Проектирование информационной системы для музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Анализируя данную тему, можно сделать вывод, что музей продолжает занимать немаловажное место в жизни людей, то есть является актуальной темой в обществе. Он участвует в культурном развитии человека, формирует у него представление о мире, формирует его духовную сущность. В процессе изучения этой предметной области я выявила, что пользователям и руководству требуется база данных, которая содержала бы информацию о месте нахождения экспонатов, о реставраторах, местах выставок и документах подтверждающих отправку экспонатов на реставрацию и выставки.
Целью моей курсовой работы являются создание готовой информационной системы, закрепление и систематизация ранее полученных знаний.

Содержание работы

Введение…………………………………….…………………………….3
1. Анализ предметной области и постановка задачи…………………………..5
1.1. Описание предметной области………………………..…………5
1.2. Постановка задач……………………………………………….....6
1.3. Анализ информационных потребностей пользователя………..8
2. Проектирование Информационной системы………………………..9
2.1. Моделирование бизнес-процессов(IDEF0,IDEF3,DFD)…………9
2.2. Разработка семантической модели данных………………….…13
3. Реализация информационной системы СУБД Access…………..….17
3.1 Создание таблиц и схемы данных………………………….……17
3.2. Разработка запросов…………………………………………...…18
3.3. Разработка форм и отчетов………………………………………21
Заключение…………………………………………..………...………….23
Список литературы………………………………………………………..24
Приложение…………………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 787.15 Кб (Скачать файл)

DFD.

Цель такого представления —  продемонстрировать, как каждый процесс  преобразует свои входные данные в выходные. Может отражать не только информационные, но и материальные потоки.

Рис.3. Диаграмма  DFD

Основными компонентами диаграмм потоков данных являются:

  • Внешние сущности (материальный объект или физическое лицо, являющиеся источником или приёмником информации, например, заказчики, персонал, поставщики, клиенты, склад).
  • Системы и подсистемы (например, подсистема по работе с физическими лицами).
  • Процессы (преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом; физически это может быть, например, подразделение организации (отдел), выполняющее обработку входных документов и выпуск отчетов, программа, аппаратно реализованное логическое устройство и т.д.).
  • Накопители данных (абстрактные устройства для хранения информации).
  • Потоки данных (на диаграмме - стрелки).

 

 

2.2 Разработка  семантической модели данных

Потребности проектировщиков  баз данных в более удобных  и мощных средствах моделирования  предметной области вызвали к  жизни направление семантических  моделей данных. Притом, что любая развитая семантическая модель данных, как и реляционная модель, включает структурную, манипуляционную и целостную части, главным назначением семантических моделей является обеспечение возможности выражения семантики данных.

Семантическая модель –  модель предметной области, предназначенная  для представления семантики  предметной области на самом высоком  уровне абстракции. Это означает, что  устранена или минимизирована необходимость  использовать понятия «низкого уровня», связанные со спецификой физического  представления и хранения данных.

Наиболее часто на практике семантическое моделирование используется на первой стадии проектирования базы данных. При этом в терминах семантической  модели производится концептуальная схема  базы данных, которая затем вручную  преобразуется к реляционной (или  какой-либо другой) схеме. Этот процесс  выполняется под управлением  методик, в которых достаточно четко  оговорены все этапы такого преобразования.

Наиболее известным представителем класса семантических моделей является модель «сущность-связь» (ER-модель).

Основные преимущества ER-моделей:

  • наглядность;
  • модели позволяют проектировать базы данных с большим количеством объектов и атрибутов;
  • ER-модели реализованы во многих системах автоматизированного проектирования баз данных (например, ERWin).

Основные элементы ER-моделей:

  • объекты (сущности);
  • атрибуты объектов;
  • связи между объектами

Сущность - это реальный или представляемый объект, информация о котором должна сохраняться и быть доступна. В диаграммах ER-модели сущность представляется в виде прямоугольника, содержащего имя сущности. При этом имя сущности - это имя типа, а не некоторого конкретного экземпляра этого типа. Для большей выразительности и лучшего понимания имя сущности может сопровождаться примерами конкретных объектов этого типа.

Атрибут сущности - это именованная характеристика, являющаяся некоторым свойством сущности.  

