Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:50, дипломная работа
Автомобиль – самое распространенное в современном мире механическое транспортное средство.
Коробка передач – механизм, преобразующий крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление, по величине и направлению. Дает возможность автомобилю двигаться вперед или назад, а также позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.
ВВЕДЕНИЕ 4 1УСТРОЙСТВО КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 5 1.1Устройство коробки передач 5 1.2Назначение коробки передач 7 1.3Принцип работы коробки передач 8 1.4 Материалы применяемые при изготовлении элементов коробки передач 10 2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 11 2.1 Техническое обслуживание коробки передач 11 2.2Основные неисправности коробки передач 11 2.3 Методы устранения неисправностей коробки передач 12 3. РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 13 3.1 Разборка коробки передач 13 3.2 Дефектация деталей и узлов 14 3.3 Методы и способы восстановления работоспособности деталей 14 3.4 Сборочные работы осуществляемые в процессе ремонта коробки передач 15 3.5Послеремонтные испытания. Обкатка 17 3.6 Организация рабочего места слесаря 20 4 ОХРАНА ТРУДА 21 4.1 Общие требования безопасности труда при техническом обслуживании
автомобиля 21 4.2 Требования по предупреждению несчастных случаев на производстве 23 4.3 Производственная санитария 24 4.4 Противопожарные мероприятия 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Трехвальная коробка устанавливается на задне-приводные автомобили, а двух-вальная, как правило, на передне-приводные легковые автомобили.
Рисунок 2. Схема коробки передач
1- первичный вал; 2 - рычаг переключения передач; 3 - механизм переключения передач; 4 - вторичный вал; 5 - сливная пробка; 6 - промежуточный вал; 7 -картер коробки передач
Рассмотрим ниже двухвальную
и трехвальную коробки передач.
Принцип работы трехвальной
коробки передач.
В нейтральном положении коробки
передач крутящий момент от двигателя
не передается на ведущие колеса. Как только
мы перемещаем рычаг управления, то соответственно
вилка начинает перемещать муфту синхронизатора.
Муфта используется для обеспечения синхронизации
угловых скоростей соответствующей шестерни
и ведомого вала. После того, в зацепление
с зубчатым венцом шестерни заходит зубчатый
венец муфты и это обеспечивает блокировку
шестерни на ведомом валу. Осуществляется
передача крутящего момента от двигателя
к ведущим колесам с заданным передаточным
числом.
Соответствующая передача коробки обеспечивает
движение задним ходом. За счет промежуточной
шестерни заднего хода осуществляется
изменение направления вращения. Промежуточная
шестерня заднего хода устанавливается
на отдельной оси.
Принцип работы двухвальной механической
коробки переключения передач.
Работают такие коробки передач аналогично
трехвальным. Главное отличие состоит
лишь в особенности работы механизма переключения
передач.
В данных коробках движения рычага управления
при включении нужной передачи можно разделить
на поперечные и продольные. При поперечных
движениях рычага все усилие идет на трос
выбора передачи. Он, в свою очередь, оказывает
воздействие на рычаг выбора передачи.
Рычаг поворачивает центральный шток
вокруг оси и обеспечивает выбор передачи.
В дальнейшем продольное движение обеспечивает
передачу усилия на трос переключения
передачи и далее на рычаг. Рычаг горизонтально
перемещает шток с вилками. Соответствующая
вилка на штоке перемещает в нужном направлении
муфту синхронизатора и блокирует шестерни
ведомого вала. От двигателя крутящий
момент передается на ведущие колеса.
1.4 Материалы применяемые
при изготовлении элементов
Картер коробки передач отливают из чугуна, валы и шестерни – из стали. Установка валов производится на роликовых подшипниках. Картер имеет верхнюю и боковую крышки. В нижней стенке картера имеется отверстие для слива масла.
2 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
2.1 Техническое обслуживание коробки передач
При контрольном осмотре, перед выходом из парка, на ходу автомобиля проверяется работа коробки передач, при этом обращается внимание на легкость и бесшумность включения передач, в этих агрегатах не должно быть также стуков и самопроизвольного включения передач. При контрольном осмотре в пути проверяется нагрев картеров, при этом нагрев считается нормальным, если он не вызывает ощущения ожога руки.
При ЕО производится очистка наружной поверхности коробок от грязи, пыли и снега, их мойка. При ТО-1 проверяется крепление коробки, уровень масла производится очистка сапунов (вентиляционных трубок). При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам доливают или заменяют масло в картерах.
При СО производится замена масла в картерах в соответствии с предстоящим периодом эксплуатации. Смена масла в коробках производится сразу же после работы, пока оно не остыло. После слива отработанного масла, картеры коробок промывают маловязким маслом, дизельным топливом или керосином. Для промывки в картер заливается 1,5-2л. Маловязкого масла, выключается передний мост, вывешивается одно из колес заднего моста, включается первая передача и пускается двигатель, который на холостом ходу в течение 2-3 мин. Прокручивает трансмиссию. Затем промывочная жидкость сливается и в коробку заливается свежее масло. При смене масла очищается магнит пробки сливного отверстия и промывается вентиляционное отверстие с сапуном.
