Разработка программы, моделирующей игру «Кости»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий в последнее время резко возрос интерес к программированию. В данное время среди пользователей персональных компьютеров наиболее популярно семейство операционных систем Windows.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Разработка эскизного и технического проектов программы (ГОСТ 19.404-79)
2. Спецификация программы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kabanov_kursovaia_rabota(1).doc

— 554.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Елецкий

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Программирование

Тема

Разработайте программу, моделирующую игру «Кости»

Фамилия студента

Кабанов

Имя студента

Евгений

Отчество студента

Сергеевич

№ контракта

1120011400601038


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Разработка эскизного  и технического проектов программы  (ГОСТ 19.404-79)

    2. Спецификация программы 

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий в последнее время  резко возрос интерес к программированию. В данное время среди пользователей  персональных компьютеров наиболее популярно семейство операционных систем Windows.

Несколько лет назад единственным средством разработки программ, работающих в среде Windows, был Borland C++ for Windows, ориентированный  на профессионалов, обладающих серьезными знаниями и опытом.

Бурное развитие вычислительной техники? Потребность в эффективных средствах разработки программного обеспечения  привели к появлению систем программирования, ориентированных на “быструю разработку”, среди которых можно выделить Borland Delphi и Microsoft Visual Basic [6, с. 11]. В основе систем быстрой разработки лежит технология визуального проектирования и событийного программирования.

Delphi – это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка  программирования используется  строго типизированный объектно-ориентированный  язык Delphi, в основе которого лежит Object Pascal.

В настоящее время программистам  стала доступна очередная версия пакета Delphi – Borland Delphi 7 Studio. Система Delphi позволяет писать как крохотные  программы и утилиты для персонального  использования, так и корпоративные системы, работающие с базами данных на разных платформах, Интернет-решения и коммерческие игры, распределенный COM/CORBA/SOAP-приложения и всевозможные  Web-службы. При этом обеспечивается совместимость приложений при выходе новых версий Delphi – как друг с другом на уровне исходных текстров, так и с модифицированными версиями стандартных протоколов и технологий благодаря библиотеке независимых и легко настраиваемых компонентов[3, с. 15].

Цель: Разработать программу, моделирующую игру “Кости”.

Смысл игры состоит в следующем. Играющий называет любое число в  диапазоне от 2 до 12 и ставку, которую  он делает в этот ход. Программа с  помощью датчика случайных чисел  дважды выбирает числа от 1 до 6 (“бросает кубик”, на гранях которого цифры от 1 до 6). Если сумма выпавших цифр меньше 7 и играющий задумал число меньшее 7, он выигрывает сделанную ставку. Если сумма выпавших цифр больше 7 и играющий задумал число большее 7, он также выигрывает сделанную ставку. Если играющий угадал сумму цифр, он получает в четыре раза больше очков, чем сделанная ставка. Ставка проиграна, если не имеет место ни одна из описанных ситуаций. В начальный момент у играющего 100 очков. В программе должно присутствовать графическое изображение поверхности кубика при каждом ходе игрока.

 

Основная часть

1 Разработка эскизного и технического проектов программы (ГОСТ 19.404-79)

 

1.1. Назначение и область применения

Область применения: досуг пользователя. Программа представляет собой модулятор  игры «Кости», которая помогает пользователю оторваться от текущих дел и передохнуть, не отходя от персонального  компьютера. Программа проста в применении. Данная программа полноценно функционирует только под управлением Windows 9x/Me/NT/2000/XP.

1.2. Постановка задачи и разработка  алгоритма решения задачи

Если сумма выпавших цифр меньше 7 и играющий задумал число меньшее 7, он выигрывает сделанную ставку. Если сумма выпавших цифр больше 7 и играющий задумал число большее 7, он также  выигрывает сделанную ставку. Если играющий угадал сумму цифр, он получает в четыре раза больше очков, чем сделанная ставка (рис.1. Приложение А).

