Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:59, дипломная работа
Предмет исследования: технология создания web-сайта в системе uCoz.
Цель исследования: разработать web-сайт Хатын-Арынского историко-краеведческого музея им. И. Е. Винокуровав системе uCoz.
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить специальную литературу по сайтостроению в бесплатном хостинге и деятельность Хатын-Арынского историко-краеведческого музея им. И. Е. Винокурова;
Обозначить аудиторию создаваемого сайта, функции, которые он будет выполнять; определить информационную составляющую;
Проанализировать существующие web-сайты других музеев и на основе анализа разработать оптимальную структуру создаваемого сайта;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки web сайта 5
1.1.Понятие Web-сайта и обоснование его необходимости 5
1.2.Отличительные возможности сайтостроения на uCoz в сравнении с другими бесплатными хостингами 8
1.3.Основы проектирования структуры сайта в uCoz 14
Глава II. Технология разработки web сайта Хатын–Арынского историко-краеведческого музея им. И.Е.Винокурова 18
2.1. Функция музея как основа моделирования контента музейных сайтов 18
2.2. Обзор структуры музейных web-сайтов 26
2.3. Поэтапная разработка сайта музея в бесплатном хостинге Ucoz.ru 29
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Итак, исходя из общих принципов
оценки качества сайтов по культуре, одной
из актуальных проблем современности
в области музейного
На сегодняшний день отсутствуют официальные документы, регламентирующие создание web-сайтов.Анализ авторефератов защищенных диссертаций за последние 10 лет по разделам «004 Информационные технологии. Вычислительная техника» и «069 Музеи», а также публикаций ведущих специалистов в области музейной информатизации также позволил отметить недостаточную разработанность теории моделирования контента музейных сайтов. Неразработанность теории приводит к негативным следствиям в практике музейного сайтостроения. Как результат, в большинстве случаев виртуальное представительство не отражает функций реального музея. Сайты по культуре, в том числе и музейные, как и сами учреждения, способны оказывать огромное влияние на образование, научные исследования, эстетическую удовлетворенность конечного пользователя, по каким-либо причинам не имеющего возможности посетить реальный музей. В случае, когда содержательная часть виртуального представительства несет в себе усеченное, неполное представление информации о музее, а также, соответственно, и об объектах историко-культурного наследия, которые хранятся в данном музее, созданный электронный ресурс не может считаться качественным. В итоге страдает посетитель музейного сайта как потребитель некачественной информации. [11]
Понятие «музей» раскрывается
исследователями неоднозначно, поэтому
на основании имеющихся
В работах теоретиков и
практиков музейного дела среди
функций музеев наиболее встречающимися
являются функция документирования,
функция образования и
Данные функции дополняются рядом других: аксиологическая, информационная, эстетическая, коммуникационная, охранная, идеологическая, исследовательская, познавательная, развивающая, популяризаторская, развлекательная функции музеев. [21]
Дальнейшим этапом работы
является прослеживание зависимости
формирования задач музейного сайта,
а также его содержательного
наполнения от типа музея и его
основных функций. Сайт разрабатываемый
нами являетсяисторико-
Данная таблица показывает,
что виртуальное
Таблица 1
Тип и функции музея формируют задачи музейного сайта
Музей |
Виртуальное представительство музея – web-сайт | |||
Тип |
Функции |
Форма проявления |
Задачи | |
Формулировка |
Описание | |||
Историко-краеведческий |
Функция документирования (Охранная, Исследовательская, Аксиологическая) |
Фонды |
Предоставление информации о фондах музея |
Информация об основном и вспомогательном фонде музея, описание уникальных экспонатов. |
Функция образования и воспитания (Познавательная Развивающая Популяризаторская Идеологическая Эстетическая Организация свободного времени) |
Экспозиции, лекции, экскурсии, выставки |
Предоставление информации об экспозициях музея |
Описание экспозиций. Представление цифровых изображений фрагментов экспозиций с соответствующими комментариями. | |
Предоставление информации о выставках, проводимых в музее |
Информация о проводимых в музее выставках: информация о текущей выставке, о выставках, планируемых в течение месяца; о прошедших выставках (архив) | |||
Описание услуг, предоставляемых музеем |
Перечень и краткое описание экскурсий, лекций, проводимых сотрудниками музея и др. | |||
Коммуникативная функция |
Связь с посетителями музея, музейными работниками |
Предоставление возможности |
Гостевая книга, e-mail
| |
Обеспечение обмена опытом между музейными работниками |
Музейные специалисты имеют
возможность воспользоваться | |||
Информационная функция |
Музей – как учреждение культуры
Экскурсовод |
Представление общей информации о музее – как об учреждении |
Предоставление информации о внешнем виде, структуре музея, направлениях его работы, истории. | |
Предоставление справочной информации потенциальному посетителю музея |
Режим работы и стоимость билетов. Реквизиты музея: почтовый и электронный адрес, телефон. | |||
Предоставление данных, носящий оперативный характер |
Описание новостей в жизни музея. |
Следующая таблица (см. табл. 2) демонстрирует состав рубрик и подрубрик музейного сайта. Содержание сайта организовано таким образом, что каждая рубрика строго функциональна: выполняет ту или иную задачу, стоящую перед музейным представительством
Таблица 2
Рубрики и подрубрики сайта, сформированные его задачами
Задачи сайта |
Рубрики |
Подрубрики | |||||
Представление общей информации о музее – как об учреждении |
О музее |
| |||||
Предоставление справочной информации потенциальному посетителю музея |
Посетителям |
Режим работы Билеты Карта проезда Контакты | |||||
Предоставление данных, носящий оперативный характер |
Афиша, новости |
Афиша Новости Архив новостей | |||||
Предоставление информации о фондах музея |
Фонды |
Музейные Библиотечные Архивные | |||||
Предоставление информации об экспозициях музея |
Экспозиции |
||||||
Предоставление информации о выставках, проводимых в музее и за его пределами |
Выставки |
Постоянные Временные | |||||
Описание услуг, предоставляемых музеем |
Услуги музея |
Экскурсии Лекции, консультации и др. | |||||
Предоставление возможности обратной связи с посетителями сайта |
Гостевая книга |
||||||
Обеспечение обмена опытом между музейными работниками |
Музейщикам |
Конференции Исследования Статьи Полезные ссылки |
В результате на основании таблиц 1 и 2 разработана типовая модель контента сайтаисторико-краеведческого музея (см.табл.3).
