Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.
Дефлятор валового
внутреннего продукта (ДВВП) оценивает
степень инфляции по всей совокупности
благ, производимых и потребляемых
в государстве, учитывает не только
изменение цен товаров
В России ИПЦ исчисляется за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года по модифицированной формуле Ласпейреса:
(10)
где p(t-1)q0 = p0q0 × p1/p0 × p2/p1 ×…× pt/p(t-1) .
Модификация состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цены, т. е. В каждый период времени базовые веса умножаются на последнее значение индекса цен.
ДВВП в большинстве стран определяется по методу Пааше. Известная формула может быть представлена в виде:
(11)
Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые особенности: сначала с помощью индексов цен или физического объема (в зависимости от имеющейся базы) производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного использования, в ценах предыдущего года. Затем по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП определяется путем перемножения всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до - базисного года.
Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:
N=(It - It-1) / It (12)
где It и It-1 – индексы цен смежных периодов.
Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если N составляет 1 – 9 %, инфляция называется «ползучей», 10 – 49 % - «галопирующей». В случае 50 % и более в месяц - экономика «больна» гиперинфляцией.
Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:
IП.С.= 1 / Ip (13)
Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не обеспеченная соответствующим количеством товаров и услуг. Величина денежной массы зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Теоретически относительный рост денежной массы при замедлении оборота денег может не привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на депозиты. Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает покупателей к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции, зависит от ее физического объема и цен товаров. Поскольку товарная и денежная масса стремятся к рыночному равновесию, то рост средних цен товарной массы определяется размером изменения ее физического объема, массы денег в обращении и скорости их обращения
Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы (в постоянных ценах).
Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и остатки наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с учетом размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.
Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью ряда показателей:
- соотношения денежной и товарной массы в статистике и динамике;
- соотношения темпов роста денежной эмиссии и цен;
- соотношения темпов роста доходов и цен.
Изменение номинальных доходов (p1q1-p0q0) складывается из изменения реальных (пересчитанных в сопоставимые цены) доходов (p0q1-p0q0) и роста доходов за счет изменения цен (p1q1-p0q1). Сопоставление этих показателей покажет размер потерь (прироста) реальных доходов, или насколько рост доходов населения возмещал его потери от обесценения денег. Аналогично осуществляется анализ реальных потерь денежных накоплений населения.
В качестве информационной базы для анализа инфляции используются различные источники. Цены на товары и услуги-представители собираются статистикой методом выборочного наблюдения; структура потребительских расходов определяется статистикой семейных бюджетов в ходе регулярных обследований; система статистической отчетности получает данные о товарообороте; сведения о денежной массе статистические органы получают от банков; баланс денежных доходов и расходов населения позволяет определять затраты на приобретение товаров и услуг.
.
2.1. Р а с ч е т и а н а л и з и н д е к с о в ц е н
Для применения на практике представленной в первой части информации рассмотрим цены в Амурской области за период с 1998 по 2002 годы.
Большой интерес
для статистического анализа
представляют данные о средних ценах
в Амурской области. В табл. 2 представлены
данные о средних ценах на некоторые
продовольственные и
Таблица 2. – Средние цены на некоторые продовольственные и непродовольственные товары.
Рублей за килограмм, литр, штуку
1995 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. | |
Продовольственные товары: | |||||
мясо и птица |
36,03 |
39,67 |
43,24 |
49,27 |
74,95 |
колбасные изделия |
44,20 |
53,22 |
72,14 |
74,01 |
93,29 |
рыбопродукты |
23,90 |
25,00 |
32,76 |
42,86 |
46,18 |
молоко и молочная продукция |
9,28 |
10,93 |
17,61 |
17,48 |
12,62 |
сыр |
51,89 |
53,84 |
77,12 |
90,10 |
113,79 |
яйца |
16,45 |
17,12 |
13,59 |
17,41 |
22,42 |
сахар-песок |
15,45 |
17,04 |
10,70 |
17,39 |
15,89 |
хлебобулочные изделия |
3,99 |
4,87 |
9,38 |
9,61 |
10,57 |
Непродовольственные товары: | |||||
костюм мужской |
817,34 |
833,50 |
1461,03 |
1530,73 |
1730,88 |
ботинки кожаные |
663,76 |
735,59 |
806,58 |
1095,02 |
1238,89 |
моющие средства (за кг.) |
25,82 |
35,09 |
49,61 |
50,82 |
53,61 |
табачные изделия |
4,60 |
5,99 |
6,73 |
7,02 |
7,22 |
электропылесос |
935,37 |
1170,00 |
2086,65 |
1982,26 |
2113,00 |
пиломатериалы (за м3) |
540,46 |
600,00 |
115,00 |
1445,00 |
1900,00 |
Эритромецин (за 10 таблеток) |
9,34 |
10,43 |
16,77 |
22,35 |
21,83 |
бензин |
3,06 |
3,23 |
7,85 |
9,53 |
9,77 |
Кроме потребительских цен, для статистического анализа важны цены производителей промышленной продукции (табл. 3).
