Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:09, автореферат
Актуальность темы. Проблема обеспечения безопасности производства на промышленных предприятиях всегда была и остается актуальной.
В последние годы вопрос обеспечения безопасности эксплуатации сварных конструкций резко обострился из-за сильной изношенности производственного оборудования и участившихся случаев технологических аварий и катастроф. В полной мере это относится и к грузоподъемным машинам (кранам) разного назначения, в том числе и к сварным металлоконструкциям мостовых кранов, которые составляют более 38% всех грузоподъемных механизмов на территории Российской федерации.
(2)
Для проведения исследования тепловыделения был взят наиболее опасный концентратор напряжения – трещина.
Плоскость, в которой лежит трещина, перпендикулярна поверхности металла.
Рис.1. Схематическое изображение полубесконечного слоя металла с трещиной.
На рис.1 толстая сплошная линия соответствует трещине, вблизи краев которой возникает пластическая деформация (закрашенные области). Внешняя нагрузка прикладывается перпендикулярно плоскости трещины.
В этом случае вблизи правого и левого краев трещины возникают области пластической деформации, в которых выделяется теплота. Для упрощения задачи предположим, что область деформации вблизи каждого края имеет цилиндрическую форму. Радиус цилиндра определяем из формулы Ирвина:
(3)
Так как трещина считается бесконечно узкой, то ее наличие не влияет на процесс распространения теплоты в металле. Таким образом, для расчета значений температуры температурного поля в металле необходимо решить нестационарное уравнение теплопроводности:
, (4)
где , - ступенчатая функция Хевисайда, - радиус зоны пластической деформации, - мощность выделения теплоты, и - соответственно теплоемкость, плотность и коэффициент теплопроводности металла, а - оператор Лапласа.
В начальный момент времени температура металла равна температуре окружающей среды, которую будем считать равной нулю.
Уравнение теплопроводности (4) решим методом разделения переменных, представив решение в следующем виде:
(5)
где значения являются нулями функции Бесселя нулевого порядка:
, (6)
значения определяются из решения трансцендентного уравнения
, (7)
а коэффициенты и задаются следующими выражениями:
(8)
В связи с тем, что
в основном рассматриваемые
Положим, что образец нагружается так, что напряжение вдали от трещины в 2 раза меньше условного предела текучести . Предположим, что размер трещины равен d = 1 мм.
Для оценки мощности выделения теплоты будем считать, что относительное удлинение образца (в котором доминирует пластическая составляющая) составляет величину порядка . Тогда справедлива оценка:
МДж/м3, (9)
где - время нагружения образца, которое положим равным 1 сек.
|
|
Рис.2. Динамика нагрева поверхности металла вблизи вершины трещины. На вставке более подробно изображен начальный участок нагрева. (решение уравнения (4) в точках ). |
Рис. 3. Изменение радиуса нагретой области от времени нагружения. |
В результате решения уравнения (4) и (9), применительно к металлоконструкции мостового крана, изготовленной из стали 20, получаем зависимости динамики нагрева вблизи вершины трещины от времени нагружения (рис. 2) и изменение радиуса нагретой области от времени нагружения (рис. 3).
Из полученных зависимостей видно, что при нагружении металлоконструкции с циклом в 1секунду в зоне пластической деформации образуется тепловое поле с радиусом 8 мм и максимальным перепадом температуры в 1.1 ºС.
В главе 3 рассматриваются принципы разработки и внедрения методов и программно-аппаратных средств автоматизированной фиксации и распознавания необходимых температурных аномалий.
На основе анализа современного состояния метода теплового неразрушающего контроля, теоретических исследований процесса теплового неразрушающего контроля и характеристик металлических конструкций определены основные параметры тепловых полей образовывающихся в зоне пластической деформации при нагружении.
Метод обнаружения заключается в классификации измерений Х ( i, j ) на три группы: S1 – измерения, величина которых уменьшена по сравнению с измерениями на участках нормы, S2 – измерения, полученные на нормальных участках, S3 – измерения, увеличенные по сравнению с нормальными. Решение данной задачи состоит в выборе двух пороговых значений Х1, Х3 и применении решающих правил:
(10)
Рис 4. Алгоритм обнаружения и распознавания тепловых аномалий.
Задача выделения аномалий рассматривается как анализ изображения по параметрам температурных полей полученных в теоретических исследованиях (время выделения – 1 сек.; градиент температуры 1.1 ºС; радиус зоны тепловыделения – 8 мм.). По результатам исследований разработан метод обнаружения и распознавания дефектов на основе анализа температурных полей, включающий быстрый алгоритм обнаружения аномалий и алгоритмов выделения аномальных температурных участков на поверхности. (рис. 4).
