Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:42, курсовая работа
В настоящее время процесс управление все большей степени несет системный характер, управление любой организации осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании. Таким образом, Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:
· менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
· руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;
Введение
Понятие о методике и методах системного анализа
Ранние методики системного анализа
Основные принципы системного подхода к анализу объектов
Заключение
Задача
Список использованной литературы
План
Введение
Понятие о методике и методах системного анализа
Ранние методики системного анализа
Основные принципы системного подхода к анализу объектов
Заключение
Задача
Список использованной литературы
Введение
В начале 20-х годов 20 века молодой
биолог Людвиг фон Берталанфи начал
изучать организмы как определённые системы,
обобщив свой взгляд в книге "Современная
теория развития" (1929). В этой книге он
разработал системный подход к изучению
биологических организмов. В книге "Роботы,
люди и сознание" (1967) он перенёс общую
теорию систем на анализ процессов и явлений
общественной жизни. 1969 – "Общая теория
систем". Берталанфи превращает свою
теорию систем в общедисциплинарную науку.
Впоследствии, благодаря трудам таких
ученых, как Н.Винер, У.Эшби, У.Мак-Куллох,
Г.Бейтсон, Ст.Бир, Г.Хакен, Р.Акофф, Дж.Форрестер,
М.Месарович, С.Никаноров, И.Пригожин, В.Турчин
возник целый ряд смежных с общей теорией
систем направлений — кибернетика, синергетика,
теория самоорганизации, теория хаоса,
системотехника и др.
Понятие бизнeса зародилось вместе с
понятием товарно-денежных отношений,
т.е. на общинном этапе развития человечества.
Когда основной формой "торговли"
между общинами являлся натуральный обмен,
появились менялы-кочевники, кочевавшие
из одной общины в другую и выменивавшие
различные товары с выгодой для себя. Это
и можно считать одним из первых проявлений
духа предпринимательства.
Постепенно с развитием
Именно на этом этапе и начал
развиваться менеджмент в том
виде, в котором мы привыкли воспринимать
это слово. Нельзя сказать, что он
появился внезапно именно с развитием
капитализма, он существовал и раньше.
Во времена рабовладения были управляющие
на плантациях, которые следили за
правильностью выполнения работ, но
это правильнее было бы назвать надсмотром,
чем управлением. Во времена феодализма
и процветания натурального хозяйства,
также существовали управляющие, помощники
хозяина, это, наверное, можно считать
одним из первых проявлений именно управления,
а не только надсмотра над работающими,
поскольку у управляющего была возможность
маневра: он мог заменить вид работ в виде
поощрения или наказания крестьян, мог
снизить налог (правда, лишь за счет повышения
налога для других). Это было убогое, но
все же проявление управления. Но по-настоящему
менеджмент начал развиваться только
с развитием капитализма, именно тогда
появилась потребность в талантливых
управленцах, которое могли бы выработать
свою стратегию управления фирмой и развития
бизнеса и привести фирму к успеху, или
в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Именно в это время и стали
применяться научные теории менеджмента
с непосредственной опорой на различные
научные школы, одной из которых
была школа управления. Школа управления
включает системный, процессный и ситуационный
подход к управлению. Дополняя друг
друга, эти подходы и формируют
современные науку и практику
управления. Вместе с тем следует
учитывать, что не существует никаких
универсально применяемых приемов или
принципов, которые бы гарантировали эффективное
управление во всех случаях. Однако уже
разработанные подходы и методы могут
помочь руководителям повысить вероятность
эффективного достижения целей организации.
В своей работе я подробней остановлюсь
на системном подходе.
