Правовая охрана персональных данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

В данной работе не рассматриваются технические методы защиты персональных данных. Цель данной работы – определить степень защищенности информации, содержащей персональные данные и рассмотреть степень правового регулирования сбора, хранения, передачи, использования персональных данных, ответственности за несанкционированное получение и использование персональных данных в российском законодательстве.

Файлы: 1 файл

информационное право.docx

— 33.70 Кб (Скачать файл)

гражданство.

Идентификационный номер  налогоплательщика Налоговый кодекс не относит к сведениям, составляющим налоговую тайну (ст. 102).

ФЗ РФ “Об оперативно - розыскной деятельности” от 12 августа 1995 № 144-ФЗ предусмотрены ограничения  конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической  и почтовой связи на основании  судебного решения и только при  наличии информации о подготовке, совершении или совершенном противоправном деянии либо о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Данный нормативный устанавливает  исчерпывающий перечень оперативно - розыскных мероприятий и органов, осуществляющих оперативно - розыскную  деятельность. Он разрешает иметь  оперативно - технические силы и  средства для контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивания  телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и  юридических лиц, предоставляющих  услуги связи; снятия информации с технических  каналов связи только лишь органам  ФСБ и МВД, которые могут предоставлять  эти силы и средства на основе специальных  соглашений или межведомственных нормативных  актов другим органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность.

Тем не менее, механизмы защиты права на неприкосновенность частной  жизни, заложенные в законодательных  актах, регулирующих оперативно - розыскную  деятельность государственных органов, а именно право каждого обжаловать неправомерные действия должностных  лиц, право каждого на получение  информации, собранной в отношении  него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных  лиц предоставить такую информацию; обязанность должностных лиц структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их вышестоящих органов, а также судов и прокуратуры принять меры по восстановлению конституционных прав граждан в случае незаконного вмешательства в их частную жизнь возместить причиненный вред; запрет органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, которые стали известны в процессе проведения оперативных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, неэффективны. Во многом такая ситуация объясняется структурными проблемами правовой системы России, низким уровнем правовой грамотности населения, отсутствием у граждан информации о своих правах и механизмах их защиты, а также финансовыми трудностями большей части населения, что ограничивает доступ к квалифицированной юридической помощи.

Положительным моментом является запрещение рядом российских законов  сбора и занесения в личные дела (реестры) государственных служащих (в том числе сотрудников таможенных органов) сведений об их политической, религиозной принадлежности и о  частной жизни (ст.8 ФЗ РФ “Об основах  государственной службы” и ст. 24 ФЗ РФ “О службе в таможенных органах”), а также появление в новом  Трудовом кодексе целой главы, посвященной правовому регулированию сбора, хранения, защиты и ответственности работодателя за персональные данные работника.

Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом  РФ 9 сентября 2000г. определяет 4 основные составляющие национальных интересов  РФ в информационной сфере, в том  числе соблюдение конституционных  прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, а также защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

Согласно приведенным  в этом документе данным, неудовлетворительно  организована защита персональных данных, собираемых федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Данная ситуация не может  не вызывать опасений, особенно на фоне появившейся в России в 90-е г.г. XX в. тенденции к сращиванию государственных  и криминальных структур в информационной сфере. Получение криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиление степени их влияния на жизнь общества и неразвитость институтов гражданского общества – препятствуют реализации прав граждан в информационной сфере и создают угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний  день в России сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, несмотря на закрепление гарантий права граждан  на доступ к информации в основополагающих международно-правовых документах, Конституции  РФ и в целом ряде иных нормативных  актов, реальный механизм реализации права  граждан на доступ к информации, в том числе информации о них  в России отсутствует, реализации данного  права препятствует социально-экономический  кризис; низкая правовая культура должностных лиц и граждан; недостаточный уровень компьютеризации; принятые законы не обеспечивают реальных действий по получению необходимой информации; отсутствует нормативно закрепленный механизм ответственности должностных лиц за нарушение данного права. Вместе с тем, информацию, содержащую персональные данные о гражданах, в том числе базы данных различных органов государственной власти любой желающий может практически свободно приобрести за небольшие деньги.

При этом российские граждане в полной мере не владеют информацией  о том, в каких базах данных о них накапливается информация, и совершенно точно практически  не имеют возможности по своему первому  требованию получить эту информацию, изменить или исключить ее из свободного доступа.

В целом на российском “черном” рынке информации персонального  характера доступны различные базы данных, держателями которых являются как государственные органы, так  и частные структуры. Указанные  базы содержат информацию, как о  физических, так и о юридических  лицах, включая внутренние корпоративные  адреса и персональные данные сотрудников.

Таким образом, закрепленные в Конституции Российской Федерации  права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически  не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения.

Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

Нет четкой концепции формирования российского информационного пространства и перехода к информационному  обществу.

Недостаточно разработана  нормативно-правовая база, регулирующая информационные отношения в целом  и оборот персональных данных в частности. Так, уже в течение нескольких лет в Государственной Думе РФ обсуждаются различные проекты  Закона РФ “О персональных данных”, но законодатели до сих пор не могут  принять соответствующий закон.