В главе №4 приведены результаты экспериментальных исследований процесса в условиях лаборатории и внедрения теплового контроля состояния металлоконструкций мостовых кранов в реальных условиях эксплуатации.
Цель экспериментальных исследований:
1. Подтверждение результатов теоретических исследований процесса теплового контроля металлических конструкций тепловым методом.
2. Экспериментальное
определение возможностей
Экспериментальные исследования проводились в 3 этапа.
Этап 1. Рассмотрение основных параметров тепловизионной аппаратуры для решения задач поставленных в работе.
По литературным источникам было установлено, что для определения тепловых аномалий в зоне пластической деформации основными параметрами тепловизионной аппаратуры являются:
1) Частота регистрации
2) Температурная разрешающая
3) Геометрическая разрешающая
4) Поле обзора тепловизионной
аппаратуры. В связи с тем, что
типовая матрица
В соответствии с полученными параметрами установлено, что для дальнейших экспериментальных исследований возможно применение
типовой аппаратуры. В эксперименте будет использоваться термограф ИРТИС 2000.
Этап 2. В рамках данного раздела осуществлена имитация реальных дефектов искусственными дефектами в образцах и проведены экспериментальные исследования на образцах с искусственными дефектами с применением машины для статических и динамических испытаний.
В образцах были изготовлены дефекты в виде нарушений сплошности (трещины). Трещины имитировались пропилами различной толщины.
Методика проведения экспериментальных исследований заключается в нагружении с различными режимами образцов металлоконструкций с различными дефектами и регистрации температурных полей поверхности образцов.
На рис. 5 (а-б) представлены последовательность термограмм поверхности образца с искусственным дефектом в процессе его нагружения.
а. |
б. |
Рис. 5 Термограммы поверхности образцов при нагружении. а) Резкий нагрев в концентраторе
(микропластические деформации) б) Дальнейший резкий рост температуры (начинает раскрываться трещина). |
На основании
На рис.6 приведены зависимости для трех образцов в зонах местной пластической деформации в металле (искусственный концентратор в сварном шве в виде прямоугольного распила). Полученные кривые сравниваются с экспоненциальной кривой.
По вертикали отмечена разность температур в сотых долях градуса, по горизонтали напряжения МПа.
Рис. 6. Зависимость изменения температуры в зоне трещины от напряжения.
По результатам проведенных экспериментов можно сделать следующие выводы:
- в ходе эксперимента
хорошо выявляется повышение
температуры в зонах концентрат
- повышение температуры на концентраторе по сравнению с основным металлом при местной пластической деформации составило 0,5-1°,
- повышение температуры
на концентраторе при дальнейши
- повышение температуры
на концентраторе при
- величина изменения
температуры в зоне
Рассмотрим результаты
подтверждения теоретических ис
Рис. 7 Расчетный (Трасч) и экспериментальный (Тэксп) температурные профили в области концентратора напряжения.
Проведенный корреляционный анализ зависимостей рис. 7 показал, что между теоретическими и эксперментальными результатами коэффициент корреляции r=0,87. Вышесказанное свидетельствует об адекватности физико-математической модели реальному тепловому процессу.
Как показал анализ помех, влияющих на достоверность и объективность результатов контроля, в реальных условиях эксплуатации объекта в основном наибольшее влияние оказывают три фактора: скорость ветра, случайные шумы аппаратных средств контроля и температура окружающей среды.
Рассмотрим их:
1) Влияние скорости ветра на результаты контроля проявляется через изменение коэффициента теплообмена контролируемой поверхности. При проведении экспериментальных исследований образцов с искусственными дефектами в процессе их циклических нагружений ветер имитировался вентиляторами, при этом скорость ветра измерялась вблизи контролируемой поверхности анемометром с погрешностью не более 3%. По результатам проведенных измерений температурных полей строились зависимости погрешности контроля от скорости ветра при остальных фиксированных .
Рис. 8 Влияние скорости ветра в процессе эксперимента на погрешность.
На рис. 8 представлены в виде графиков результаты одного из экспериментов. На данном графике одновременно с экспериментальной зависимостью погрешности от скорости ветра приведена аналогичная теоретическая зависимость.
Экспериментальные исследования
и соответствующие теоретически
2) Влияние шумов аппаратуры и аналогичных помех на погрешность результатов контроля и вероятность обнаружения локальных температурных участков, обусловленных концентраторами напряжений.
Методика экспериментальных исследований заключалась в циклическом нагружении образцов с искусственными дефектами (концентраторами напряжения) при наличии шумов и помех, имитируемых генератором шума и проведении теплового контроля образцов в процессе циклического нагружения при наличии шумов. Таким образом, на полезный сигнал ΔТс(х,у) накладывался случайный шум ΔТш.