В настоящее время процесс
· менеджер должен воспринимать, перерабатывать
и систематизировать огромный объём информации
и знаний, которые необходимы для принятия
управленческих решений;
· руководителю необходима системная методология,
с помощью которой он мог бы соотносить
одно направления деятельности своей
организации с другим, не допускать квазиоптимизации
управленческих решений;
· менеджер должен видеть за деревьями
лес, за частным – общее, подняться над
повседневностью и осознавать, какое место
его организация занимает во внешней среде,
как она взаимодействует с другой, большей
системой, частью которой является;
· системный подход в управлении позволяет
руководителю более продуктивно реализовывать
свои основные функции: прогнозирование,
планирование, организацию, руководство,
контроль.
В заключение хотелось бы отметить, что
системный подход включает большой объем
вопросов, каждый из которых многогранен,
интересен и достоин отдельного изучения.
Но в рамках своей работы я постараюсь
наиболее полно осветить основные принципы
и положения данного научного направления.
Понятие о методике и методах системного анализа
Быстрый рост современных
организаций и уровня их сложности,
разнообразие выполняемых операций
привели к тому, что рациональное
осуществление функций
Системный подход способствует,
как уже говорилось, главным образом
выработке правильного метода мышления
о процессе управления. Руководитель должен мыслить
в соответствии с системным подходом.
При изучении системного подхода прививается
такой образ мышления, который, с одной
стороны, способствует устранению излишней
усложненности, а с другой — помогает
руководителю уяснять сущность сложных
проблем и принимать решения на основе
четкого представления об окружающей
обстановке. Важно структурировать задачу,
очертить границы системы. Но столь же
важно учесть, что системы, с которыми
руководителю приходится сталкиваться
в процессе своей деятельности, являются
частью более крупных систем, возможно,
включающих всю отрасль или несколько,
порой много, компаний и отраслей промышленности,
или даже все общество в целом. Далее следует
сказать, что эти системы постоянно изменяются:
они создаются, действуют, реорганизуются
и, бывает, ликвидируются.
Принципиальной особенностью системного
анализа является использование методов
двух типов — формальных и неформальных
(качественных, содержательных).
Методика системного анализа
разрабатывается и применяется
в тех случаях, когда у лиц,
принимающих решения, на начальном
этапе нет достаточных сведений
о проблемной ситуации, позволяющих
выбрать метод ее формализованного
представления, сформировать математическую
модель или применить один из новых
подходов к моделированию, сочетающих
качественные и количественные приемы.
В таких условиях может помочь
представление объектов в виде систем,
организация процесса принятия решения
с использованием разных методов
моделирования.
Для того чтобы организовать
такой процесс, нужно определить
последовательность этапов, рекомендовать
методы для выполнения этих этапов,
предусмотреть при
Таким образом, методика системного анализа
разрабатывается для того, чтобы организовать
процесс принятия решения в сложных проблемных
ситуациях. Она должна ориентироваться
на необходимость обоснования полноты
анализа, формирование модели принятия
решения, адекватно отображать рассматриваемый
процесс или объект.
Одной из принципиальных особенностей
системного анализа, отличающей его от
других направлений системных исследований,
является разработка и использование
средств, облегчающих формирование и сравнительный
анализ целей и функций систем управления.
Вначале методики формирования и исследования
структур целей базировались на сборе
и обобщении опыта специалистов, накапливающих
этот опыт на конкретных примеpax. Однако
в этом случае невозможно учесть полноту
получаемых данных.
Таким образом, основной особенностью
методик системного анализа является
сочетание в них формальных методов
и неформализованного (экспертного)
знания. Последнее помогает найти
новые пути решения проблемы, не
содержащиеся в формальной модели,
и таким образом непрерывно развивать
модель и процесс принятия решения,
но одновременно быть источником противоречий,
парадоксов, которые иногда трудно
разрешить. Поэтому исследования по
системному анализу начинают все
больше опираться на методологию
прикладной диалектики.
