карты местности  на мониторе компьютера диспетчерского центра в реальном времени, а также  для круглосуточного контроля оперативной  обстановки и возможности своевременного принятия решений о необходимых  действиях. Использование системы  в полном комплекте (охрана+мониторинг) позволяет быстро определять ближайший к тревожному объекту патрульный экипаж, давать ему указания об оптимальном маршруте следования, значительно сокращая время реагирования на вызов и существенно повышая вероятность задержания преступника.

Для мониторинга транспортного  средства возможно использование различных  видов связи: УКВ, сотовой, транковой, спутниковой. Спутниковая связь обеспечивает контроль и управление транспортными средствами, перемещающимися по большим территориям (область, несколько смежных областей, вплоть до пространства всей России, стран СНГ и всего мира).

В МВД России, как и во всей стране, до последнего времени наблюдалась  тенденция оборудовать различные  транспортные средства аппаратурой  систем мониторинга, основанных на технологиях  спутниковой навигации GPS, использующей данные американской спутниковой системы  NavStar. Но в настоящее время, в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации, МВД России приступило к проверке работоспособности терминальных устройств системы мониторинга подвижных объектов, использующих модуль приема навигационных сигналов ГЛОНАСС ("Глобальная навигационная спутниковая система", Россия).

Объектами внедрения информационно-аналитических  систем на базе ГИС являются, в первую очередь: подразделения, осуществляющие сбор и обработку оперативно-розыскной информации, моделирование и прогнозирование возможного развития ситуаций; штабные подразделения и ситуационные центры.

Сигнально-управляющими системами и системами мониторинга подвижных объектов оснащаются: дежурные части ОВД, специальные подразделения милиции (ОМОН и ОМСН), ситуационные центры, подразделения транспортной милиции.

В 2007 году была продолжена разработка новых и модернизация существующих систем, включающих в себя ГИС-приложения, как для стационарных, так и  для мобильных абонентов на базе различных средств вычислительной техники, включая КПК. При этом предполагается, что система информационного  взаимодействия будет построена  с учетом корпоративных стандартов и технологий ЕИТКС ОВД, с использованием отечественных лицензионно чистых ГИС

Информация о работе Основные направления использования информационных технологий в деятельности ОВД