Полномочия органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Местное управление и самоуправление
1.1 Понятие, виды, организационные системы местного самоуправления…...5
1.2 Принципы и функции местного самоуправления…………………………..9
1.3. Особенности и взаимоотношения органов местного управления и самоуправления с региональными и центральными органами государственной власти…………………………………………………………12
Глава 2.Полномочия органов местного самоуправления
2.1 Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства……………………………………………………………….. 16
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список используемой литературы…………………………………………….. 24

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью, местными финансами,  формирование, утверждение и исполнение  местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Финансово-бюджетные средства должны всегда соответствовать двум условиям: стабильности и достаточности. Это означает, что деньги в бюджет должны поступать регулярно и непрерывно, и этих денег должно хватать не реализацию всего объема полномочий органа местного самоуправления. В случае, если местные налоги не обеспечивают полного покрытия расходов местного самоуправления, то вышестоящий орган государственной власти обязан выделять дотации и субвенции из собственного бюджета для обеспечения минимального местного бюджета (ст.37 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

 3. Обеспечение  комплексного социально-экономического  развития территории. Основой выполнения этой функции является эффективное и рациональное планирование и расходование бюджетных средств, доходов от муниципальной собственности, использования природных ресурсов на нужды жителей. Обязательным условием является комплексное развитие всех сфер жизнедеятельности местного населения, прогнозирование развития территории и последствий реализации тех или иных социально-экономических программ, реализуемых на территории.

 4. Обеспечение  содержания и развития социальной  и инженерно-коммунальной инфраструктуры  территории, оказание полного комплекса услуг населению. Эта функция является одной из основных функций местного самоуправления, так как в первую очередь реализует повседневные запросы и интересы населения. Содержание и развитие муниципального жилого фонда, объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта, коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и службы быта, обеспечение социальной помощи населению и другие - это те задачи, качеством решения которых определяется эффективность и способность избранных гражданами руководителей решать местные проблемы.

 5. Охрана  общественного порядка, обеспечение  законности. Реализация этой функции  в рамках местного самоуправления  возложена на органы милиции  общественной безопасности (местной  милиции). Так же для обеспечения правового режима в различных отраслях хозяйственной деятельности органов местного самоуправления могут создаваться, на средства местного бюджета, подразделения муниципальной и специальной (например, строительной) милиции.

 В соответствии с российским законодательством наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами или законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и местных средств Конституционное право РФ. Учебник. - М.: БЕК, 1996.. 
 
 
 
 
 

1.3 Особенности и  взаимоотношения  органов местного  управления 

 и самоуправления с  региональными и  центральными органами

 государственной власти

 Взаимоотношения органов местной власти и управления с региональными и федеральными органами государственной власти определяются в соответствии с различными конституционными принципами - самостоятельности и независимости местного самоуправления (как в Российской Федерации), единства государственного централизованного управления (в Австрии), административно-территориальным устройством (в Дании) и др.

 Наряду с  многими общими, типическими чертами  эти системы имеют различия. Наиболее важные из них связаны со степенью самостоятельности местных органов  власти, их отношениями с центральным правительством. В разных странах органы местного самоуправления в равной мере вплетены в иерархию государственного управления. Функции государственного управления могут быть четко отграничены от местных органов и персонифицированы в специально назначенном чиновнике, подчиняющемся центральному правительству (префекту, наместнику). В других типах местного управления возможно совмещение, особенно на нижних уровнях, где мэры нередко соединяют обязанности государственных чиновников и руководителей местного самоуправления.

 В законодательстве о местном самоуправлении России эти вопросы в основном определены и разграничены следующим образом.

 На федеральные  и субъектов Федерации органы государственной власти возложено:

 - принятие, изменение и контроль за исполнением законодательства о местном самоуправлении;

 - обеспечение  гарантий осуществления местного  самоуправления;

   - установление и обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

 - регулирование  отношений между Федеральным, субъектов Федерации и местными бюджетами;

 - регулирование  порядка передачи объектов государственной  собственности в муниципальную  собственность;

 - наделение  органов местного самоуправления  отдельными федеральными или  субъектов Федерации полномочиями, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;

 - принятие  федеральных и региональных программ  развития местного самоуправления;

 - компенсация  местному самоуправлению дополнительных  расходов, возникших в результате  решения федеральных или субъектов  Федерации государственных органов;

 - защита прав  граждан на осуществление местного  самоуправления;

 - законодательство  о муниципальной службе.

