Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 07:50, курсовая работа
Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность для создания и широкого использования систем обработки данных разнообразного назначения.
Разрабатываются информационные системы для обслуживания различных систем деятельности, систем управления хозяйственными и техническими объектами, модельные комплексы для научных исследований, системы автоматизации проектирования и производства, всевозможные тренажеры и обучающие системы.
1. Реферат 3
2. Введение 4
3. Анализ предметной области 6
3.1 Цель создания базы данных 6
3.2 Перечень решаемых базой данных задач 6
3.3 Перечень задач данной лабораторной работы 6
4. Принцип работы модели 7
Рисунок 1 – Логическая модель данных ERwin 9
5. Разработка программы 10
5.1 Как создавалось приложение: 10
Рисунок 2 - Физическая модель данных ERWin 10
5.2 Подробнее о модели и приложении: 11
5.3 Задачи, решаемые приложением: 12
5.4 Итог проделанной работы: 13
Рисунок 3 - форма "Авторизация" 13
Рисунок 4 - форма "Расписание" 14
Рисунок 5 - форма "Диспетчер" 15
Рисунок 6 - вкладка "Пользователи" 15
Рисунок 7 - форма "Кассир" 16
5.5 Особенности реализации: 16
Рисунок 8 – использование «Хранимых Процедур» 17
6. Заключение 18
7. Список использованных источников 19
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Факультет Автоматизации и Информационных Технологий
Кафедра Информационных Технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЙ БАЗ ДАННЫХ:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ «АВИАКАССА»
Пояснительная записка
(СТ. 230400. 055. ПЗ)
Руководитель
Евдокимов Д.А.
___________________
дата оценка роспись
Выполнил
студент группы 23-8
Петров А. И.
___________________
дата сдачи роспись
Красноярск, 2013
Содержание
1. Реферат 3
2. Введение 4
3. Анализ предметной области 6
3.1 Цель создания базы данных 6
3.2 Перечень решаемых базой данных задач 6
3.3 Перечень задач данной лабораторной работы 6
4. Принцип работы модели 7
Рисунок 1 – Логическая модель данных ERwin 9
5. Разработка программы 10
5.1 Как создавалось приложение: 10
Рисунок 2 - Физическая модель данных ERWin 10
5.2 Подробнее о модели и приложении: 11
5.3 Задачи, решаемые приложением: 12
5.4 Итог проделанной работы: 13
Рисунок 3 - форма "Авторизация" 13
Рисунок 4 - форма "Расписание" 14
Рисунок 5 - форма "Диспетчер" 15
Рисунок 6 - вкладка "Пользователи" 15
Рисунок 7 - форма "Кассир" 16
5.5 Особенности реализации: 16
Рисунок 8 – использование «Хранимых Процедур» 17
6. Заключение 18
7. Список использованных источников 19
Курсовая работа представляет собой проектирование и разработка БД «АВИАКАССА», реализация приложения для работы пользователей с БД.
Модель БД проектируется и создается в программе ERWin.
В качестве СУБД взято ПО Firebird версии 2.5.
Среда программирования клиентского приложения: «Delphi Embarcadero XE5 2013».
Пояснительная записка включает в себя 19 страниц, 8 рисунков, 10 литературных источников.
Цель работы – Проектирование и разработка БД «АВИАКАССА», реализация приложения для БД.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ФУНКЦИОНАЛ, INTERBASE, FIREBIRD, DELPHI, ДАННЫЕ, SQL-ЗАПРОС, ДИСПЕТЧЕР, КАССИР, ПАССАЖИР, ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ, ТРАНЗАКЦИЯ, БАЗА ДАННЫХ, СУЩНОСТЬ, МОДЕЛЬ, ПРИЛОЖЕНИЕ.
Развитие средств
Разрабатываются информационные
системы для обслуживания различных
систем деятельности, систем управления
хозяйственными и техническими объектами,
модельные комплексы для
Одной из важных предпосылок
создания таких систем стала возможность
оснащения их «памятью» для накопления,
хранения и систематизация больших
объемов данных. Другой существенной
предпосылкой нужно признать разработку
подходов, а также создание программных
и технических средств
В литературе предлагается множество
определений понятия «база
Согласно ГОСТ Р ИСО МЭК ТО 10032-2007:
База данных — совокупность данных, хранимых в соответствии со схемой данных, манипулирование которыми выполняют в соответствии с правилами средств моделирования данных.
Существует огромное количество разновидностей баз данных, отличающихся по различным критериям.
Примеры:
Задача создания базы данных первым делом подразумевает её проектирование:
Проектирование баз данных — процесс создания схемы базы данных и определения необходимых ограничений целостности.
Основные задачи проектирования баз данных:
- Обеспечение хранения в БД всей необходимой информации.
- Обеспечение возможности получения данных по всем необходимым запросам.
- Сокращение избыточности и дублирования данных.
- Обеспечение целостности базы данных.
Создание БД производится посредством СУБД.
Система управления базами данных
(СУБД) — совокупность программных
и лингвистических средств
Основные функции СУБД
Разработка приложения производится
путем написания программного кода
в специальной среде
Таким образом, имея в руках весь инструментарий можно приступать к делу.
Главная цель создания базы данных «Аэропорт» состоит в том, чтобы обрабатывать информацию о рейсах, о расписании самолетов и о билетах.
С помощью БД «Аэропорт» можно будет получать следующую информацию:
- о
самолетах (тип самолета, места,
скорость, высота полета);
- о расписании (№ рейса, пункт отправления,
пункт назначения, время отправления,
время полета, наличие мест, стоимость
билета);
- о авиакомпаниях (название, телефон, сайт);
В приложении для работы с БД «Аэропорт» реализовано разделение пользователей по ролям:
- Кассир
(продажа билетов и работа с
пассажирами)
- Диспетчер (ввод служебной информации
об аэропортах, рейсах, вылетах, и т.д…)
Темой данной работы является проектирование и реализация приложения для базы данных «Аэропорт».
