Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 14:13, курсовая работа
Целью проектирования, проводимого в рамках выполнения настоящего курсового проекта, является проектирование и разработка базы данных и приложения по работе с ней для автоматизации работы инспектора учебного отдела по составлению расписания высшего учебного заведения на примере ВФ МГИУ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ОТДЕЛА ВФ МГИУ
1.1. Основные направления деятельности ВФ МГИУ
1.2. Модель «AS - IS» подсистемы учебного отдела
1.3. Обоснование актуальности темы
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОСТАВЛЕНИЯ И РЕДАКТИРОВАНИЯ РАСПИСАНИЯ УЧЕБНОГО ОТДЕЛА
2.1. Инфологическое моделирование предметной области
2.2. Обоснование и выбор инструментария для разработки базы данных и приложения по её ведению
2.3. Датологическое проектирование
ГЛАВА 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ И РЕДАКТИРОВАНИЯ РАСПИСАНИЯ
3.1. Логическая структура приложения по ведению базы данных
3.2. Физическая структура прикладной программы для автоматизации процесса составления и редактирования расписания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОУ ВПО МГИУ В Г.ВЯЗЬМЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Базы данных»
на тему: «Проектирование базы данных и соответствующее приложение, сопровождающее процесс »
Специальность: 080801 «Прикладная информатика в экономике»
Группа: 03Ид4
Студент: Лисиенков Дмитрий Николаевич
Преподаватель: Дмитриева Светлана Анатольевна
2007г.
СОДЕРЖАНИЕ
Современный этап развития цивилизованного общества, с присущими ему высокими темпами научно-технического прогресса, характеризуется активно протекающим процессом информатизации; ценность информации и удельный вес информационных услуг во всех сферах общественной жизни резко возросли. Информация - сведения о фактических данных и совокупность знаний о зависимостях между ними, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Для общества информация является средством, с помощью которого оно может осознавать себя и функционировать как единое целое. Общество этапа информатизации использует информацию в качестве общественного продукта, что обусловливает формирование высокоорганизованной информационной среды, влияющей на все общественно значимые виды человеческой деятельности. Информационная среда - совокупность информационных объектов и связей между ними, средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распространения информации, собственно знания, а также организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы.
Под информатизацией общества понимается глобальный социальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, обеспечивающего интенсификацию экономики, ускорение научно-технического прогресса, процесса интеллектуализации общества.
Информатизация общества - объективный социальный процесс, связанный с повышением роли и степени воздействия интеллектуальных видов деятельности на все стороны жизни человечества, это процесс перестройки жизни общества на основе всё более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех областях созидательной человеческой деятельности.
Важной составляющей частью информатизации современного общества является использование информационных технологий (ИТ) в образовании. Процесс компьютеризации этой важнейшей сферы человеческой деятельности создает предпосылки для широкого внедрения информационных технологий обучения в педагогическую практику преподавание различных предметов. В теоретических и экспериментальных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по вопросам использования ИТ в учебном процессе отмечаются широкие возможности повышения эффективности всей системы образования в результате использования средств ИТ в учебных целях. Научные исследования аспектов информатизации образования на всех его уровнях позволили сформулировать концепцию непрерывной информационной подготовки как обучающих, так и обучаемых. Значимость ее обуславливается тем, что современному человеку необходимо "учиться всю жизнь", ибо процессы совершенствования современных технологий в производстве, бизнесе, различных видах искусств имеют ярко выраженную тенденцию развития и усложнения. Практика показывает, что одним из факторов, обеспечивающих успешность и эффективность профессиональной деятельности современного педагога, является его способность уверенно действовать в современной информационной среде, умело ориентироваться в потоках информации. Современному педагогу необходимо владеть информационной культурой, как одной из составляющих культур вообще. Темпы усложнения технологических процессов, необходимость обработки значительных объемов информации для принятия решений во всех сферах деятельности человека обозначили проблему быстрого «устаревания» знаний в обществе высокой технологической и информационной культуры, которая, в свою очередь, вызвала к жизни концепцию непрерывного информационного образования.
