АИС в области статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Комплекс электронной обработки информации. В СГС информационные технологии базируются на КЭОИ — отраслевом ППП. Комплекс электронной обработки информации — это совокупность программных, технических и организационных средств, предназначенная для решения регламентных задач формирования конкретных форм статистической отчетности. Организация решения задач строится с помощью типовых процедур обработки

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по ИТВЭ.docx

— 532.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Лысьвенский филиал

 

Факультет: высшего профессионального образования

Направление: 080100.62 Экономика 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Информационные технологии в экономике»

Вариант № 13

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы Э 12-1бзу

шифр 12-13

Назарова К.С.

«____»  ______________ 2013 г.

_________________________

(подпись студента) 

 

Проверил

преподаватель  Оленева О.В.

Оценка _____________________

____________________________

(подпись преподавателя)

«___» ____________ 2013 г. 

 

 

 

 

 

 

Лысьва 2013 г.

Оглавление

 

 

 

 

 

Задание 1. АИС в области статистики.

  1. Информационные технологии в области статистики.

 

  Комплекс электронной обработки информации. В СГС информационные технологии базируются на КЭОИ — отраслевом ППП. Комплекс электронной обработки информации — это совокупность программных, технических и организационных средств, предназначенная для решения регламентных задач формирования конкретных форм статистической отчетности. Организация решения задач строится с помощью типовых процедур обработки. Так, например, технологии решения регламентных статистических задач для почтовой отчетности может быть построена на основе следующих типовых технологических процедур эксплуатации КЭОИ:

  1. подготовка к работе с КЭОИ — проводится запись на МД пакета информации и библиотечного массива со всеми элементами информационного фонда КЭОИ (каталогами, словарями, справочниками и др.), при необходимости осуществляется корректировка отдельных элементов информационного фонда;
  2. подготовка исходной информации к обработке — осуществляется визуальный контроль и подготовка форм первичных статистических отчетов, перенос исходной информации этих отчетов на магнитные носители, процедура выполняется только на региональном (районном) уровне;
  3. ввод и запись исходной информации — данные первичных статистических отчетов, размещенные на магнитных носителях, считываются в ЭВМ; осуществляются все виды контроля с выдачей протокола ошибок и корректировка введенной информации — далее информация объединяется с данными каталога в единый массив и копируется для организации архива;
  4. обработка, контроль, корректировка и печать сводных таблиц — происходит формирование на МД промежуточных итоговых числовых матриц и предварительная — «рабочая» — печать сводных таблиц. Здесь пока не используются библиотечные текстовые наборы данных (справочники, словари и др.). Проводится контроль таблиц и, в случае корректировки первичных данных, выполняется повторный счет, контроль и печать отдельных таблиц. Для многих КЭОИ имеется возможность корректировки сформированных результатных числовых матриц без пересчета. Затем печатаются сводные таблицы;
  5. подготовка материалов для передачи на вышестоящий уровень — вывод на магнитный носитель передаваемых на вышестоящий уровень массивов информации в виде промежуточных итоговых числовых матриц или в виде сводных таблиц, полученных в процессе реализации процедур 3 и 4, а также печать справки о передаваемой информации, затем магнитные носители с выходными массивами, итоговые распечатки выходных таблиц, а также контрольные и справочные сведения о передаваемой информации отправляются почтой на вышестоящий уровень. Для ряда КЭОИ отправляются также формы первичных отчетов по определенному составу отчитывающихся предприятий;
  6. подготовка к объединению массивов сводных данных, полученных с нижестоящего уровня — поочередно, для каждого из полученных магнитных носителей, выдаются справочные сведения, осуществляется контроль балансовой и логической увязки показателей таблиц и, в случае необходимости, корректировка и повторная их запись по каждой из объединяемых территорий;
  7. объединение массивов сводных данных, полученных с нижестоящего уровня — предварительное накопление таблиц с объединяемых носителей без суммирования данных — формирование каталога по разрезам обработки (министерствам и ведомствам, отраслям и др.), расчет и печать сводных таблиц по всем разрезам обработки, контроль балансовой и логической увязки этих таблиц. При необходимости производится их корректировка, повторная печать, формирование и печать сводных таблиц по территории в целом, выдача справочных данных о структуре сводной информации на магнитных носителях;
  8. обработка и получение сводных таблиц, отчетность которых нецентрализована (эта процедура во многих КЭОИ выполняется на федеральном уровне) — прием сводных таблиц ряда министерств, отчетность которых не централизована в органах статистики. Подготовка их к вводу в ЭВМ, запись с контролем и корректировкой, а также машинная распечатка сводных таблиц. Информация по нецентрализованным министерствам, полученная в результате этой процедуры, выводится на магнитные носители, которые используются наряду с носителями, полученными с нижестоящего уровня, при выполнении описанной выше процедуры 7;
  9. получение таблиц для местных руководящих органов (операция выполняется на региональном, районном или кустовом уровнях, кустовой уровень может организовываться для ряда региональных (районных) органов статистики, где нет необходимых средств вычислительной техники, удовлетворяющих требованиям системной обработки информации) — формирование промежуточных числовых матриц с данными специальных (не входящих в централизованную разработку) таблиц для местных руководящих органов и печать этих таблиц. Во многих КЭОИ проводится дополнительная разработка первичных отчетов, подготовленных в виде массива исходных данных в процессе реализации процедуры 3, с целью получения сводных таблиц (например, по административным районам) и печать этих таблиц. Специальные сводные таблицы, а также сводные таблицы, полученные в результате дополнительной разработки, передаются местным руководящим органам.

