Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:29, курсовая работа
В задачи курсового проекта входит:
получение знаний в области интеллектуальных систем;
выработка способности системного рассмотрения проблем и задач;
развитие навыков программирования, полученных на предыдущих курсах;
разработать экспертную систему, согласно поставленной задаче.
Введение
1 Постановка задачи
2 Теоретическая часть
2.1 Основные понятия
2.2 Структура экспертной системы
2.3 Классификация экспертных систем
2.4 Характеристики экспертных систем
2.5 Этапы создания экспертных систем
3 Практическая часть
3.1 Выбор среды разработки программирования
3.2 Алгоритм работы экспертной системы
3.2.1 Алгоритм формирования базы знаний
3.2.2 Алгоритм вывода
3.3 Структура разработанной экспертной системы
3.3.1 Проект «Expert»
3.3.2 Проект «Klient»
3.4 Методическое обеспечение
3.4.1 Руководство эксперта
3.4.2 Руководство пользователя
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1 Постановка задачи
2 Теоретическая часть
2.1 Основные понятия
2.2 Структура экспертной системы
2.3 Классификация экспертных систем
2.4 Характеристики экспертных систем
2.5 Этапы создания экспертных систем
3 Практическая часть
3.1 Выбор среды разработки программирования
3.2 Алгоритм работы экспертной системы
3.2.1 Алгоритм формирования базы знаний
3.2.2 Алгоритм вывода
3.3 Структура
разработанной экспертной
3.3.1 Проект «Expert»
3.3.2 Проект «Klient»
3.4 Методическое обеспечение
3.4.1 Руководство эксперта
3.4.2 Руководство пользователя
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Искусственный интеллект (ИИ) - совокупность научных дисциплин, изучающих методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с использованием ЭВМ.
Искусственный
интеллект как научное направле
Анализ употребления
термина “интеллектуальные
В общем случае знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлениичеловека, обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. Поэтому в контексте информационных технологий термин знания - это информация, присутствующая при реализации интеллектуальных функций. Обычно это отклонения, тенденции, шаблоны и зависимости, обнаруженные в информации. Другими словами, интеллектуальные системы являются в то же время системами обработки знаний.
В задачи курсового проекта входит:
получение знаний в области интеллектуальных систем;
выработка способности системно
развитие навыков
разработать экспертную систему, согласно поставленной задаче.
Целью выполнения данного курсового проекта является приобретение практических навыков в разработке экспертных систем.
1. Постановка задачи
По заданию к курсовому проекту необходимо разработать оболочку экспертной системы по заданному алгоритму работы. Для разработки использовать любую визуальную среду программирования.
В интерфейсе программы для эксперта предусмотреть следующие возможности:
- добавление новых правил;
- удаление правил;
- редактирование существующих правил;
- сохранение базы знаний;
- открытие ранее сохраненных баз знаний;
- просмотр руководства
по использованию данной
В интерфейсе программы для пользователя предусмотреть следующие возможности:
- открытие существующей базы знаний;
- выбор одного из предложенных ответов на вопрос;
- вывод рекомендаций;
- вывод пояснений к рекомендациям.
2. Теоретическая часть
2.1 Основные понятия
Экспертные системы (ЭС) - особые компьютерные программы, моделирующие действия эксперта-человека при решении задач в какой-либо предметной области на основе накопленных знаний, составляющих базу знаний (БЗ).
В основе функционирования ЭС лежит использование знаний, а манипулирование ими осуществляется на базе эвристических правил, сформулированных экспертами. ЭС выдают советы, проводят анализ, выполняют классификацию, дают консультации и ставят диагноз. Они ориентированы на решение задач, обычно требующих проведения экспертизы человеком-специалистом. В отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, ЭС решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы) на основе дедуктивных рассуждений. Главное достоинство экспертных систем - возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов.
Экспертная система отличается от прочих прикладных программ наличием следующих признаков:
1. Моделирует
не столько физическую (или иную)
природу определенной
2. Система, помимо
выполнения вычислительных
3. При решении задач
основными являются
Экспертные системы имеют дело с предметами реального мира, операции с которыми обычно требуют наличия значительного опыта, накопленного человеком. Множество программ из области искусственного интеллекта являются сугубо исследовательскими, и основное внимание в них уделяется абстрактным математическим проблемам или упрощенным вариантам реальных проблем (иногда их называют "игрушечными" проблемами), а целью выполнения такой программы является "повышение уровня интуиции" или отработка методики.Экспертные системы имеют ярко выраженную практическую направленность в научной или коммерческой области.