Поскольку компьютеры стали широко использоваться в образовании, то стало необходимым говорить об информационных технологиях обучения. Технология обучения - совокупность действий по реализации учебно-познавательной деятельности субъектов обучения, направленная на формирование у них определённой системы знаний и умений. Она подчинена определённым целям и задачам и включает в себя следующие составляющие: содержание, методы, средства обучения и формы организации учебного процесса. Технология обучения, в узком смысле, предполагает использование разнообразных технических средств обучения, в том числе компьютеров и других электронных средств, а также внедрение новых образовательных технологий.
Курсовой проект посвящен вопросам проектирования базы данных и соответствующей автоматизированной информационной системы, для получения, обработки и предоставления оперативной информации, сопровождающей учебные процессы в учебном отделе ВФ МГИУ. В работе освещены современные подходы, методы и инструменты проектирования информационного и программного обеспечения автоматизированных информационных систем и разработана база данных и соответствующее приложение для управления ей для информационных потребностей государственного высшего учебного заведения в плане организации образовательной деятельности Университета.
Исследование и последующая разработка базы данных с соответствующим приложением выполнены на базе филиала Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме.
Целью проектирования, проводимого в рамках выполнения настоящего курсового проекта, является проектирование и разработка базы данных и приложения по работе с ней для автоматизации работы инспектора учебного отдела по составлению расписания высшего учебного заведения на примере ВФ МГИУ.
Объектом проектирования является ВФМГИУ.
Предметом проектирования является информационная система учебного отдела, стадии документооборота учебного отдела, документы регулирующие деятельность учебного отдела по разработке расписания.
Информационной базой проектирования послужили данные о группах, преподавателях, дисциплинах государственного индустриального университета, учебные планы полученные от головного ВУЗа.
С 1995 г. в г. Вязьме Смоленской области начал работать учебно-консультационный центр Московского института (МАСИ). Первыми слушателями стали 60 человек, поступившие на специальности юридического и экономического направлений. С 1996 г. Приказом Министерства образования РФ МАСИ был переименован в Московский государственный индустриальный университет (МГИУ). Приказом Министерства РФ №790 от 05.11.1999 г. в г. Вязьме Смоленской области был создан филиал Московского государственного индустриального университета (ВФ МГИУ), который получил лицензию (№24Г – 1163 от 30.11.2000г.) на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования. Филиал является структурным подразделением МГИУ и имеет статус государственного образовательного учреждения РФ. В декабре 1999 года директором была назначена Бармашова Л.В., кандидат экономических наук.
Основными видами деятельности Вяземского филиала МГИУ являются подготовка и выпуск студентов, освоивших учебную программу одной из двух ступеней высшего профессионального образования: бакалавров или специалистов, с последующей выдачей им дипломов о высшем профессиональном образовании государственного образца и среднего профессионального образования, с последующей выдачей им дипломов о высшем профессиональном образовании государственного образца. Филиал МГИУ, а также Региональное представительство МГИУ в г. Вязьме осуществляют подготовку экономистов, бухгалтеров, менеджеров, юристов, специалистов по автомобиле- и тракторостроению, прикладной информатике в экономике. В зависимости от категории слушателей по уровню базового образованию учебные программы состоят из различных учебных курсов и отличаются сроками обучения.
Филиал Московского государственного индустриального университета в г. Вязьме осуществляет прием на обучение по программам высшего профессионального образования по специальностям:
080801 «Прикладная информатика в экономике»;
080507 «Менеджмент организации»;
190201 «Автомобиле- и тракторостроение»;
080901 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;
080500 «Менеджмент».
По программам среднего профессионального образования:
080501 «Менеджмент» (в сфере фирменного автосервиса);
080101 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль»;
Кроме того, деятельность ВФ МГИУ включает в себя:
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
удовлетворение потребностей Вяземского района и Восточного региона Смоленской области в квалифицированных специалистах с высшим и средним профессиональным образованием и в научно-методических кадрах высшей квалификации;
организация и проведение фундаментальных и поисковых исследований;
подготовка специалистов по заказам (договорам) для предприятий, организаций и администрации Смоленской обл.;
организация дополнительного профессионального образования и переподготовка кадров;
оказание учебно-методической помощи Вяземским средним школам и средним профессиональным учебным заведениям, включая ведение курсов или занятий преподавателями ВФ МГИУ, разработку и внедрение системы отбора лучших абитуриентов для зачисления в ВФ МГИУ;
осуществление международной образовательной деятельности;
научная и педагогическая экспертиза, научно-консультационная и посредническая деятельность;
переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов;
ведение хоздоговорной работы с предприятиями и выполнение научно-исследовательской работы;
распространение знаний среди населения области, повышение его образовательного и культурного уровня;
создание и работа учебно-производственных мастерских.
