Проектирование и разработка базы данных "Авиакасса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность для создания и широкого использования систем обработки данных разнообразного назначения.
Разрабатываются информационные системы для обслуживания различных систем деятельности, систем управления хозяйственными и техническими объектами, модельные комплексы для научных исследований, системы автоматизации проектирования и производства, всевозможные тренажеры и обучающие системы.

Содержание работы

1. Реферат 3
2. Введение 4
3. Анализ предметной области 6
3.1 Цель создания базы данных 6
3.2 Перечень решаемых базой данных задач 6
3.3 Перечень задач данной лабораторной работы 6
4. Принцип работы модели 7
Рисунок 1 – Логическая модель данных ERwin 9
5. Разработка программы 10
5.1 Как создавалось приложение: 10
Рисунок 2 - Физическая модель данных ERWin 10
5.2 Подробнее о модели и приложении: 11
5.3 Задачи, решаемые приложением: 12
5.4 Итог проделанной работы: 13
Рисунок 3 - форма "Авторизация" 13
Рисунок 4 - форма "Расписание" 14
Рисунок 5 - форма "Диспетчер" 15
Рисунок 6 - вкладка "Пользователи" 15
Рисунок 7 - форма "Кассир" 16
5.5 Особенности реализации: 16
Рисунок 8 – использование «Хранимых Процедур» 17
6. Заключение 18
7. Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Курсовая БД.docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

Таблица «Билеты» содержит в  себе всю информацию о билетах  как действующих, так и уже  использованных. Билет несет в  себе всю информацию о рейсе, времени  вылета, номере места, классе места, аэропорте  отправления и прибытия, цене билета, типе самолета, личных данных пассажира: ФИО и № паспорта.

Атрибут «Авиакомпания» необходим  для информации. Информация об авиакомпаниях  хранится в таблице «Авиакомпании».

Таблица «Страны» содержит в  себе список стран. Внедрение необходимо для соблюдения первой нормальной формы проектирования баз данных.

Таблица «Классы» содержит в  себе список существующих классов мест по самолетам.

Таблица «Пользователи» служит для авторизации пользователей  в приложении для работы с базой  данных. При запуске программа  сама активизирует себя в режиме пассажира.

 

Идея приложения заключается в следующем: пользователи с ролью «Диспетчер», имеют доступ к созданию, редактированию и удалению всех элементов БД кроме Сущности «Билеты», также Диспетчер не имеет права на редактирование и удаление полей, которые уже задействованы в документообороте, а также записи, которые уже участвуют в обороте билетов. Таким образом, диспетчер задаёт рейсы, которые являются основой БД, задаёт рейсам «Вылеты», заносит их в «Расписание», и заполняет и редактирует информацию о существующих аэропортах, странах, авиакомпаниях, моделях самолетов, классах мест в самолетах и непосредственно пользователях БД.

Пользователь с ролью  «Кассир» имеет возможность просматривать информацию о билетах, смотреть расписание и искать информацию о рейсах и билетах с помощью встроенных фильтров и сортировок, визуально смотреть наличие мест по расписанию. На этом возможности кассира исчерпаны.

Пассажир имеет возможность искать информацию по рейсам и расписанию полетов, а также просматривать наличие мест по классам на интересующие его рейсы.

 

Посредством СУБД Firebird была создана база данных, в связке утилитой IBExpert открылись визуально новые возможности создания и редактирования компонентов БД. Каркас базы был готов к внедрению с последующим использованием.

5.3 Задачи, решаемые приложением:

При разработке программного продукта стояли следующие задачи:

    1. Разделить работу между пользователями БД «Кассир» и «Диспетчер».
    2. Создать форму «Кассир» с отведенными для этого пользователя функциями и возможностями, которые включают в себя:
      1. Просмотр всей справочной информации по БД за исключением возможности редактирования этой информации.
      2. Форму для ввода данных о новом билете.
      3. Быстрый поиск рейса, необходимого пассажиру.
      4. Автоматическое определение свободных мест на рейс по классам.
      5. Просмотр информации по существующим билетам, и её редактирование.
    3. Создать форму «Диспетчер» с отведенными для этого пользователя функциями и возможностями, которые включают в себя:
      1. Просмотр всей информации по БД с возможностью редактирования этой информации, за исключением случаев, когда эта информация уже используется в рейсах, вылетах и/или билетах.
      2. Редактирование информации по билетам не разрешается, поскольку это не предусмотрено в разделении прав пользователей.
      3. Создание новых пользователей и удаление существующих.
    4. Создать форму «Расписание», по типу информационного табло, отображающего информацию по интересующему рейсу для пользователя, а также визуально представляет наличие мест по каждому интересующему вылету согласно расписанию.
    5. Задача создания формы «Авторизация» как следствие само собой разумеющегося вывода из первого пункта списка. Возможность просматривать расписание должна быть доступна любым пользователям, даже не зарегистрированным в БД.

5.4 Итог проделанной работы:

Приложение реализовано  следующим образом: При запуске  перед нами открывается форма  «Авторизация».