Связь - это графически изображаемая ассоциация, устанавливаемая между двумя сущностями. Эта ассоциация всегда является бинарной и может существовать между двумя разными сущностями или между сущностью и ей же самой. В любой связи выделяются два конца (в соответствии с существующей парой связываемых сущностей), на каждом из которых указывается имя конца связи, степень конца связи (сколько экземпляров данной сущности связывается), обязательность связи (т.е. любой ли экземпляр данной сущности должен участвовать в данной связи).  Связи позволяют по одной сущности находить другие сущности, связанные с нею.         

Графически  связь изображается в виде линии, связывающей две  сущности или ведущей от сущности к ней же самой. При этом в месте "стыковки" связи с сущностью  используются трехточечный вход в прямоугольник сущности, если для этой сущности в связи могут использоваться много экземпляров сущности, и одноточечный вход, если в связи может участвовать только один экземпляр сущности. Обязательный конец связи изображается сплошной линией, а необязательный - прерывистой линией.

  • Связь типа один-к-одному означает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан с одним экземпляром второй сущности (правой).
  • Связь типа один-ко-многим означает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан с несколькими экземплярами второй сущности (правой).
  • Связь типа много-ко-многим означает, что каждый экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности, и каждый экземпляр второй сущности может быть связан с несколькими экземплярами первой сущности.

В моем курсовом проекте ER-модель имеет связь типа один-ко-многим.

Рис.4. ER-модель с учетом всех сущностей, связей, ключевых и неключевых атрибутов информационной системы “музея”

3.Реализация информационной системы СУБД Access

На этапе проектирования формируется модель данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Конечным продуктом  этапа проектирования являются:

  • схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);
  • набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций).
    1.   Создание таблиц и схемы данных

Таблица – это объект, определяемый и используемый для хранения данных. Каждая таблица включает информацию определённого типа. Таблица содержит поля (столбцы), в которых хранятся данные и записи (строки). В записи собрана вся информация о конкретном объекте. Для каждой таблицы можно определить первичный ключ и один или несколько индексов с целью увеличения скорости доступа к данным.

Все таблицы создаются на основе информационной модели, причем каждой сущности будет соответствовать  отдельная таблица. Ключевые поля будут  соответствовать первичным ключам сущностей.

Рис.5. Пример таблицы “Выставки”

Аналогично создаются и остальные  таблицы (см.Приложения Рис.12-Рис.15).

Схема данных представляет собой связывание всех таблиц базы, с помощью типов связи: один-к одному, один-ко многим, много-ко многим.

Рис.6. “Схема данных”

3.2 Разработка запросов

Запрос – это объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких базовых таблиц, и других запросов.

Запросы являются мощным средством  обработки данных, хранимых в таблицах Access. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные  из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источников данных для форм и отчетов. Запросы позволяют вычислять итоговые значения и выводить их в компактном формате, подобному формату электронной таблицы, а также выполнять вычисления над группами записей.

СУБД MS Access поддерживает несколько типов запросов:

  1. Запрос на выборку. Запрос на выборку является наиболее часто используемым типом запроса. Запросы этого типа возвращают данные из одной или нескольких таблиц и отображают их в виде таблицы, записи в которой можно обновлять (с некоторыми ограничениями). Запросы на выборку можно также использовать для группировки записей и вычисления сумм, средних значений, подсчета записей и нахождения других типов итоговых значений.
  2. Запрос с параметрами — это запрос, при выполнении отображающий в собственном диалоговом окне приглашение ввести данные, например условие для возвращения записей или значение, которое требуется вставить в поле. Можно разработать запрос, выводящий приглашение на ввод нескольких единиц данных, например двух дат. Затем Microsoft Access может вернуть все записи, приходящиеся на интервал времени между этими датами. Запросы с параметрами также удобно использовать в качестве основы для форм, отчетов и страниц доступа к данным. Например, на основе запроса с параметрами можно создать месячный отчет о доходах. При печати данного отчета Microsoft Access выводит на экран приглашение ввести месяц, доходы за который должны быть приведены в отчете. После ввода месяца Microsoft Access выполняет печать соответствующего отчета.
  3. Запрос на изменение. Запросом на изменение называют запрос, который за одну операцию изменяет или перемещает несколько записей. Существует несколько типов запросов на изменение:

- На удаление  записи. Запрос на удаление удаляет группу записей из одной или нескольких таблиц. С помощью запроса на удаление можно удалять только всю запись, а не отдельные поля внутри нее.