С учетом вышесказанного в определении
системного анализа нужно подчеркнуть,
что системный анализ:
• применяется для решения таких проблем,
которые не могут быть поставлены и решены
отдельными методами математики, т.е. проблем
с неопределенностью ситуации принятия
решения, когда используют не только формальные
методы, но и методы качественного анализа
(«формализованный здравый смысл»), интуицию
и опыт лиц, принимающих решения;
• объединяет разные методы с помощью
единой методики; опирается на научное
мировоззрение;
• объединяет знания, суждения и интуицию
специалистов различных областей знаний
и обязывает их к определенной дисциплине
мышления;
• уделяет основное внимание целям и целеобразованию.
Приведенная характеристика
научных направлений, возникших
между философией и узкоспециальными
дисциплинами, позволяет расположить
их примерно в следующем порядке:
философско-методологичекие дисциплины,
теория систем, системный подход, системология,
системный анализ, системотехника, кибернетика,
исследование операций, специальные дисциплины.
Системный анализ расположен в середине
этого перечня, так как он использует примерно
в одинаковых пропорциях философско-методологические
представления (характерные для философии,
теории систем) и формализованные методы
в модели (что характерно для специальных
дисциплин).
Системология и теория систем
по сравнению с системным анализом больше
пользуются философскими понятиями и
качественными представлениями и ближе
к философии. Исследование операций, системотехника,
напротив, имеют более развитый формальный
аппарат, но менее развитые средства качественного
анализа и постановки сложных задач с
большой неопределенностью и с активными
элементами.
Рассматриваемые научные направления
имеют много общего. Необходимость в их
применении возникает в тех случаях, когда
проблема (задача) не может быть решена
методами математики или узкоспециальных
дисциплин. Несмотря на то, что первоначально
направления исходили из разных основных
понятий (исследование операций — из понятия
«операция»; кибернетика — из понятий
«управление», «обратная связь», «системный
анализ», теория систем, системотехника;
системология — из понятия «система»),
в дальнейшем направления оперируют со
многими одинаковыми понятиями — элементы,
связи, цели и средства, структура и др.
Ранние методики системного анализа
Анализ систем обычно идет в следующей последовательности:
- постановка задачи;
- выбор альтернативных путей решения задачи;
- исследование ресурсов, расходуемых на решение задачи;
- составление модели;
- выбор критериев оценки;
- сравнение альтернатив и
Постановка задачи является самым важным элементом анализа систем и включает формулировку существа проблемы, границы исследования, исходные данные и выявление целей.
Выбор альтернативных путей решения задач заключается в перечислении тех альтернатив (средств), которые по предварительным соображениям могут быть использованы для решения поставленной задачи. В процессе исследования происходит отсев некоторых альтернатив и включение новых.
Исследование ресурсов, расходуемых на решение задачи, представляет важный этап экономических исследований, на котором определяются материальные ресурсы, а также их стоимостные выражения, необходимые для решения задачи. Обычно выбор систем оружия производится по минимуму стоимости при заданной эффективности.
Составление модели - этап исследования, на котором разрабатывается некоторый аналог реального процесса путем учета наиболее существенных факторов математическими зависимостями (аналитические модели), с помощью электронной вычислительной машины (машинные модели) или с помощью специальной «игры» (игровые модели).
Моделирование в анализе систем будет занимать все большее место, особенно в связи с развитием методов математического моделирования и электронных вычислительных машин.
Выбор критериев оценки является исключительно ответственным этапом анализа систем и заключается в указании такой величины (системы величин), по численному значению которой можно судить об успешности решения задачи. Как подчеркивается в данной книге, выбор критериев всегда труден. Эти трудности усугубляются тем обстоятельством, что военное планирование идет на самых различных уровнях руководства, и цели действий на одном уровне могут быть только средством для реализации целей другого, более высокого уровня. Для удовлетворительного действия методов анализа систем считается важным, чтобы критерии, принимаемые на каждом уровне руководства, были увязаны в единую логическую систему.
Разработку единой системы критериев для принятия решений на всех уровнях руководства министерства обороны США следует считать одним из важных результатов внедрения анализа систем в практику руководства строительством вооруженных сил США.
Информация о работе Основные принципы системного подхода к анализу объектов