Одной из основных характеристик экспертной системы является ее производительность, т.е. скорость получения результата и егодостоверность (надежность). Исследовательские программы искусственного интеллекта могут и не быть очень быстрыми, можно примириться и с существованием в них отказов в отдельных ситуациях, поскольку, в конце концов, — это инструмент исследования, а не программный продукт. А вот экспертная система должна за приемлемое время найти решение, которое было бы не хуже, чем то, которое может предложить специалист в этой предметной области.
Экспертная система должна
обладать способностью объяснит
2.2 Структура экспертной системы
На рисунке 2.1 изображена обобщенная структура экспертной системы.
Рисунок 2.1 – Типовая структура экспертной системы
Следует учесть, что реальные ЭС могут иметь более сложную структуру, однако блоки, изображенные на рисунке, непременно присутствуют в любой действительно экспертной системе, поскольку представляют собой стандарт структуры современной ЭС.
Экспертные системы имеют две категории пользователей и два отдельных "входа", соответствующих различным целям взаимодействия пользователей с ЭС:
- обычный пользователь, которому требуется консультация ЭС - диалоговый сеанс работы с ней, в процессе которой она решает некоторую экспертную задачу.
- экспертная группа инженерии знаний, состоящая из экспертов в предметной области и инженеров знаний. В функции этой группы входит заполнение базы знаний, осуществляемое с помощью специализированной диалоговой компоненты ЭС - подсистемы приобретения знаний, которая позволяет частично автоматизировать этот процесс.
База знаний предназначена для хранения экспертных знаний о предметной области, используемых при решении задач экспертной системой.
База данных предназначена для временного хранения фактов или гипотез, являющихся промежуточными решениями или результатом общения системы с внешней средой, в качестве которой обычно выступает человек, ведущий диалог с экспертной системой.
Механизм логического вывода – механизм рассуждений, оперирующий знаниями и данными с целью получения новых данных из знаний и других данных, имеющихся в базе данных. Для этого обычно используется программно реализованный механизм дедуктивного логического вывода (какая-либо его разновидность).
Интерфейс пользователя служит для ведения диалога с пользователем, в ходе которого ЭС запрашивает у пользователя необходимые факты для процесса рассуждения, а также, дающая возможность пользователю в какой-то степени контролировать и корректировать ход рассуждений экспертной системы.
Подсистема объяснений необходима для того, чтобы дать возможность пользователю контролировать ход рассуждений и, может быть, учиться у экспертной системы.
Подсистема приобретения знаний служит для корректировки и пополнения базы знаний. В простейшем случае это – интеллектуальный редактор базы знаний, в более сложных экспертных системах – средства для извлечения знаний из баз данных, неструктурированного текста, графической информации и т.д.
2.3 Классификация экспертных систем
Для классификации ЭС используют следующие признаки:
способ формирования решения;
способ учета временного признака;
вид используемых данных;
число используемых источников решения знаний.
По способу формирования решения ЭС можно разделить на анализирующие и синтезирующие. В системах первого типа осуществляется выбор решения из множества известных решений на основе анализа знаний, в системах второго типа решение синтезируется из отдельных фрагментов знаний.
В зависимости от способа учета временного признака ЭС делят на статические и динамические. Статические ЭС предназначены для решения задач с неизменяемыми в процессе решения данными и знаниями, а динамические ЭС допускают такие изменения.
По видам используемых данных и знаний различают ЭС с детерминированными и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний и данных понимаются их неполнота, ненадежность, нечеткость.
ЭС могут создаваться с использованием одного или нескольких источников знаний.
Экспертные системы делятся на различные виды в зависимости от решаемых задач. Задачи, которые решают экспертные системы:
Интерпретация – описание ситуации по информации, поступающей от датчиков и других источников.
Наблюдение – сравнение результатов интерпретации с ожидаемыми результатами.
Мониторинг – наблюдение в определенные промежутки времени.
Прогноз – это
определение вероятных
Диагностика – выявление причин неправильного функционирования системы по результатам наблюдения.
Ремонт – выполнение последовательности предписанных исправлений.
Планирование – построение последовательности действий для достижения желаемого результата.
Проектирование – построение конфигурации объектов с учетом ограничений.
Отладка – составление рецептов исправления неправильного функционирования системы, настройка отладочной системы.
Управление – адаптивное руководство поведения системы в целом (наблюдает, чтобы отследить на протяжении времени, классифицирует, диагностирует это отклонение, находит рецепт его устранения и осуществляет его применение).
Обучение – диагностирование, отладка, ремонт поведения обучаемого.