Условие задачи игры «Кости» указывает  на необходимость называть любое  число в диапазоне от 2 до 12.  Программа с помощью датчика  случайных чисел дважды выбирает числа ?от 1 до 6. В соответствии с рисунком 1 представлено главное окно программы.

Рисунок 1. Главное окно программы.

1.2.2 Описание алгоритма

В программе решаются такие задачи как:   

    1.Задаем сумму выпавших  кубиков.

    2. Заполняем список ставок.

    3. Выбор граней кубиков с помощью датчика случайных чисел.  

    4.Ввывод на экран результата  позиции.

Схему алгоритма программы смотрите в  приложении А.

1.2.3 Выбор состава технических и  программных средств

Для разработки данной программы  использовалась интегральная среда разработки Delphi 7 .Среда Delphi 7 позволяет  разрабатывать приложения для Windows. Технические характеристики компьютера Pentium 133 MHz, Ram 16 Mb, HDD 4.3 Gb. Именно эти параметры создают условия  для полноценной  работы  IDE Delphi 7 и программ созданных в этой среде. Дополнительные средства не требуются.

2 Разработка рабочего проекта

2.1 Разработка программы 

Для разработки  приложения используется среда визуального  программирования  Delphi. В написание программы использовались компоненты из разделов Standard, Additional. Проект программы содержит одно окно Form1. В соответствии с рисунком 2 представлено главное окно программы.

Рисунок 2 - Главное окно программы.

1 – Form 1, 2 – MainMenu 1, 3 – Label 5, 4 –  Label 7, 5 – Label 3, 6 – Label 4, 7 – Label 6, 8 – Label 1, 9 – Label 2, 10 – ComboBox 2, 11 – ComboBox 1, 12 – Image 1, 13 – Image 2, 14 – Image 3, 15 – BitBtn 1.

1 – компонент Form 1:

Свойства:

Caption – Кости;

Border – bsSingle;

BiSystemMenu – False;

BiMinimaze – False;

BiMaximaze – False;

BiHelp – False;

Height – 374;

Width – 441.

2- компонент TMainMenu 1:

Свойства:

Items:

Файл (N1)     

Новая игра (N2)     Выход (N3)

События:

Для N1 - событие TMainMenu;

N3Click – закончить работу с  приложением;

N2Click – перейти к работе с приложением;

3 – компонент Label 5:

Свойства:

Caption – ‘Ваше число’;

Font - Times New Roman, 14, clWindowText.

4 – компонент Label 7:

Свойства:

Caption – ‘Ваша ставка’;

Font - Times New Roman, 14, clWindowText.

5 – компонент Label 3:

Свойства:

Caption – ‘Ваши очки’;

Font - Times New Roman, 14, clWindowText.

6 – компонент Label 4:

Свойства:

Caption – ‘00’;

Font - Times New Roman, 14, clWindowText.

7 – компонент Label 6:

Свойства:

Caption – ‘Подтвердить ставку’;

Font - Times New Roman, 16, clRed.

8 – компонент Label 1:

Свойства:

Caption – ‘Сумма’;

Font - Times New Roman, 14, clWindowText.

9 – компонент Label 2:

Свойства:

Caption – ‘00’;

Font - Times New Roman, 14, clWindowText.

10 – компонент ComboBox2:

Left – 16;

Top – 36;

Width – 113;

Height – 21;

Style – csDropDownList;

ItemHeight – 13;

TabOrder – 1.

11 – компонент ComboBox1:

Свойства:

Left – 16;

Top – 100;

Width – 113;

Height – 21;

Style – csDropDownList;

ItemHeight – 13;

TabOrder – 0.

12 – компонент Image 1:

Свойства:

Height – 49;

Width – 49;

13 – компонент Image 2:

Свойства:

Height – 49;

Width – 49;

14 – компонент Image 3:

Свойства:

Height – 321;

Width – 433;

15 – компонент BitBtn 1:

Свойства:

Glyph – (TBitmap);

Height – 121;

Width – 121.