 

  Используется и такой класс КЭОИ, который создается на базе ППП. ППП представляет собой комплекс программных средств с целью решения регламентных задач сводно-группировочного характера. Пакет имеет четко выраженную модульную структуру и стандартные средства взаимодействия посредством управляющей программы. Этот ППП выполняет следующие функции:

  • представляет возможность получения сводных таблиц по единой схеме;
  • устраняет необходимость создавать оригинальные программные средства для каждого вновь проектируемого КЭОИ;
  • допускает корректировку обработки данных без изменения программных средств;
  • сокращает сроки разработки КЭОИ;
  • максимально типизируют проектирование КЭОИ.

 

  Наиболее широкое применение получил пакет «Форма», предназначенный для автоматизации проектирования КЭОИ. Проектирование КЭОИ с использованием ППП «Форма» сводится к формированию настроечной информации двух типов: справочников, жестко привязанных к структуре первичных и сводных отчетов, и различных каталогов и справочников, не зависящих от этих структур. Настроечные массивы первого типа индивидуальны для конкретного КЭОИ, второго — общие для многих КЭОИ. Множество настроечных массивов, используемых в каждом КЭОИ, представляет собой формализованное описание на входном языке ППП постановки соответствующей регламентной статистической задачи.  

Диалог пользователя ППП «Форма» организован по принципу меню. При глобальном диалоге задается следующая последовательность основных программ.  

Программа ввода, контроля и записи первичных отчетов. С ее помощью осуществляется ввод исходных массивов, подготовленных на основе первичных отчетов, собранных в пачки. В первой строке массива указываются код КЭОИ, номер пачки и количество отчетов в пачке; во второй — идентификатор отчета (регистрационный номер объекта по ОКПО); в третьей — строки отчета (код строки и содержание ее граф). После последней строки отчета ставится знак — разделитель отчета.  

Программой выявляются отклонения, вызванные нарушением различных видов арифметического и логического контроля, которые выдаются в форме протокола ошибок. Данные записываются на магнитные носители.  

Описанные выше действия программы выполняются с помощью заранее подготовленных настроечных массивов: описание оглавления первичного отчета, описание структуры первичного отчета и описание каталога первичных отчетов. Оглавление для каждого первичного отчета состоит из одной записи, которая содержит такие характеристики: код КЭОИ, длина логической записи, код территории, количество реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, максимальная размерность массива, признак сортировки отчетов, количество и номер цикла обработки отчетности и др.  

При использовании ППП «Форма» для всех первичных отчетов можно применять единое описание их структуры: параметров, разделов и строк отчета, а также контроля отчета. В описании параметров указывается: признак структуры отчета (фиксированная, переменная или комбинированная); количество фиксированных строк и граф; максимальное количество переменных строк и количество граф в переменных строках. Описание разделов выполняется для фиксированных строк, где указывается количество фиксированных разделов, количество фиксированных строк и количество граф в каждом разделе. В описании строк дается код строки и перечисляются все коды граф, относящиеся к каждой строке. Описание контроля отчетов состоит из совокупности описаний операций контроля: балансовый контроль строк; балансовый контроль граф; сравнение допустимого отклонения от ожидаемых данных по различным строкам и графам с фактическими данными; контроль увязки данных по графам; проверка построчных и постраничных контрольных сумм; проверка нерегламентированных пустых строк и граф. Формула для каждой перечисленной типовой операции контроля имеет свою уникальную конструкцию.  

Корректировка исходных массивов на магнитных носителях производится программой корректировки первичных отчетов только в том случае, если при вводе данных протокол ошибок содержит сведения о нарушениях различных типов контроля. С этой целью предварительно составляется массив корректур, используется описание структуры первичного отчета и каталог первичных отчетов. Корректировка осуществляется до тех пор, пока не закончатся сообщения об ошибках в протоколе ввода, при этом исходный массив преобразуется в откорректированный массив. В процессе корректировки осуществляется также контроль полноты записи исходной информации. Программа допускает замену реквизитов-признаков, замену реквизитов-оснований, удаление отчета или его перевод из списка ошибочных в список правильных. При корректировке первого вида указывается регистрационный номер объекта по ОКПО, номер и новое значение корректируемого признака, а также контрольная сумма предыдущих трех чисел. Для остальных видов корректур применяется бланк корректур со следующими графами: регистрационный номер объекта по ОКПО, код строки, код графы, новое значение данного и контрольная сумма.  

