Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:50, курсовая работа
Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа на отраслевые рынки. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа различаются. Степень свободы входа на рынок является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Барьеры входа на отраслевой рынок………………………………………...5
1.1. Подходы к определению барьеров входа на отраслевой рынок…………5
1.2.Классификация рынков по уровню входных барьеров…………………....7
1.3. Виды барьеров……………………………………………………………….9
1.4. Показатели статистики входа фирм на рынок…………………………….14
2. Анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов…16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...31
Большинство видов
административного контроля
К числу нестратегических барьеров социально-экономического характера относят:
1. Емкость отраслевого
рынка. В этом случае
2. Состояние рыночной
инфраструктуры, т. е. развитость
сети транспортного и
3. Капитальные затраты
(минимальный уровень
4. Преимущества в уровне
затрат. Считается, что средние
издержки фирмы, уже
где АСв - средние издержки фирм, действующих на рынке;
АСд - средние издержки фирм, желающих войти на рынок.
Часто также используют показатель, получивший название «индекс барьера»:
где Q - объем выпуска продукции фирмы;
Ч - численность персонала фирмы.
Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.
В практике определения
входных барьеров в нашей
1. Экономические и
- государственная политика
в области инвестиций, кредитов,
налогов, цен, тарифного и
- среднеотраслевая норма прибыли;- сроки окупаемости капитальных вложений;
- неплатежи;
-наличие (отсутствие) эффективной
поддержки малого
2. Административные ограничения:
наличие (отсутствие) ограничений
деятельности продавцов на
3. Неразвитость рыночной
инфраструктуры: наличие (отсутствие)
необходимых средств
4. Влияние вертикального
объединения действующих
5. Стратегия поведения
действующих на рынке
6. Барьеры, связанные с
эффектом масштаба. Если минимально
эффективный масштаб
7. Барьеры, основанные
на абсолютном превосходстве
в уровне затрат. Эти барьеры
возникают в том случае, если
затраты на единицу продукции
уже действующих продавцов
8. Экологические ограничения.
Выявляются факты запрещения
службами экологической
9. Ограничения по спросу.
Высокий уровень
10. Барьеры капитальных
затрат или объемы
К косвенным подтверждениям
наличия (или отсутствия) входных
барьеров относятся факты
1.4. Показатели статистики входа фирм на рынок
В мировой практике для определения уровня входных и выходных барьеров применяют следующие статистические показатели:
1) норма входа фирм на отраслевые рынки:
где Мв - вошедшие за год на рынок фирмы;
Мв+д - действующие на рынке фирмы на конец года;
2) норма проникновения новых фирм на действующий рынок:
где Qв - объем выпуска (продаж) вошедших на рынок фирм;
Qв+д - общий объем выпуска продукции на рынке;
3) норма выхода:
где Му - число ушедших с рынка фирм за анализируемый период;
Мд - общее число действующих фирм на рынке.
К числу статистических
показателей уровня входных
Таким образом, учитывая многоаспектность этого понятия барьера входа, можно заключить, что под барьерами входа фирм на рынок понимается совокупность факторов объективного и субъективного характера, которые либо мешают входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют ее выходу с рынка без существенных потерь.
2. Анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов
Существует множество барьеров, стоящих на пути развития предпринимательства в перспективных, с точки зрения получения прибыли, отраслях российской экономики. Ограничимся анализом перспектив развития предпринимательства на примере рынка транспортировки и сбыта нефтегазопродуктов.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в России, при которой в структуре экспорта преобладают нефтегазопродукты, позволяет предположить, что организация новый фирмы в этой отрасли будет крайне выгодна. Действительно, сама по себе эта отрасль является такой, где норма прибыли высока, а в связи с ростом цен на энергоносители привлекательность этой отрасли возрастает. Однако, и барьеры входа в данную отрасль экономики довольно высоки.
Структуру возможных барьеров, с которыми столкнется предприниматель, можно условно разделить на стратегические и нестратегические. К числу нестратегических барьеров можно отнести ограничения спроса (емкость рынка); преимущества в уровне затрат; состояние инфраструктуры рынка; административные барьеры и степень криминализации экономики. Значение имеют и объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок.