События:

BitBtn1Click – событие одиночного щелчка  по кнопке.

2.2 Спецификация программы

Исполняемый  файл программы  «Project1» имеет  название Project1.exe.

Таблица 1.

Состав  проекта.

Наименование Обозначение Примечание

Project1.dof Файл параметров проекта

  главной формы Содержит текущие установки проекта, настройки компилятора и компоновщика, имена служебных каталогов, условные директивы

Продолжение таблицы 1

Project1.res Файл ресурсов главной формы Содержит пиктограммы, графические изображения

Unit1.pas Файл программных модулей главной формы Определяет функциональность форм

Unit1.dfm Файл программных модулей главной формы Содержит графические характеристики модулей

Главного  окна программы

Unit.dcu Объектный файл   для Unit.pas Откомпилированная версия  Unit.pas

 

2 Спецификация программы

 

unit Unit1;

interface

uses

  Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

  Dialogs, Menus, ExtCtrls, StdCtrls, Math, Buttons;

type

  TForm1 = class(TForm)

    MainMenu1: TMainMenu;

    N1: TMenuItem;

    N2: TMenuItem;

    N3: TMenuItem;

    Image1: TImage;

    Image2: TImage;

    Label1: TLabel;

    Label2: TLabel;

    Label3: TLabel;

    Label4: TLabel;

    ComboBox1: TComboBox;

    Label5: TLabel;

    Label6: TLabel;

    ComboBox2: TComboBox;

    Label7: TLabel;

    BitBtn1: TBitBtn;

    N4: TMenuItem;

    N5: TMenuItem;

    Image3: TImage;

    procedure N3Click(Sender: TObject);

    procedure N2Click(Sender: TObject);

    procedure FormCreate(Sender: TObject);

    procedure invisible_all(Sender: TObject);

    procedure visible_all(Sender: TObject);

    procedure Label6Click(Sender: TObject);

    procedure BitBtn1Click(Sender: TObject);

    procedure N5Click(Sender: TObject);

  private

    { Private declarations }

  public

    { Public declarations }

  end;

var

  Form1: TForm1;

  Ochki: longint;//переменная, отвечающая за  очки игрока

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.N3Click(Sender: TObject);//кнопка выход

begin

application.Terminate;//закрываем приложение

end;

procedure TForm1.N2Click(Sender: TObject);//новая игра

var i:integer;

begin

   image3.Visible:=false;

ochki:=100;//присваиваем переменной "ochki" количество начальных очков, по  условию = 100

label2.Caption:='00';//задаём сумму выпавших  кубиков = 0

label4.Caption:='100'; //задаём видимое количество  очков

image1.Picture.LoadFromFile('p0.bmp');//задаём начальное изображение кубиков(пустое)

image2.Picture.LoadFromFile('p0.bmp');//задаём начальное  изображение кубиков(пустое)

combobox1.Items.Clear;//очищаем список ставок

for i:=1 to 100 do

begin

  combobox1.Items.Add(inttostr(i));//заполняем список ставок от 1 до 100

end;

combobox1.ItemIndex:=0;//задаём начальное  положение элемента списка

combobox2.Items.Clear;//очищаем список вариантов  кубиков

 

for i:=2 to 12 do

begin

  combobox2.Items.Add(inttostr(i));//заполняем список ставок от 2 до 12

end;

combobox2.ItemIndex:=0;//задаём начальное положение  элемента списка

visible_all(sender);//делаем видимыми все  объекты на форме

bitbtn1.Enabled:=false;//ставим положение кнопки  броска на выключено

end;

procedure tform1.invisible_all(Sender: TObject);//делаем невидимыми все объекты на форме

begin

label1.Visible:=false;

label2.Visible:=false;

label3.Visible:=false;

label4.Visible:=false;

label5.Visible:=false;

label6.Visible:=false;

label7.Visible:=false;

image1.Visible:=false;

image2.Visible:=false;

combobox1.Visible:=false;

combobox2.Visible:=false;