Для осуществления своей основной деятельности в Вяземском филиале МГИУ имеется ряд структурных подразделений и соответствующий исполняемых ими функций штат сотрудников. Структура ВФ МГИУ включает следующие подразделения: администрацию (или аппарата управления), бухгалтерию, учебный отдел, приёмную комиссию, факультета повышения квалификации и курсового обучения, методический отдел и хозяйственное подразделение и др. Всеми подразделениями руководит директор филиала.
Приемом и оформлением студентов занимается приемная комиссия, а также она совместно с сотрудниками кабинета дополнительного образования осуществляет формирование групп слушателей на подготовительные курсы для поступления в вузы и тех, кто хочет повысить свою квалификацию в перечисленных выше направлениях или овладеть компьютером, иностранными языками.
Сотрудники учебного отдела под руководством
заведующего учебной частью и заместителя директора по учебной
и методической работе осуществляют контроль,
организацию учебного процесса студентов,
дневного и заочного отделения, планируют
проведение занятий в соответствии с утвержденными
учебными планами и отрезками, организуют
работу профессорско-
Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет в ВФ МГИУ. Она производит расчет заработной платы работников, её выдачу сотрудникам филиала, учет основных фондов, оборотных средств университета, приём оплаты за обучение, методическое обеспечение от студентов филиала и слушателей курсов, выполнение различных платежей, связанных с хозяйственной деятельностью филиала.
В филиале работает инспектор отдела
кадров, который оформляет документацию работников при приёме на работу,
создаёт приказы по кадровой деятельности,
касающейся личного состава организации,
осуществляет подготовку контрактов для
формирования профессорско-
Функции канцелярии выполняет секретарь директора. Он осуществляет регистрацию документов, приём документов из сторонних организаций, рассылку документов в различные структурные подразделения и ряд других функций.
На данный момент в ВФ МГИУ созданы четыре кафедры:
«Естественнонаучных и техниче
«Прикладной информатики и информационных технологий», создана в 2005 году;
«Менеджмента и экономического анализа», создана в 2003 году;
«Гуманитарных и социально-
Кафедры являются основными учебно-научными структурными подразделениями филиала. Под руководством заведующих кафедр осуществляется учебная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа среди студентов, а также подготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. В своей деятельности кафедры взаимодействуют с администрацией и структурными подразделениями филиала. При кафедре «Естественно-научных и технических дисциплин» созданы две лаборатории: «Информационных технологий» и «Естественно-научных и технических дисциплин», на которых осуществляется учебный процесс и организовывается научно-исследовательская работа.
В ВФ МГИУ имеется своя библиотека и читальный зал. В библиотечном фонде насчитывается более 40000 экземпляров учебников, имеет необходимые методические пособия. Библиотека обеспечивает каждого студента всем необходимым учебно-методическим материалом.
Для обеспечения учебного процесса разрабатываются учебно-методические пособия и рабочие программы по дисциплинам, которые по мере необходимости корректируются и совершенствуются. Большое внимание уделяется внедрению современных технологий обучения.
В настоящее время ведение расписания в МОУ Кайдаковской средней школе ведется инспектором учебного отдела без применения автоматизированных систем. Расписание, а также данные о его изменении, корректировке ведутся в рукописном варианте.
Инспектор учебного отдела при составлении расписания учитывает в первую очередь распоряжения директора о продолжительности пар, времени начала учебных занятий, а также данные учебных планов и педагогических нагрузок, из которых получают информацию о дисциплинах и преподавателях, которые будут их преподавать. При составлении расписания учитываются список групп, список аудиторий, с их характеристиками. После того как основное расписание занятий очного отделения составлено, на протяжении всего семестра оно корректируется и в него вносятся изменения. Изменения вносятся в соответствии с пожеланиями преподавателей, приказами директора и утверждаются распоряжениями зам.директора. Процесс внесения изменений в расписание трудоемкий и требует больших затрат времени, т.к. все вышеперечисленные данные хранятся в бумажном виде и поиск в них необходимых данных требует много времени.
Информация о работе Проектирование базы данных и соответствующее приложение, сопровождающее процесс