Проектирование
базы данных включает в себя:
- знакомство с предметной областью на
примерах существующих БД
- определение главных сущностей базы
- присвоение атрибутов для сущностей
- создание модели в приложении Erwin
- построение соответствий и отношений
межу таблицами и атрибутами в модели
БД
Реализация
приложения базы данных состоит из:
- создания интерфейса приложения, понятного
обычному пользователю
- возможности разделения пользователей
при работе с базой данных
- правильного представления данных и
возможности без затруднений вносить
новые и редактировать уже имеющиеся данные
в базе данных
Проанализировав объекты реального мира, была проведена идентификация сущностей баз данных.
После анализа необходимо провести нормализацию данных.
Процесс нормализации заключается в приведении таблиц в так называемые нормальные формы. Существует несколько видов нормальных форм: первая нормальная форма (1НФ), вторая нормальная форма (2НФ), третья нормальная форма (3НФ).
Этот процесс включает:
- устранение повторяющихся групп (приведение к 1НФ);
- удаление частично зависимых атрибутов (приведение к 2НФ);
- удаление транзитивно
зависимых атрибутов (
В нашем случае процесс нормализации привёл к тому, что данные теперь можно привести к форме модели. В итоге мы имеем такие сущности как Авиакомпании, Аэропорты, Страны, Модели самолетов, Билеты, Классы мест, Расписание и Рейсы.
Идентификация характеристик сущностей:
Сущность Модели самолётов включает в себя следующие характеристики:
• Марка самолета;
• Количество мест на каждый из трёх классов;
• Высота полета;
• Скорость полета;
Сущность Авиакомпании включает в себя следующие характеристики:
• Код авиакомпании;
• Наименование;
• Страна;
• Телефон;
• Сайт;
• Самолетный парк;
Сущность Аэропорт включает в себя следующие характеристики:
• Код аэропорта;
• Название аэропорта;
• Город;
• Страна;
Сущность Страны включает в себя следующие характеристики:
• Код страны;
• Страна;
Сущность Расписание включает в себя следующие характеристики:
• Код вылета;
• Имя рейса;
• Дата вылета;
Сущность Класс включает в себя следующие характеристики:
• Класс;
Сущность Рейс включает в себя следующие характеристики:
• Имя рейса;
• Код авиакомпании;
• Время в пути;
• Аэропорт отправления;
• Аэропорт прибытия;
• Марка самолета;
Сущность Билет включает в себя следующие характеристики:
• Код билета;
• Имя рейса;
• Дата вылета;
• ФИО;
• Паспортные данные;
• Цена;
• Место;
• Класс;
• Аэропорт вылета;
• Аэропорт прилета;
• Марка самолета;
Заключительным шагом является установление соответствия между сущностями и характеристиками предметной области и отношениями с атрибутами в нотации IDEFX. Таковые соответствия и отношения просматриваются на моделях данных, представленных ниже.
Программа представляет собой приложение для работы с базой данных «Аэропорт». После проектирования БД, для неё было запрограммировано пользовательское приложения для 3-х видов пользователей: Кассир, Диспетчер и Пассажир.
Процесс разработки (проектирования) базы данных включает два этапа:
разработку логической организации базы данных и создание ее на носителе.
Логическая организация базы данных - это предоставление пользователя о предметной области, информация о которой должна храниться в базе данных.
Под физической организацией базы данных понимается совокупность средств и методов размещения данных во внешней памяти и на их основе внутренняя модель данных. Внутренняя модель является средством отображения логической модели данных, показывает, каким образом записи размещаются в базе данных, как они упорядочиваются, как организуются связи, каким путем можно осуществить выборку и так далее.
Проектирование начиналось «от слов к цифре», т.е. идеи, сущности, атрибуты, связей и прочих нюансов от листочка перешли в ERWin модель. Собственно модель:
Чтобы обеспечить целостность БД и не нарушить правильности форм, было решено построить базу следующим образом.
Основополагающей сущностью является «Рейсы», в один рейс входит множество вылетов, которые отображены в таблице «Расписание» и каждый вылет самолета конкретного рейса вводится диспетчером вручную!
Для определения рейса выделены поля «Аэропорт отправления» и «Аэропорт прибытия», с помощью которых Кассир ищет необходимый пассажиру рейс, и которые задают сам рейс.
Атрибуты «Вид самолета» и «Время в пути» показывают говорящие за себя характеристики рейса.
Вид самолета вынесен в отдельную сущность «Самолеты», где хранится информация о его названии, высоте полета, скорости и количестве мест по классам, что особо важно, поскольку для построения таблицы, в которой визуально отображены места по рейсам и вылетам самолетов, необходимо количество мест по классам, для идентификации их общего количества. Также Количество мест по классам самолета играет первоочередную роль при определении количества свободных мест в общем. Это незаменимый параметр для кассира, который продает билеты пассажирам.
Время полета используется как для информации, так и для вычисления поля «Цена» сущности «Билеты», дабы не загромождать БД своего рода коэффициентами цен, которые уникальны для каждого самолета, для каждого сезона и типа места, и пр.пр.пр…было принято решение считать цену по билета по двум факторам, это время полета в секундах, умноженное на постоянный коэффициент привязанный к классу места, будь-то эконом, бизнес или первый класс.
Информация о работе Проектирование и разработка базы данных "Авиакасса"