Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 07:50, курсовая работа
Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность для создания и широкого использования систем обработки данных разнообразного назначения.
Разрабатываются информационные системы для обслуживания различных систем деятельности, систем управления хозяйственными и техническими объектами, модельные комплексы для научных исследований, системы автоматизации проектирования и производства, всевозможные тренажеры и обучающие системы.
1. Реферат 3
2. Введение 4
3. Анализ предметной области 6
3.1 Цель создания базы данных 6
3.2 Перечень решаемых базой данных задач 6
3.3 Перечень задач данной лабораторной работы 6
4. Принцип работы модели 7
Рисунок 1 – Логическая модель данных ERwin 9
5. Разработка программы 10
5.1 Как создавалось приложение: 10
Рисунок 2 - Физическая модель данных ERWin 10
5.2 Подробнее о модели и приложении: 11
5.3 Задачи, решаемые приложением: 12
5.4 Итог проделанной работы: 13
Рисунок 3 - форма "Авторизация" 13
Рисунок 4 - форма "Расписание" 14
Рисунок 5 - форма "Диспетчер" 15
Рисунок 6 - вкладка "Пользователи" 15
Рисунок 7 - форма "Кассир" 16
5.5 Особенности реализации: 16
Рисунок 8 – использование «Хранимых Процедур» 17
6. Заключение 18
7. Список использованных источников 19
Таблица «Билеты» содержит в себе всю информацию о билетах как действующих, так и уже использованных. Билет несет в себе всю информацию о рейсе, времени вылета, номере места, классе места, аэропорте отправления и прибытия, цене билета, типе самолета, личных данных пассажира: ФИО и № паспорта.
Атрибут «Авиакомпания» необходим для информации. Информация об авиакомпаниях хранится в таблице «Авиакомпании».
Таблица «Страны» содержит в себе список стран. Внедрение необходимо для соблюдения первой нормальной формы проектирования баз данных.
Таблица «Классы» содержит в себе список существующих классов мест по самолетам.
Таблица «Пользователи» служит для авторизации пользователей в приложении для работы с базой данных. При запуске программа сама активизирует себя в режиме пассажира.
Идея приложения заключается в следующем: пользователи с ролью «Диспетчер», имеют доступ к созданию, редактированию и удалению всех элементов БД кроме Сущности «Билеты», также Диспетчер не имеет права на редактирование и удаление полей, которые уже задействованы в документообороте, а также записи, которые уже участвуют в обороте билетов. Таким образом, диспетчер задаёт рейсы, которые являются основой БД, задаёт рейсам «Вылеты», заносит их в «Расписание», и заполняет и редактирует информацию о существующих аэропортах, странах, авиакомпаниях, моделях самолетов, классах мест в самолетах и непосредственно пользователях БД.
Пользователь с ролью «Кассир» имеет возможность просматривать информацию о билетах, смотреть расписание и искать информацию о рейсах и билетах с помощью встроенных фильтров и сортировок, визуально смотреть наличие мест по расписанию. На этом возможности кассира исчерпаны.
Пассажир имеет возможность искать информацию по рейсам и расписанию полетов, а также просматривать наличие мест по классам на интересующие его рейсы.
Посредством СУБД Firebird была создана база данных, в связке утилитой IBExpert открылись визуально новые возможности создания и редактирования компонентов БД. Каркас базы был готов к внедрению с последующим использованием.
При разработке программного продукта стояли следующие задачи:
Приложение реализовано следующим образом: При запуске перед нами открывается форма «Авторизация».
Далее есть 3 пути развития событий:
Согласно первому сценарию мы переходим в окно «Расписание»:
В этом окне, согласно подсказкам, пользователь может выбрать аэропорт из списка, после чего выбрать дату отправления рейса и ему будет предоставлена информация о количестве мест всего, о модели самолета и визуально отобразятся все места рейса, как свободные, так и выкупленные.
Согласно второму сценарию мы переходим в окно «Диспетчер»:
В этом окне, согласно подсказкам, пользователь «Диспетчер» имеет право создавать, редактировать и удалять информацию, расположенную во вкладках.
Помимо этого, информация по билетам доступна только для просмотра.
Для создания и удаления пользователей используется форма следующего вида:
Причем редактирование существующих пользователей не предусмотрено. Только удаление и создание.
Согласно третьему сценарию мы переходим в окно «Кассир»:
В этом окне, согласно подсказкам, пользователь «Кассир» создаёт билеты и заносит их в БД.
Помимо этого, информация по Рейсам, Расписанию полетов, Самолетам, Авиакомпаниям, Странам и Аэропортам доступна только для просмотра.
В большинстве случаев при формировании данных для отображения, создания и редактирования были использованы компоненты Delphi XE5: interbase – ibquery и ibtable.
Во многих случаях были использованы Lookup поля для выборки данных с перекрестных таблиц. Также было использовано вычисляемое поле, для определения цены билета.
На форме «Расписание» для отображения таблиц с данными была применена операция соединения(join), которая предназначена для обеспечения выборки данных из двух таблиц и включения этих данных в один результирующий набор.
При создании кассиром билета и занесении его в БД, используется ёмкая и громоздкая запись поэлементного определения атрибутов записи, которую предстоит занести в БД. Посредством заранее написанной «Хранимой процедуры», можно сократить написание кода в повторяющихся местах программы. К примеру, была создана процедура для уменьшения кода операции добавления билета в БД:
SET TERM ^ ;
CREATE OR ALTER PROCEDURE ADDTICKET (
f varchar(20),
i varchar(20),
o varchar(20),
pas integer,
cl integer,
pl integer,
fl2 integer,
fl integer,
cost integer)
as
begin
insert INTO TICKET(SIRNAME, NAME ,FATHER_NAME, PASSPORT, CLASS, PLACE, ID_FLIGHT2, ID_FLIGHT, COST)
VALUES(:F, :I, :O, :Pas, :Cl, :Pl, :Fl2, :Fl, :Cost);
end^
SET TERM ; ^
Так созданная процедура
применяется в самом
Таким образом, БД является важнейшей
составной частью информационных систем,
которые предназначены для
Изначально такие системы
существовали в письменном
Развитие средств
Современные информационные системы основаны на концепции интеграции данных, характеризующих большими объектами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей. Для управления этими данными и обеспечения эффективности доступа к ним были созданы системы управления данными.
Информация о работе Проектирование и разработка базы данных "Авиакасса"