Анализ цен и инфляции в Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

амурск обл.docx

— 345.06 Кб (Скачать файл)

Статистика цен

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.

1. Теоретические основы  статистики цен

1.1. Понятие и сущность  цен и инфляции

1.2. Задачи статистики  цен

1.3. Система показателей  статистики цен

1.4. Принципы и методы  регистрации цен

1.5. Методы расчета и  анализа индексов цен .

1.6. Методы оценки уровня  и динамики инфляции

2. Анализ цен и инфляции  в Амурской области

2.1. Расчет и анализ  индексов цен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Переход к рыночной экономике  наполняет новым содержанием  работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций  и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в  связи с этим важную роль приобретает  такой раздел статистики, как статистика цен.

Кроме того, статистика цен  играет немаловажную роль для принятия решений и в макроэкономике, десятилетие  рыночных реформ привело к обнищанию  жителей России и падению доходов  более 27 % населения ниже прожиточного минимума. Именно по этому важнейшее  значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.

В данной работе рассматриваются понятие и сущность цен и инфляции, задачи статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической части работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.

Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же провести статистический анализ цен в Амурской области.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН

 

1.1. П о н я т и е и с у щ н о с т ь ц е н и и н ф л я ц и и

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому  во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

С другой стороны, цена - сумма  денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования  и изменения представляют собой  предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий  политику и конъюнктуру рынка  (соотношение спроса и предложения,  торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень  конкурентоспособности на рынке  и т. д.);

- маркетинговый регулятор  рынка, с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение,  структуру и емкость рынка,  покупательную способность рубля,  оборачиваемость товарных запасов  и т. д. В качестве регулятора  цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются  мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет  различные функции. Цена - это посредник  и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между  денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию вызывает ряд  взаимозависимых причин:

- инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства;);

- рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы  и цен подталкивают друг друга, и  умеренная инфляция при соответствующей  политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители  и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные  расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете  на их удорожание, растет спекулятивная  деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.

1.2. З а д а ч и с т а т и с т и к и ц е н

В основу современной классификации  концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация  включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика состояния  (конъюнктуры) рынка. Решая эту  общую задачу в условиях рынка,  статистика рассматривает поведение  цен как опосредованную реакцию  на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность  спроса и предложения, рост  и дифференциация доходов населения,  изменение цен на взаимосвязанные  товары, изменение уровня качества  товаров и требований к нему  и т. д.).

2. Характеристика цены  как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика  изучает возможности и степень  воздействия цен на производство (в том числе и с помощью  налогов, заложенных в структуру  цены), обращение (от цены зависят  скорость оборота и издержки  обращения), спрос. Общепризнанная  обратная зависимость между ценой  и спросом не всегда подтверждается  на практике, например в случае  «престижной» цены или цены  «показателя качества». Статистика  цен имеет возможность обосновать  экономические рычаги для маркетингового  регулирования рынка.

3. Анализ цен с позиции  маркетингового управления ценообразованием  и государственного регулирования  цен. Решение этой задачи предполагает  статистически выявить закономерности  ценообразования, поведения цен  и поведения покупателя, установить  влияние их на уровень жизни,  смоделировать и осуществить  прогноз изменения цен.

Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.

1. С позиции государства:  изучение цены как орудия социальной  и экономической эффективности  рынка, как фактора уровня жизни,  как главной составляющей инфляционных  процессов; изучение влияния цен  на рынок труда, прогнозирование  последствий изменения цены; изучение  цены в роли дефлятора для  пересчета стоимостных показателей:  как важнейшего фактора формирования  бюджета; статистическое изучение  цен, моделирование их закономерностей  для принятия решений по ценообразованию,  для контроля над денежным  обращением в стране; анализ цен  с целью регулирования уровня  цен на стратегические и жизненно  важные товары, для выявления  отраслей, в которые невыгодно  вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя,  продавца: изучение цен как инструмента  маркетинга, анализ внутривидовых,  региональных уровней цен и  их дифференциации, моделирование  взаимосвязи цен и качественных  характеристик товара, структуры  цен в отрасли, изучение цен  альтернативных товаров и других  субрынков и т. д.

3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской  корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния  на уровень жизни раз личных  социальных групп населения; анализ  соответствия цен качеству товаров  и уровню доходов, предпочтениям  потребителей; выявление ассортиментной  дифференциации цен как фактора  выбора (вынужденности) покупки и т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с  помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

- регистрацию цен, наблюдение  за их изменением;

- анализ уровня цен,  его дифференциации;

- характеристику структуры  цен;

- изучение соотношений  цен различных товаров, субрынков  и перекрестной эластичности  цен;

- оценку, анализ и моделирование  колеблемости, цикличности и сезонности цен;

- региональный анализ  цен;

- анализ и моделирование  динамики цен;

- выявление и моделирование  факторов, влияющих на уровень,  вариацию и динамику цен; 

- прогнозирование цен.

1.3. С и с т е м  а п о к а з а те л е й с т а т и с т и к и ц е н

Цены - сложная система, составной  элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует  развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей  должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам.

Таблица 1. – Система показателей  статистики цен 

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная цена товарного  вида, сорта товара-представителя

 

Средний уровень

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей

 

Обобщающий уровень

Стоимость потребительской  корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого  элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных  цен; соотношение структурных элементов  розничных цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения  цен регионов, субрын-ков, товаров

Отношение цен товаров  к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень  устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариа-ции цен в прос-транстве (социаль-но-экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных  товаров по уровню цен); уровень территориальной  колеблимости цен; уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)


 

Продолжение таблицы 1.–  Система показателей статистики цен.

 

Блоки

показателей

Показатели

Субпоказатели

Динамика цен

Показатели динамики отдельных  товаров-представителей, товарных групп, всех товаров

Индивидуальные индексы  цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних  цен; тренд цен

 

Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям

 

Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен

 

Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки

Эластичность

Показатели зависимости  цен от социально-экономических  факторов, зависимости цен одних  товаров от цен других

Эмпирический коэффициент  эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности


 

Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение  различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе  показателей статистики цен. Возможность  для населения выбора товаров  с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному  уровню дохода и потребительским  требованиям, определяет необходимость  использования в системе показателей  статистических оценок соответствия и  отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий  и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения  товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и  динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен  и статистики цен рыночных структур.

 

2.4. П р и н ц и п ы и м е т о д ы р е г и с т р а ц и и ц е н

Существуют две концепции  регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный  и сплошной учет цен, который в  известной мере был оправдан в  условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.

По мере расширения объема и ассортимента товаров стали  накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение  цен, обусловленное появлением якобы  «новых» видов товаров, и скрытое  нарастание инфляционных процессов, так  как не считались изменением и  не учитывались в индексе новые  цены на ранее не выпускавшиеся разновидности  товара, временные цены на товары улучшенного  качества, уценка залежалых товаров  и т. п.

Информация о работе Анализ цен и инфляции в Амурской области