По завершении процесса корректировки запускается программа формирования сводов. Исходные данные для ее функционирования — откорректированный массив, каталог первичных отчетов, определяющий список сводных отчетов. К ним принадлежит первичный отчет и специально подготовленный массив вхождения, предназначенный для описания схемы формирования сводных отчетов. В результате работы этой программы получается выходной массив, содержащий накопленные итоги сводного отчета. Массив вхождения определяет порядок вхождения первичных отчетов в соответствующие сводные отчеты. Он состоит из заголовка и элементов массива вхождения. Заголовок в основном используется для формирования оглавления массива сводного отчета. Кроме этих характеристик массив вхождения включает максимальную глубину вхождения (число разрезов, в которые войдет первичный отчет), количество и порядковые номера реквизитов-признаков в каталоге первичных отчетов, используемых для определения их принадлежности сводным отчетам, а также другие признаки.  

Заключительный этап реализации ППП «Форма» — печать сводных отчетов с помощью соответствующей программы. Исходные данные для работы этой программы — полученный массив сводных итогов, предварительно подготовленные каталог сводных отчетов и описание выходных таблиц. С помощью этой программы можно просмотреть или распечатать сводный отчет. Каталог сводных отчетов применяется для определения перечня выдаваемых сводных отчетов. Он создается на основе массива вхождений.   

Структура выходного отчета состоит из четырех частей:

  1. параметры заголовочного раздела отчета — характеристика размещения заголовков, подзаголовков, рамки с кодами и шапки (наименования и номера граф содержательной части таблицы);
  2. описание текстов — описание символьных текстов, которые включают заголовки, рамки кодов, шапки, боковики и т.д., служит для оформления выходных таблиц;
  3. параметры подготовки производных граф — приводятся, если значения граф можно вычислить, используя исходные графы, для чего указываются номера исходных граф и тип групповой арифметической операции, выполняемой для получения производной графы;
  4. параметры содержательной части таблиц — описание боковика, строк таблицы и порядок расчета производных строк, описание расчета производных строк составляется аналогично описанию производных граф.

 

  На основе ППП «Форма» разработаны и внедрены рабочие проекты системных и локальных КЭОИ для автоматизированного решения около 100 регламентных статистических задач. Его использование позволяет в два—три раза сократить трудовые затраты и значительно уменьшить стоимость проектирования и эксплуатации новых КЭОИ за счет внедрения унифицированных информационных технологий.   

Технологии информационного обслуживания СГС. В СГС значительный комплекс составляют задачи информационного обслуживания.  

Для решения задач информационного обслуживания в системе Госкомстата РФ используются автоматизированные регистры и АБД. Автоматизированные регистры — это комплекс программно-технологических средств, обеспечивающий решение статистических задач автоматизированного ведения регистрового наблюдения. Регистровое наблюдение — это информация о наблюдаемом предприятии, отражающая появление, изменение и выбытие его из регистра. В процессе совершенствования статистики автоматизированные регистры разрабатываются для промышленных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций и других объектов статистического наблюдения.   

Представитель статистического наблюдения — АРПП. В этот регистр включаются показатели основных форм годовой первичной отчетности по статистике промышленности, а также отдельных форм по статистике капитального строительства. Данные АРПП позволяют анализировать производственно-хозяйственную деятельность промышленных предприятий и их совокупность по отраслям, ведомствам и территориям, а также выдачу этих сведений по запросам потребителей в форме соответствующих таблиц.  

Исходный документ для ведения локальной информационной базы АРПП — специальная карточка основных показателей промышленного предприятия, которая составляется на основе различных форм годовой статистической отчетности. В нее входят около 90 показателей, объединенных в следующие группы: основные фонды, труд, себестоимость продукции, энергетическая мощность, капитальные вложения, внедрение новой техники.  

В составе технологии АРПП имеются две маргинальные системы —ведение информационной базы и решение задач с применением этой базы. Система ведения информационной базы состоит в первоначальной подготовке, актуализации и обновлении всех информационных массивов этой базы. Первоначальная подготовка основных информационных массивов включает: подготовку, ввод и формирование первичных показателей за прошлый период, а также подготовку, ввод и формирование массивов динамических рядов. Актуализация основных информационных массивов включает: подготовку, ввод и формирование массивов корректур и корректировку основных массивов. Обновление основных массивов включает: подготовку, ввод и формирование первичных фактических и плановых показателей очередного года, а также обновление основных массивов посредством ввода данных очередного года.  

Вторая система технологии АРПП реализуется посредством набора стандартных выходных таблиц. Эти таблицы регламентируют форму и содержание выходной информации. Регламент решения задач задается запросом, который содержит все необходимые сведения о таблице и объектах учета, о периоде, за который следует вести обработку данных, и т. д. Введенный с терминала запрос проверяется на корректность и переводится в машинное представление. Эта процедура обязательна для любого запроса, так как на основе его информации формируется специальная таблица, с помощью которой организуются обращения к программам обработки. Затем осуществляется построение таблиц информации для формирования рабочих массивов. Рабочий массив состоит из регистрационного номера предприятия и участвующих в обработке первичных показателей, входящих в структуру запроса. Затем из таблиц информационной базы производится выборка необходимых показателей, расчет всех производных величин и формирование записей в соответствии с объектами учета, указанными в запросе. В заключение происходит формирование и выдача выходных таблиц.  

Информация о работе АИС в области статистики