Статья 272 Уголовного кодекса  РФ предусматривает ответственность  за “неправомерный доступ к компьютерной информации”. Однако, применение данной нормы, ограничено не только правовой, но и практической неразработанностью вопросов, связанных с использованием и охраной компьютерной информации. Так, отсутствие единого терминологического понятия “персональные данные” создает проблемы его применения в криминалистической деятельности при расследовании преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации.

Необходимо дальнейшее совершенствование  механизмов защиты персональных данных, находящихся в распоряжении федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления и др.

Информация, содержащая персональные данные, должна иметь гарантированный  уровень правовой, организационно-технической  защиты независимо от того в базе данных государственной или частной  организации она находится.

Кроме того, проблема защиты персональных данных связана со степенью развитости институтов гражданского общества. К сожалению, в России низкий уровень  развития подобных институтов, низкая правовая культура граждан, даже в определенной степени правовой нигилизм, а также  недостаточный уровень активности граждан и большая степень  закрытости власти. Именно поэтому  вопросы защиты персональных данных, как впрочем, и многие другие, обсуждаются  и прорабатываются сравнительно небольшой группой специалистов и правозащитных организаций, при  этом сами граждане либо не считают  эти вопросы значимыми, либо, чаще всего, просто не знают о наличии  своих прав, их нарушениях и о  том, как можно их защитить. При  этом ущерб при неправомерном доступе и распространении информации о персональных данных наносится, в первую очередь, интересам самих граждан.

Таким образом, наряду с правовыми  и организационно-техническими мероприятиями, необходимо повышать степень открытости власти и уровень информированности  граждан о своих правах, законных интересах и о методах их защиты.

В современном российском законодательстве очевидны следующие  проблемы в области защиты персональных данных:

  1. Нечеткие определения. Например, личная информация трактуется как идентификационные данные и одновременно как любые данные о человеке.
  2. Отсутствие ряда ключевых понятий - в частности, раскрытия, опубликования, разглашения информации.
  3. Отсутствие понятия "однократности" разглашения информации - т.е. представления о том, что разгласить одни и те же данные несколько раз нельзя, секретом они быть перестали сразу после первого раскрытия
  4. Непростроенная система взаимодействия между отдельными законами. Так СМИ в России наделены исключительными правами на сбор и распространение данных, вопреки формулировкам в других законах "никто не имеет права на сбор и т.д."
  5. Фиксация ложных понятий. В частности, информация рассматривается как вещь, на нее распространяются права собственности - в силу смешения понятия информации и носителя информации.
  6. Разграничение понятий государства и отдельных его институтов - отсюда вытекает порой невозможность обмена информацией даже между госструктурами.

Совершенствование законодательства в области охраны личных данных в соответствии с законами рынка и реалиями технического прогресса  необходимо и возможно. Для этого  требуется закрепить в законодательстве следующие основные принципы:

  1. Принцип отказа от монополии государства на сбор и распространение личной информации.
  2. Принцип категоризации личной информации и выведения из регулирования информации, переставшей быть конфиденциальной.
  3. Принцип ограниченной защиты персональной информации.
  4. Принцип единократного разглашения информации и признания невозможности превратить публичную информацию снова в конфиденциальную.
  5. Принцип отказа от определения информации как объекта вещного права и введения разграничения между понятием информации и понятием носителя информации.
  6. Принцип презумпции публичности личной информации.
  7. Принцип ограничения в принудительном сборе информации по критерию необходимости для выполнения государственных функций.

Соблюдение  этих принципов позволит закрепить  право личности на информационное самоопределение  через реальное обеспечение механизмов защиты личной информации со стороны  государства.

 

 

 

 

Заключение 
 
          В заключение можно констатировать, что существующая в настоящее время в РФ система охраны персональных данных пока далека от соответствия международным стандартам в этой сфере, что не только лишает российских граждан возможности реализовывать свои конституционные права, но и потенциально чревато ограничениями на информационные потоки с Россией. Необходимо скорейшее принятие специального федерального законодательства, которое должно учесть международную практику в данной области.


Не исключено, что вскоре проблема охраны персональных данных приобретет еще больший общественный резонанс, сходный с тем, которые уже давно приобрели проблемы охраны окружающей среды. Подобно тому, как активисты движения в защиту окружающей среды лоббировали первые экологические законы 30 лет назад, активисты движения в защиту неприкосновенности частной жизни во многих странах лоббируют законодательство, устанавливающее все более и более строгие правила обращения с персональной информацией.

 

Список использованной литературы

  1. "Информация и ее правовое регулирование", Закупень Т.В., Соболь С.Ю., Журнал российского права (Москва), N001, 26.1.2004
  2. Кузнецов П.У. Информационное право: методические материалы по учебному курсу Екатеринбург. 2006.
  3. Ястребов Д.А. Информационное право: Учеб.-метод. комплекс для студентов юрид. высш. учеб. заведений. М.: ПОЛТЕКС, 2006.

 


Информация о работе Правовая охрана персональных данных