Рисунок 3 - форма "Авторизация"

 

Далее есть 3 пути развития событий:

    1. Нажимаем на кнопку расписание
    2. Вводим логин и пароль пользователя с ролью «Диспетчер»
    3. Вводим логин и пароль пользователя с ролью «Кассир»

 

Согласно первому сценарию мы переходим в окно «Расписание»:

Рисунок 4 - форма "Расписание"

В этом окне, согласно подсказкам, пользователь может выбрать аэропорт из списка, после чего выбрать дату отправления рейса и ему будет  предоставлена информация о количестве мест всего, о модели самолета и визуально  отобразятся все места рейса, как свободные, так и выкупленные.

 

Согласно второму сценарию мы переходим в окно «Диспетчер»:

Рисунок 5 - форма "Диспетчер"

В этом окне, согласно подсказкам, пользователь «Диспетчер» имеет право создавать, редактировать и удалять информацию, расположенную во вкладках.

Помимо этого, информация по билетам доступна только для просмотра.

Для создания и удаления пользователей используется форма следующего вида:

Рисунок 6 - вкладка "Пользователи"

Причем редактирование существующих пользователей не предусмотрено. Только удаление и создание.

 

 

Согласно третьему сценарию мы переходим в окно «Кассир»:

 

Рисунок 7 - форма "Кассир"

В этом окне, согласно подсказкам, пользователь «Кассир» создаёт билеты и заносит их в БД.

Помимо этого, информация по Рейсам, Расписанию полетов, Самолетам, Авиакомпаниям, Странам и Аэропортам доступна только для просмотра.

5.5 Особенности реализации:

В большинстве случаев  при формировании данных для отображения, создания и редактирования были использованы компоненты Delphi XE5: interbase – ibquery и ibtable.

Во многих случаях были использованы Lookup поля для выборки данных с перекрестных таблиц. Также было использовано вычисляемое поле, для определения цены билета.

На форме «Расписание» для отображения таблиц с данными  была применена операция соединения(join), которая предназначена для обеспечения выборки данных из двух таблиц и включения этих данных в один результирующий набор.

При создании кассиром билета и занесении его в БД, используется ёмкая и громоздкая запись поэлементного  определения атрибутов записи, которую  предстоит занести в БД. Посредством  заранее написанной «Хранимой процедуры», можно сократить написание кода в повторяющихся местах программы. К примеру, была создана процедура для уменьшения кода операции добавления билета в БД:

 

SET TERM ^ ;

 

CREATE OR ALTER PROCEDURE ADDTICKET (

    f varchar(20),

    i varchar(20),

    o varchar(20),

    pas integer,

    cl integer,

    pl integer,

    fl2 integer,

    fl integer,

    cost integer)

as

begin

insert INTO TICKET(SIRNAME, NAME ,FATHER_NAME, PASSPORT, CLASS, PLACE, ID_FLIGHT2, ID_FLIGHT, COST)

VALUES(:F, :I, :O, :Pas, :Cl, :Pl, :Fl2, :Fl, :Cost);

end^

 

SET TERM ; ^

 

Так созданная процедура  применяется в самом приложении:

 

Рисунок 8 – использование «Хранимых Процедур»

 

        1. Заключение

 

Таким образом, БД является важнейшей  составной частью информационных систем, которые предназначены для хранения и обработки информации.

 Изначально такие системы  существовали в письменном виде. Для этого использовались различные  картотеки, папки, журналы, библиотечные  каталоги.

Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность  для создания и широкого использования  автоматизированных информационных систем. Разрабатываются информационные системы  для обслуживания различных систем деятельности, системы управления хозяйственными и техническими объектами, модельные  комплексы для научных исследований, системы автоматизации проектирования и производства, всевозможные тренажеры  и обучающие системы.

Современные информационные системы основаны на концепции интеграции данных, характеризующих большими объектами  хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные  требования многочисленных пользователей. Для управления этими данными  и обеспечения эффективности  доступа к ним были созданы  системы управления данными.

 

 

        1. Список использованных источников

 

    1. ГОСТ 2.105 – 95. Общие требования к  текстовым документам. – Взамен ГОСТ 2.105 – 79, ГОСТ 2.906 – 71; Введен с 01.07.96. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 36 с. – (Гос. стандарт  Российской Федерации). Группа ЕСКД.
    2. СТП 3. 4. 104 - 01. Курсовое проектирование. Требования к выполнению и представлению. – Взамен СТП 17 – 87; Введен с 24.06.02. – Красноярск, СибГТУ, 2002. – 12 с.
    3. СТП 3.4.204-01. Стандарт предприятия. Требования к оформлению текстовых документов. – Красноярск: СибГТУ, 2001. – 46 с.
    4. Ачкасов В.Ю. -Программирование баз данных в Delphi.pdf – 255 c.
    5. http://firebirdsql.org/ - официальный сайт Firebird.
    6. Ковязин А.Н., Востриков С.М.; – Архитектура, разработка и администрирование приложений баз данных в Interbase, Firebird, Yaffil; – 2003 – 473 c.
    7. Wikipedia®2001- 
      ru.wikipedia.org/wiki/Система_управления_базами_данных.
    8. Wikipedia®2001- http://ru.wikipedia.org/wiki/Проектирование_баз_данных.
    9. Wikipedia®2001 - http://ru.wikipedia.org/wiki/База_данных.
    10. Сорокин А.В. – Delphi. Разработка базы данных; – Изд-во: Питер; – 2005. – 474с.

Информация о работе Проектирование и разработка базы данных "Авиакасса"