2.2 Основные неисправности коробки передач
К основным неисправностям коробки передач относят:
2.3 Методы устранения неисправностей коробки передач
Таблица1.
Неисправности |
Методы устранения |
Подтекание масла |
поменять прокладки, сальники и подтянуть крепления крышек |
Шум при работе коробки передач |
замена вышедших из строя деталей и узлов |
Затрудненное включение передач |
замена вышедших из строя деталей и узлов |
Самовыключение передач |
замена блокировочного устройства, вышедших из строя шестерни, синхронизаторов. |
3. РЕМОНТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
3.1 Разборка коробки передач
Технологическая карта разборки коробки передач.
Для разборки необходимо приготовить нужные инструменты: съемник для гнезда картера подшипника первичного вала; медная выколотка; молоток; плоскогубцы; отвертка; торцовый ключ 14 мм; гаечные ключи 10,12,14,и 32мм.
Итак, разборка производится следующим образом.
1. Вывернуть из картера болты
крепления к нему верхней
2. Вывернуть из картера болты
крепления крышки подшипника
первичного вала к нему, снять
ее прокладку. Съемником
3. Раскернить гайку крепления фланца вторичного вала, отвернуть ее, снять шайбу и фланец.
4. Вывернуть из крышки заднего
подшипника вторичного вала
5. Извлечь из картера вторичный
вал вместе с подшипником и
упорным кольцом. Снять с вала
синхронизатор, шестерню
6. Вывернуть из картера болты
крепления крышки заднего
3.2 Дефектация деталей и узлов
Картер коробки передач может иметь следующие дефекты: трещины, износ внутренних поверхностей посадочных мест под подшипники и оси шестерен заднего хода, ослабление посадки штифта и износ или повреждение резьбы.
Возможные места расположения дефектов в картере коробки передач показаны на рис.2
1 — трещины на стенке
картера; 2, 3, 4, 5 — износ отверстий
под подшипники первичного, вторичного
и промежуточного валов
3.3 Методы и
способы восстановления
Трещины в картере восстанавливаются сваркой. Трудность сварки стенок картера, изготовленного из серого чугуна, состоит в том, что в результате
быстрого нагрева, и охлаждения наплавленного метала, и большой усадки
чугунка, при охлаждении, расплавленного состояния, в деталях возникают
значительные, внутренние напряжения, что может привести к образованию трещин.
При восстановлении картеров применяются два способа сварки: горячая с подогревом картера и холодная без его подогрева.
При горячем способе сварки картер подогревается в специальных печах до температуры 600...650 °С. Сварка ведется в ацетилено-кислородной среде.
Горячий способ сварки чугунка обеспечивает высокое качество сварки. однако технология этого способа очень сложная, и поэтому он применяется редко.
Холодный способ сварки чугуна в технологическом отношении проще, и поэтому в авторемонтном производстве он нашел широкое применение. Наиболее часто при этом применяется ручная и полу-автоматическая электродуговая сварка стальними електродами и електродами из цветных металлов и сплавов. Наилучшие результаты дает сварка электродами
МНЧ-1.Сварочный шов при этом состоит из железо-никелевого сплава и обладает высокой прочностью и пластичностью.
При диаметре електрода 1,2—1,6 мм режим сварки следующий: сила тока — 110—220 А; напряжение дуги — 18—22 В; скорость сварки — 10—15 см/мин.
Восстановление внутренних поверхностей подшипников и валов коробки передач возможно проводить железнением (осталиванием) или размерным калиброванием после нанесения клеевой композиции. Способ восстановления внутренних посадочных поверхностей под подшипники размерным калиброванием полимерными материалами наиболее простой и экономичный.
3.4 Сборочные работы осуществляемые в процессе ремонта коробки передач.
Перед сборкой все детали коробки
передач тщательно промывают, просушивают,
каналы продувают сжатым воздухом.
Сборку коробки передач
При этом следует учесть что:
При остывании нагретых деталей возможно заедание блокирующих колец на конусах шестерен. Для исключения этого перед установкой нагретого синхронизатора на вал между блокирующими кольцами и торцами шестерн устанавливают специальную прокладку вильчатой формы, которую удаляют после остывания деталей.
При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливают чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы мешьшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи.
Сборку дифференциала проводят в последовательности, обратной разборке, предварительно смазав моторным маслом полуосевые шестерни и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,3 мм.
Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой для запрессовки сальника штока выбора передач запрессовывайте в гнездо сальник штока, а затемвставляютв отверстие картера шток выбора передач и закрепляют на нем рычаг выбора передач, предварительно обезжирив резьбовое отверстие и винт.
После определения толщины
картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.
Динамометром для проверки момента проворачивания приводной шестени проверяют момент сопротивления проворачивания дифференциала. Для этого нужно пропустить наконечник динамометра через отверстие коробки дифференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси сателлитов.