Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:42, контрольная работа
В данной работе не рассматриваются технические методы защиты персональных данных. Цель данной работы – определить степень защищенности информации, содержащей персональные данные и рассмотреть степень правового регулирования сбора, хранения, передачи, использования персональных данных, ответственности за несанкционированное получение и использование персональных данных в российском законодательстве.
Введение
Одновременно с глобальными структурными изменениями, произошедшими в политике, экономике, социальной сфере в России начался переход к информационному обществу. В последние 10 лет Россия становится полноценным участником глобальных процессов, происходящих в мире и, как следствие, признание соответствующих общепризнанных мировых стандартов, в том числе в области прав и свобод человека.
За этот период в России увеличилось количество различных баз данных, содержащих информацию персонального характера (персональные данные), держателями которой являются как государственные, так и частные, коммерческие структуры.
Тем не менее, вопросы, касающиеся сбора, обработки, хранения и передачи персональных данных не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения.
Вызывает опасение негативная
тенденция к проникновению
Необходимо отметить активное нарушение права на неприкосновенность частной жизни граждан со стороны средств массовой информации, распространяющих персональные данные, о чем свидетельствуют многочисленные скандальные “разоблачения”, герои которых вынуждены затем защищать свою честь и достоинство в суде.
В данной работе не рассматриваются
технические методы защиты персональных
данных. Цель данной работы – определить
степень защищенности информации, содержащей
персональные данные и рассмотреть
степень правового
Необходимость правовой охраны персональных данных диктуется, прежде всего, стремительным развитием информатизации и возникающими в связи с этим новыми угрозами для неприкосновенности личной жизни граждан. Для стран, не имеющих к настоящему моменту соответствующего законодательства (к которым относится и Российская Федерация), помимо очевидных проблем с адекватной защитой прав и свобод граждан в условиях информационного общества, становится реальной и другая опасность - возможность ограничений на передачу персональных данных в такие страны со стороны других государств. Ограничения такого рода могут служить серьезным препятствием для внешнеэкономической деятельности целого ряда коммерческих структур, в числе которых - банки, страховые и туристические фирмы, авиакомпании и др.
Стремительно растущая вовлеченность
России в систему международных
информационных обменов делает актуализацию
сходных проблем реальной для
Российской Федерации уже в ближайшей
перспективе. Далее мы остановимся
на ситуации с охраной персональных
данных в Российской Федерации с
точки зрения ее адекватности международным
требованиям и обеспеченности беспрепятственных
трансграничных обменов такой информацией.
Информационное общество, в котором живет
сегодня человек, с одной стороны, может
стать благоприятной средой для развития
личности. Но это же самое общество может
стать агрессивной средой, разрушающей
личность. Поэтому частная жизнь личности,
равно как и жизнь общества в целом, должны
быть защищены от разрушительного информационного
воздействия.
Право на личную жизнь – это право вести свою жизнь по собственному усмотрению при минимальном постороннем вмешательстве в нее. Оно касается личной, семейной и домашней жизни, физической неприкосновенности и духовной свободы личности, его чести и достоинства, необходимости не допускать, чтобы человека представляли в ложном свете, сохранения в тайне не имеющих отношения к делу неблагоприятных фактов, неразрешенной публикации частных фотографий, защиты от незаконного использования частной переписки, защиты от раскрытия информации, предоставленной или полученной на условиях конфиденциальности.
Особым институтом права на неприкосновенность частной жизни в условиях автоматизации и развития новых информационных технологий является институт персональных данных.
Информация является инструментом,
позволяющим достигать
Сведения о гражданах собираются и аккумулируются различными государственными (органы внутренних дел, бюро технической инвентаризации, органы актов гражданского состояния, медицинские учреждения, органы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы регистрации юридических лиц и др.) и частными структурами (сотовые компании, частные образовательные, медицинские, юридические организации и т.д.) при рождении и получении документов, удостоверяющих личность, при поступлении на работу, при обращении в медицинские учреждения, при покупке недвижимого имущества (квартир, машин), при создании частных предприятий, в иных случаях. Совершая покупки в Интернет-магазинах, потребитель вынужден сообщать свои персональные данные. Однако владельцы таких магазинов не всегда обеспечивают охрану персональных данных, а отсутствие соответствующего закона создает пробел в правовом регулировании.