- На обновление  записи. Запрос на обновление вносит общие изменения в группу записей одной или нескольких таблиц. Запрос на обновление записей позволяет изменять данные в существующих таблицах.

- На добавление  записей. Запрос на добавление добавляет группу записей из одной или нескольких таблиц в конец одной или нескольких таблиц.

Рис.7. Запрос на выборку по выставкам

Рис.8. Запрос на добавление даты реставрации

Рис.9. Запрос на удаление экспоната

Аналогично создаются и остальные  запросы (см.Приложения Рис.16-Рис.17).

    1. Разработка форм и отчетов

Форма - это объект, предназначенный в основном для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения.

 Формы   являются основным  средством создания  диалогового  интерфейса приложения пользователя. Она обеспечивает наиболее гибкий  способ ввода, редактирования, просмотра  и удаления данных и фактически  являются шаблонами, управляющими  отображением информации. Форма  позволяет отображать одновременно  все  поля одной или нескольких  записей. Кнопочные формы могут  использоваться для создания  панелей управления в приложении. В формы могут вставляться  рисунки, диаграммы, звуковые  фрагменты, видео. В форму могут  входить процедуры обработки  событий, которые позволяют управлять  процессом ввода, просмотра и корректировки данных.

В Access существует два способа создания форм:

1. При помощи конструктора

2. При помощи мастера форм

При помощи конструктора мы самостоятельно создаем форму, а  мастер форм дает возможность автоматически  создать форму на основе выбранных  полей.

Рис.10. Форма “Наличие экспонатов ” с кнопками

Аналогично создаются и остальные  формы(см.Приложения Рис.18-Рис.21).

Отчет – это гибкое и эффективное средство для организации просмотра и распечатки итоговой информации. В отчете можно получить результаты сложных расчетов, статистических сравнений, а также поместить в него рисунки и диаграммы.

Рис.11. Отчет “Выставки”

Аналогично создаются  и остальные формы(см.Приложения Рис.21-Рис.21).

Заключение

   В ходе  выполнения  курсовой работы был проведен анализ предметной области, касающийся вопросов учёта и анализа музейных экспонатов, работы музея. В результате проведенных исследований были выделены объекты данной предметной области, определены характеризующие их атрибуты и установлены структурные связи между ними. В результате была достигнута цель – создание информационной системы музея. Это позволит музею работать более эффективно. Я создала пять таблиц, в которых содержится некоторое количество повторяющейся информации. На основании этих таблиц я разработала многотабличную базу данных, в которой обеспечен быстрый доступ к данным в таблицах. При создании базы данных я обеспечила целостность данных таким образом, чтобы при изменении одних объектов автоматически происходило соответствующее изменение связанных с ними объектов. Создаваемые формы, запросы и отчеты позволяют быстро обновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных, анализировать данные. В дальнейшем данная БД может быть усовершенствована.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  СУБД Microsoft Access: Учебное пособие для вузов/Н.Н. Гринченко, Е.В. Гусев, Н.П. Макаров, А.Н. Пылькин, Н.И. Цуканова- М.: Горячая линия-Телеком,2004.

2.  Материалы сайта http://www.citforum.ru/database/dblearn/dblearn08.shtml

3.  Михеева В., Харитонова И. Microsoft Access 2002

4.Материалы сайта http://wiki.auditory.ru

 

 

 

 

 

Приложение

Рис.12. Таблица “Коллекция бабочек”

Рис.13. Таблица “Коллекция млекопитающих”

Рис.14. Таблица “Коллекция птиц”

 

Рис.15. Таблица “Реставрация”

Рис.16. Запрос на выборку “Коллекции бабочек”

 

 

 

 

Рис.17. Запрос на добавление данных “Коллекция птиц”

Рис.18. Форма “Реставрация ”

Рис.19. Форма “Выставки ”

 

Рис.20. Форма “Коллекция млекопитающих”

Рис.21. Форма “Коллекция бабочек”

 

 

 

 

 

Рис.22. Отчет “Коллекция млекопитающих”

Рис.23. Отчет “Реставрация”

Рис.24. Отчет “Коллекция птиц”

Рис.25. Отчет “Коллекция бабочек”

 


Информация о работе Проектирование информационной системы для музея