   Федеральным органам государственной власти также дано право на установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение законов, осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности местного самоуправления и регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учеб. для юридических вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1998..

 Органам государственной  власти субъектов Федерации предоставлено  право обеспечения сбалансированности минимальных местных бюджетов, установления порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований, принятия законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, установления порядка регистрации уставов муниципальных образований.

 Федеральные органы и органы государственной  власти субъектов Федерации обязаны  создавать необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и  развития местного самоуправления и  оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

 Только в  случае чрезвычайных ситуаций (стихийные  бедствия, крупные аварии и катастрофы, военные действия и т.п.) права  местного самоуправления могут ограничиваться на срок действия этих ситуаций.

 Реформа местного самоуправления в России является особенно важной для городских поселений - больших, средних и малых городов, число которых сегодня в России больше тысячи. В них сосредоточена большая часть населения страны. Причем доля городского населения неуклонно растет. Если на конец XIX столетия (1897 г.) она составляла 15% в общей численности населения России (в современных границах), то на конец ХХ века (1998 г.) этот показатель возрос почти в пять раз и достиг 73% при общей численности населения России 148,4 млн. человек. Увеличивается также общее число городов. Одновременно возрастает их роль в развитии российского общества. Они являются основными территориальными образованиями.

 Особое место  в системе городских поселений  занимают большие города России. Они являются ее мощными опорными пунктами. Их функционирование и развитие обеспечивают территориально-хозяйственную интеграцию России и укрепляют ее экономическую целостность. Большие города являются крупными центрами социально-экономических и научно-технических комплексов. Население все в большей степени сосредотачивается в крупных городах. На долю 165 больших городов России с численность свыше 100 тысяч человек населения сегодня приходится 62,8% ее городского населения. Из этого следует вывод, что Россия - страна больших городов, и это обстоятельство влияет на организацию местного самоуправления. Складываются свои специфические особенности местного самоуправления в малых (до 20 тыс. чел.) и средних (до 100 тыс. чел.) городах, удельный вес которых составляет больше 80% в общем числе городов. В России создан ряд неправительственных общественных организаций, цель которых защищать интересы малых и средних городов. Союз городов России, союз малых городов, международная ассоциация породненных городов, Российский союз местного самоуправления и другие.

 Национальные  особенности территорий различных  субъектов Федерации, ряд серьезных  межнациональных и территориальных  конфликтов существенно осложняют  процессы развития местного самоуправления в России. Сложная политическая и экономическая ситуация не обеспечивают конституционных гарантий местного самоуправления в регионах. Все это отрицательно сказывается на нормальном становлении полноправных органов местного самоуправления Морозова Л.А. Основы государства и права. М.:Юристъ, 2000.

 Развитие  любых территориальных образований  невозможно без управления деятельностью  населения, образующего местное  сообщество. По мере развития российского  законодательства центр тяжести  в управлении городами все больше смещается в сторону местного самоуправления. Формируется новая отрасль российского права - муниципальное право, что является необходимым условием становление и развития эффективной системы местного самоуправления. 

  
 
 
 
 

Глава 2.Полномочия органов местного самоуправления 

 2.1 Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства

 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.) принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.

 Настоящий Федеральный  закон, за исключением положений, для  которых главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в  силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.

 Настоящий Федеральный  закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает  общие правовые, территориальные, организационные  и экономические принципы организации  местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ.

 Согласно  данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

   В статье 17 настоящего Федерального закона рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

 1) принятие  устава муниципального образования  и внесение в него изменений  и дополнений, издание муниципальных  правовых актов;

 2) установление  официальных символов муниципального  образования;

 3) создание  муниципальных предприятий и  учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

 4) установление  тарифов на услуги, предоставляемые  муниципальными предприятиями и  учреждениями, если иное не предусмотрено  федеральными законами;

 5) организационное  и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

 6) принятие  и организация выполнения планов  и программ комплексного социально-экономического  развития муниципального образования,  а также организация сбора  статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления