Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 23:42, контрольная работа
В данной работе не рассматриваются технические методы защиты персональных данных. Цель данной работы – определить степень защищенности информации, содержащей персональные данные и рассмотреть степень правового регулирования сбора, хранения, передачи, использования персональных данных, ответственности за несанкционированное получение и использование персональных данных в российском законодательстве.
гражданство.
Идентификационный номер
налогоплательщика Налоговый
ФЗ РФ “Об оперативно - розыскной деятельности” от 12 августа 1995 № 144-ФЗ предусмотрены ограничения конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи на основании судебного решения и только при наличии информации о подготовке, совершении или совершенном противоправном деянии либо о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Данный нормативный
Тем не менее, механизмы защиты права на неприкосновенность частной жизни, заложенные в законодательных актах, регулирующих оперативно - розыскную деятельность государственных органов, а именно право каждого обжаловать неправомерные действия должностных лиц, право каждого на получение информации, собранной в отношении него, если не доказано судом преступление, задуманное или совершенное этим лицом, и обязанность должностных лиц предоставить такую информацию; обязанность должностных лиц структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их вышестоящих органов, а также судов и прокуратуры принять меры по восстановлению конституционных прав граждан в случае незаконного вмешательства в их частную жизнь возместить причиненный вред; запрет органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, разглашать сведения, затрагивающие неприкосновенность частной жизни, которые стали известны в процессе проведения оперативных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, неэффективны. Во многом такая ситуация объясняется структурными проблемами правовой системы России, низким уровнем правовой грамотности населения, отсутствием у граждан информации о своих правах и механизмах их защиты, а также финансовыми трудностями большей части населения, что ограничивает доступ к квалифицированной юридической помощи.
Положительным моментом является
запрещение рядом российских законов
сбора и занесения в личные
дела (реестры) государственных служащих
(в том числе сотрудников
Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000г. определяет 4 основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере, в том числе соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, а также защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
Согласно приведенным в этом документе данным, неудовлетворительно организована защита персональных данных, собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Данная ситуация не может не вызывать опасений, особенно на фоне появившейся в России в 90-е г.г. XX в. тенденции к сращиванию государственных и криминальных структур в информационной сфере. Получение криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиление степени их влияния на жизнь общества и неразвитость институтов гражданского общества – препятствуют реализации прав граждан в информационной сфере и создают угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день в России сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, несмотря на закрепление гарантий права граждан на доступ к информации в основополагающих международно-правовых документах, Конституции РФ и в целом ряде иных нормативных актов, реальный механизм реализации права граждан на доступ к информации, в том числе информации о них в России отсутствует, реализации данного права препятствует социально-экономический кризис; низкая правовая культура должностных лиц и граждан; недостаточный уровень компьютеризации; принятые законы не обеспечивают реальных действий по получению необходимой информации; отсутствует нормативно закрепленный механизм ответственности должностных лиц за нарушение данного права. Вместе с тем, информацию, содержащую персональные данные о гражданах, в том числе базы данных различных органов государственной власти любой желающий может практически свободно приобрести за небольшие деньги.
При этом российские граждане
в полной мере не владеют информацией
о том, в каких базах данных
о них накапливается
В целом на российском “черном” рынке информации персонального характера доступны различные базы данных, держателями которых являются как государственные органы, так и частные структуры. Указанные базы содержат информацию, как о физических, так и о юридических лицах, включая внутренние корпоративные адреса и персональные данные сотрудников.
Таким образом, закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения.
Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).
Нет четкой концепции формирования
российского информационного
Недостаточно разработана нормативно-правовая база, регулирующая информационные отношения в целом и оборот персональных данных в частности. Так, уже в течение нескольких лет в Государственной Думе РФ обсуждаются различные проекты Закона РФ “О персональных данных”, но законодатели до сих пор не могут принять соответствующий закон.
Статья 272 Уголовного кодекса
РФ предусматривает
Необходимо дальнейшее совершенствование
механизмов защиты персональных данных,
находящихся в распоряжении федеральных
органов государственной
Информация, содержащая персональные данные, должна иметь гарантированный уровень правовой, организационно-технической защиты независимо от того в базе данных государственной или частной организации она находится.
Кроме того, проблема защиты
персональных данных связана со степенью
развитости институтов гражданского общества.
К сожалению, в России низкий уровень
развития подобных институтов, низкая
правовая культура граждан, даже в определенной
степени правовой нигилизм, а также
недостаточный уровень
Таким образом, наряду с правовыми и организационно-техническими мероприятиями, необходимо повышать степень открытости власти и уровень информированности граждан о своих правах, законных интересах и о методах их защиты.
В современном российском законодательстве очевидны следующие проблемы в области защиты персональных данных:
Совершенствование
законодательства в области охраны
личных данных в соответствии с законами
рынка и реалиями технического прогресса
необходимо и возможно. Для этого
требуется закрепить в
Соблюдение этих принципов позволит закрепить право личности на информационное самоопределение через реальное обеспечение механизмов защиты личной информации со стороны государства.
Заключение |
Не исключено, что вскоре проблема охраны персональных данных приобретет еще больший общественный резонанс, сходный с тем, которые уже давно приобрели проблемы охраны окружающей среды. Подобно тому, как активисты движения в защиту окружающей среды лоббировали первые экологические законы 30 лет назад, активисты движения в защиту неприкосновенности частной жизни во многих странах лоббируют законодательство, устанавливающее все более и более строгие правила обращения с персональной информацией.
Список использованной литературы