Стратегические барьеры в значительной мере определяются действиями работающих в отрасли компаний и включают ограничивающее вход ценообразование, объем дополнительных инвестиций в оборудование, степень дифференциации продукта и характер долгосрочных контрактов с третьими лицами.
Ограничения спроса (емкости рынка) – достаточно важный нестратегический барьер входа новой фирмы на рынок. Осуществив первоначальные инвестиции и понеся значительные необратимые издержки, предприниматель может обнаружить, что потенциальные покупатели уже нашли своих продавцов, и дополнительный товар некому продавать. Можно увеличить объем предложения нефтегазопродуктов на мировом рынке, но для того, чтобы его продать, придется снизить цену до уровня, не перекрывающего первоначальные издержки. Индикатором отсутствия отграничения спроса может служить тот факт, что рынок рос в последние годы и что он будет расти в ближайшем будущем.
По прогнозам International Energy Agency (IEA), в будущем году мировой спрос на нефть вырастет на 1,1 млн баррелей в день, из которых 670 тыс. будут компенсированы странами, не входящими в ОПЕК. Крупные западные компании увеличивают добычу всего на 2–3%, поэтому существенная часть этого объема будет произведена российскими компаниями. Таким образом, гипотетически емкость рынка, в том числе и той части его, которая приходится на российские кампании, не составляет барьера для входа, поскольку есть достаточно существенный запас, в который могли бы вписаться новые компании, прежде чем им придется столкнуться в конкурентной борьбе с компаниями, доминирующими на отечественном рынке.
Анализ показывает, что некоторые российские компании по темпам роста идут впереди отрасли в целом. Например, органический прирост добычи нефтепродуктов с начала года у Сибнефти составил 28%, у Юкоса – 18%, а у Сургутнефтегаз – 11,7%. Но, с другой стороны, такие крупные, но привязанные к старым истощившимся месторождениям компании, как Татнефть и Башнефть, не могут показать столь впечатляющих результатов и объем добычи не увеличили. Тем не менее, приходится признать, что хотя теоретически место для развития предпринимательства в нефтегазовом секторе есть, воспользоваться данной возможностью будет достаточно трудно, поскольку имеются барьеры, связанные с вхождением в отрасль по уровню затрат.
Барьеры, основанные на преимуществе в уровне затрат. Абсолютные преимущества в уровне затрат означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функции издержек компании, входящей на рынок, так что цена, необходимая для возмещения инвестиций, окажется выше, чем средняя цена отрасли, что затрудняет вход новой компании в отрасль.
Расходы российских компаний на нефтедобычу обычно низки, но к ним добавляются транспортные тарифы, налоги, экспортные пошлины, и другие платежи. В результате, по оценке Standart&Poors, полные издержки к моменту доставки продукции достигают: при цене нефти 18 долларов за баррель – порядка 10 долларов, при 25 долларов за баррель – 13,5 долларов, а при цене в 30 долларов за баррель издержки составлют порядка 18 долларов в расчете на единицу продукции. Ясно, что таких высоких транспортных издержек новая компания не может себе позволить.
Участие в конкурентной борьбе в области средних издержек на разведку и добычу нефти также представляется проблематичным, поскольку создать мощный нефтяной вертикально интегрированный агрегат и претендовать на самостоятельную доставку нефти потребителям новая компания не сможет.
Рассмотрим разработку новых перспективных месторождений. Допустим, что затраты на разведку и разработку новых месторождений для всех компаний примерно одинаковы. Такое допущение логически возможно, так как будь то уже существующая или вновь созданная компания, если она захочет разрабатывать новое месторождение, то она также будет покупать лицензию, проводить разведывательные работы и т.д. Конечно, при более детальном исследовании, не стоит забывать о ряде преимуществ уже сложившихся компаний. Это и их гудвил, что может помочь при получении лицензии, и связи, и опыт, и необходимые финансовые ресурсы и активы, но для простоты анализа воспользуемся предпосылкой о равенстве средних издержек разведки и разработки месторождений. Таким образом, основная конкурентная борьба ждет новую компанию в области затрат на добычу нефти.
Информация о работе Анализ барьера входа на отраслевой рынок