bitbtn1.Visible:=false;

end;

procedure tform1.visible_all(Sender: TObject);//делаем видимыми  все объекты на форме

begin

label1.Visible:=true;

label2.Visible:=true;

label3.Visible:=true;

label4.Visible:=true;

label5.Visible:=true;

label6.Visible:=true;

label7.Visible:=true;

image1.Visible:=true;

image2.Visible:=true;

combobox1.Visible:=true;

combobox2.Visible:=true;

bitbtn1.Visible:=true;

end;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);//при создании  формы

begin

   image3.Visible:=true;

image3.picture.loadfromfile('l4.bmp');

invisible_all(Sender);//делаем невидимыми  все объекты на форме, при  загрузке игры

end;

procedure TForm1.Label6Click(Sender: TObject);//нажатие на надпись поставить

begin

bitbtn1.Enabled:=true;//делаем активной кнопку  броска

label2.Caption:='00';//сумма броска кубиков  сбрасывается на 0

image1.Picture.LoadFromFile('p0.bmp');//загружаем пустые  картинки для кубика

image2.Picture.LoadFromFile('p0.bmp');//загружаем пустые картинки для кубика

end;

procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);//процедура  на нажатие кнопки броска

var i,i1,i2:integer;

begin

randomize;//включаем генератор случайных  чисел

i1:=randomrange(1,6);//переменной i1 присваиваем значение от 1 до шести случайным образом

i2:=randomrange(1,6);//переменной i2 присваиваем  значение от 1 до шести случайным  образом

image1.Picture.LoadFromFile('p'+inttostr(i1)+'.bmp');//в зависимости  от выпавшего числа загружаемс картинку для 1-го кубика

image2.Picture.LoadFromFile('p'+inttostr(i2)+'.bmp');//в зависимости  от выпавшего числа загружаемс  картинку для 2-го кубика

label2.Caption:=inttostr(i1+i2);//выводим на экран  сумму выпавших кубиков

if     ( (i1+i2<7) and (strtoint(combobox2.Items.Strings[combobox2.ItemIndex])<7) )//проверка на соответствие основному условию

    or  ( (i1+i2>7) and (strtoint(combobox2.Items.Strings[combobox2.ItemIndex])>7) )

    and ( i1+i2<>strtoint(combobox2.Items.Strings[combobox2.ItemIndex]) )

then

begin

  ochki:=ochki+strtoint(combobox1.Items.Strings[combobox1.ItemIndex]);//прибавляем  к очкам выигранную ставку

  showmessage('Вы выиграли ставку!')//выводим  сообщение о выйгрыше

end else

begin

  if i1+i2=strtoint(combobox2.Items.Strings[combobox2.ItemIndex]) then//если выбранное число совпадает с выпавшим

  begin

   ochki:=ochki+strtoint(combobox1.Items.Strings[combobox1.ItemIndex])*4;//прибавляем  к очкам выигранную ставку  в 4-х кратном размере 

   showmessage('Вы выиграли 4-х кратную  ставку!')//выводим сообщение о выйгрыше

  end else

  begin

   ochki:=ochki-strtoint(combobox1.Items.Strings[combobox1.ItemIndex]);//условие  пройгрыша

   showmessage('Вы проиграли ставку!')//выводим  сообщение о пройгрыше

  end;

end;

if ochki<=0 then //условие окончания игры

begin

  invisible_all(sender);//скрываем все объекты  на форме

  showmessage('Вы проиграли!');//выводим  сообщение о конце игры

end else

begin

  label4.Caption:=inttostr(ochki);//выводим на  экран количество очков

  combobox1.Items.Clear;//очищаем список возможных ставок

  for i:=1 to ochki do

  begin

   combobox1.Items.Add(inttostr(i)); //заполняем  список возможных ставок от 1 до  количества очков

  end;

  combobox1.ItemIndex:=0;//задаём начальное  положение элемента списка

Информация о работе Разработка программы, моделирующей игру «Кости»