Таблица 3
Модель контента сайта длямузея
Рубрика (подрубрика) |
Описание | ||
Главная страница |
Навигация по разделам и подразделам сайта. Информирование
посетителей о профиле и Примечание: С каждой страницы предусмотрен переход на начальную страницу. | ||
О музее |
Общая информация об учреждении | ||
Общее описание музея |
Описание витрин, общего дизайна экспозиционных залов. | ||
Структура музея |
Информация о структуре музея: отделах, сотрудниках. | ||
Основные направления деятельности |
Информация об экспозиционной,
культурно-просветительской работе; о
собирательской, фондово-хранительской,
научно-исследовательской и | ||
История музея |
Основные этапы истории формирования и основатели музея. | ||
Публикации о музее |
|||
Посетителям |
Информация, необходимая в первую очередь тем, кто собирается посетить реальный музей | ||
Режим работы, цены на билеты |
Режим работы и стоимость билетов для всех категорий посетителей | ||
Услуги |
Описание услуг, предоставляемых музеем: проведение экскурсий, консультаций, лекций и др. | ||
Контактная информация |
Реквизиты музея: почтовый и электронный адрес, телефон. Карта (схема проезда) | ||
Фонды и экспозиции |
Информация об основном и вспомогательном фондах музея, описание уникальных экспонатов. Описание постоянных, временных экспозиций музея. Представление цифровых изображений фрагментов экспозиции с соответствующими комментариями. | ||
Выставки |
Информация о проводимых в музее выставках | ||
Афиша |
Название текущей выставки Сроки проведения, стоимость билетов | ||
В этом месяце |
Информация о выставках, планируемых в течение месяца | ||
Архив |
Архив выставок: информация может быть представлена в виде таблицы с полями «год», «название выставки», «сроки проведения» | ||
Музейщикам |
Информация, интересная в первую очередь музейным специалистам: о конференциях, исследованиях, статьях музея и др. | ||
Конференции |
|||
Исследования |
|||
Статьи |
|||
Полезные ссылки |
|||
Афиша, новости |
Описание новостей в жизни музея, предстоящих мероприятий | ||
В этом месяце |
Представление «свежих» новостей в виде даты, заголовка и полного текста события, информация о предстоящей выставке или др. мероприятии.. | ||
Гостевая книга |
Возможность обратной связи посетителей сайта с музеем. обсуждение сайта, рекомендации и пожелания в on-line режиме. | ||
Карта сайта |
Иерархическая структура сайта, призванная помочь пользователю в навигации и ориентации на сайте и сделать быстрый выбор пути до желаемой информации | ||
ÏСтатистика посещений |
Закрытый для сторонних посетителей раздел сайта, в котором ежедневно собирается статистика посещаемости по сайту. | ||
ÏАдминистрирование |
Закрытый для сторонних посетителей раздел сайта, предназначенный для добавления и редакции всей текстовой и основной графической информации. |
Данная модель (см.табл.3) отражает в себе функции реального музея и функции, присущие ИКТ. Таким образом, роль музея, его предназначение сохраняются и транслируются в глобальной сети. На наш взгляд, применение данной модели в музейном сайтостроении позволит сделать сайт более эффективным для пользователей – как для широкой публики, так и для музейных специалистов. Так как содержательная часть сайта, построенная на основании модели, решает ряд задач, направленных в первую очередь на конечного пользователя:
Музей – это учреждение культуры, созданное для сбора, хранения, изучения и публичного представления специфической группы объектов, осознаваемых обществом как ценности, подлежащие передаче из поколения в поколение.
В настоящее время музеи делятся на следующие группы: [37]
Классификация по роду деятельности связана с основной категорией посетителей, с которой работает музей: специалисты, широкий круг посетителей, учащиеся, дети.
Музейный сайт — это тип сайта, на котором размещается обычно довольно однородная информация, так что сайты музеев, как правило,содержат ряд стандартных разделов. Ядро сайта — информация о составе постоянной экспозиции, о выставках и вообще о музее (история музея, расписание работы и цена билетов, контактная информация).[8]
Краткая информация о составе фондов обычно находится в описании музея вообще, но уже информация о доступе к фондам или о библиотеке музея не так часто встречается на сайте. Довольно часто можно найти план размещения залов музея, иногда проводится виртуальная экскурсия по залам с фотографиями и описанием представленных коллекций. Почти всегда на музейном сайте находятся изображения лучших экспонатов, но количество и качество изображений сильно разнятся.