Кроме того, в последние годы в России широкое распространение получила такая практика избирательных технологий как персональное обращение кандидатов в органы государственной власти различного уровня непосредственно к избирателю. Граждане обнаруживают в своих почтовых ящиках персональные послания, адресованные каждому прописанному в квартире лицу, с указанием фамилии, имени, отчества, а исходя из текста некоторых посланий, очевидно, что автор владеет информацией и о возрасте потенциального избирателя. К сожалению, массовые предвыборные “письма” к согражданам тиражом не менее 1000 экземпляров, распространяются нынешними и будущими законодателями, т.е. людьми, которые априори должны руководствоваться в своих действиях нормами закона и принципами верховенства прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, защиты персональных данных и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. При этом, помимо вопроса о правомерности получения данных сведений персонального характера, сам факт их использования в целях, не соответствующих тем, для которых они аккумулировались в базах данных, думается мог бы стать объектом внимания соответствующих органов.
“Персональные данные” рассматриваются как информация (зафиксированная на материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним. К персональным данным относятся биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном, социальном положении, образовании, профессии, служебном и финансовом положении, состоянии здоровья и прочие.
В настоящее время в России в действующей российской Конституции имеется около двух десятков норм, регулирующих информационную сферу, действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента России и около 200 актов Правительства РФ. Тем не менее, несмотря на огромное количество нормативных актов, далеко не все вопросы, возникающие в условиях перехода России к информационному обществу, урегулированы. Так, к нормативно-правовым актам в той или иной степени регулирующим оборот персональных данных, можно отнести: ФЗ РФ “Об информации, информатизации и защите информации” от 20 февраля 1995г. №,24-ФЗ, главу 14 “Защита персональных данных” Трудового кодекса РФ, принятого 30 декабря 2002г. ФЗ №197-ФЗ, Указ Президента РФ от 6 марта 1997г. №188, утверждающий “Перечень сведений конфиденциального характера”, а также ФЗ РФ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” от 1 апреля 1996г. №27-ФЗ, ФЗ РФ “О защите сведений, полученных в ходе Всероссийской переписи населения” от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ.
Согласно ст.2 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” конфиденциальная информация - это документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. К конфиденциальной информации относятся персональные данные, под которыми понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Безусловно, данное определение нельзя назвать полным. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. До настоящего времени такой закон в России отсутствует, что приводит к противоречиям в правовом регулировании. Так, согласно Указу Президента РФ от 6 марта 1997г. №188, утверждающему Перечень сведений конфиденциального характера под “персональными данными” понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленном законом порядке. С данным определением нельзя согласиться, так как фактически оно сужает понятие “персональных данных”, используемое в ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”.
Не допускаются сбор, хранение,
использование и
Персональные данные не могут
быть использованы в целях причинения
имущественного и морального вреда
гражданам, затруднения реализации
прав и свобод граждан Российской
Федерации. Ограничение прав граждан
Российской Федерации на основе использования
информации об их социальном происхождении,
о расовой, национальной, языковой,
религиозной и партийной
Юридические и физические
лица, в соответствии со своими полномочиями
владеющие информацией о
Деятельность
Владелец документированной
информации о гражданах обязан предоставить
информацию бесплатно по требованию
тех лиц, которых она касается.
Ограничения возможны лишь в случаях,
предусмотренных
При этом содержание большинства федеральных баз данных находится под грифом секретно.
Таким образом, нормы ФЗ РФ "Об информации, информатизации и защите информации" отсылают к закону “О персональных данных”, которого до сих пор нет. Очевидно, что нормы, содержащие понятие и режим персональных данных, закрепленные в ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” носят декларативный, отсылочный характер и не содержат конкретного правового механизма реализации прав граждан на защиту персональных данных и на доступ к информации о себе. Отсутствие полноценного закона о персональных данных приводит к противоречиям в правовом регулировании.
В настоящее время в
России формируется база данных обо
всех юридических лицах - единый государственный
реестр юридических лиц. В соответствие
с п.1 ст.6 ФЗ “О государственном реестре
юридических лиц” от 8 августа 2001г.
№129-ФЗ сведения, содержащиеся в государственном
реестре, являются открытыми и общедоступными,
за исключением паспортных данных физических
лиц и их идентификационных номеров
налогоплательщиков. Паспортные данные
физических лиц и их идентификационные
номера налогоплательщиков могут быть
представлены исключительно по запросам
органов государственной власти
в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, сведения, содержащиеся
в государственном реестре, доступны
любым субъектам: гражданам, юридическим
лицам, органам государственной
власти и местного самоуправления.
Данный Закон предусматривает
фамилия, имя, отчество;
дата и место рождения;
пол;
адрес места жительства;
данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;