Таблица 3. – Средние цены производителей на основные виды промышленной продукции.
В рублях
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. | |
Электроэнергия, тыс. кВт час. |
457,61 |
463,62 |
449,06 |
649,31 |
Уголь бурый, т. |
200,00 |
200,00 |
200,00 |
291,70 |
Древесина деловая, м3. |
612,34 |
644,22 |
736,80 |
861,57 |
Железобетонные конструкции, м3 |
1525,85 |
1665,57 |
1787,64 |
2092,62 |
Кирпич, тыс. усл. кирп. |
1131,25 |
1261,24 |
1998,00 |
2066,53 |
Макаронные изделия, т. |
9532,25 |
9958,00 |
9958,00 |
9812,87 |
Спирт этиловый, дкл. |
102,36 |
118,15 |
175,00 |
182,45 |
Мясо, т. |
37225,58 |
38004,43 |
39003,43 |
43716,49 |
Молочная продукция, т. |
19258,63 |
20379,11 |
16653,89 |
18529,77 |
Мука, т. |
5124,25 |
5399,95 |
4819,51 |
5648,79 |
Комбикорма, т. |
2032,78 |
2065,00 |
4500,00 |
3800,00 |
Средние цены являются показателями, на основе которых вычисляют индексы цен, показывающие изменение цены.Рассмотрим динамику индексов цен по секторам экономики (табл. 4).
Таблица 4. – Динамика индексов цен по секторам экономики в 1995 – 2001 гг. в Амурской области.
в процентах
Индексы | ||||
Потребитель-ских цен |
цен произво-дителей про-мышленной продукции |
цен произво-дителей в строительстве |
тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом | |
1995 г. |
220,4 |
251,2 |
262,0 |
210,9 |
1996 г. |
122,1 |
142,1 |
147,1 |
132,0 |
1997 г. |
112,0 |
115,3 |
113,7 |
100,0 |
1998 г. |
171,5 |
111,2 |
105,8 |
100,0 |
1999 г. |
124,0 |
121,4 |
134,1 |
131,0 |
2000 г. |
118,0 |
108,4 |
130,5 |
181,7 |
2001 г. |
119,7 |
134,8 |
133,8 |
150,9 |
Вычисления произведены на основании ежемесячных данных об индексах цен по секторам экономики.
Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы в период с 1995 по 1997 г. наблюдалось заметное снижение индексов цен во всех секторах экономики. Кризис 1998 г. вызвал резкое увеличение потребительских цен на 71,5 %. В других секторах экономики наблюдалось, наметившееся в предыдущие годы снижение темпов роста цен. Но уже в следующем 1999 г. произошел скачек роста цен, и индексы цен составили 121,4 % (производители промышленной продукции) до 134,1 % (производители в строительстве). В 2000 г. наблюдалось снижение индексов цен во всех секторах экономики, кроме тарифов на грузовые перевозки (181,7 %). В 2001 г. вновь наблюдался заметный скачек цен.
Цены производителей промышленной продукции за последние годы значительно выросли (табл. 5). Более всего подорожала продукция мясной промышленности, электроэнергетики, топливной, молочной и кондитерской промышленности.
Таблица 5. – Индексы цен производителей промышленной продукции.
В процентах
Годы | |||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |
Индексы цен производителей промышленной продукции |
251,2 |
142,1 |
115,3 |
111,2 |
121,4 |
108,4 |
134,8 |
в том числе: | |||||||
средства производства |
234,7 |
112,7 |
100,9 |
100,1 |
100,9 |
194,0 |
104,0 |
промежуточные товары |
222,4 |
124,8 |
100,2 |
100,4 |
126,9 |
103,0 |
136,8 |
потребительские товары |
274,8 |
158,1 |
161,4 |
158,2 |
135,6 |
117,0 |
113,6 |
Как видим из анализа таблицы, до 2000 г. темп роста цен на потребительские товары промышленности опережал темпы роста цен на средства производства и промежуточные товары. В 2000 г. произошел скачок цен на средства производства, а в 2001 г. наибольшим был индекс цен на промежуточные товары.
Изменение курса доллара по отношению к рублю определяет динамику цен на потребительском рынке. На протяжении рядя лет курс российского рубля был нестабильным, не прекращался и рост потребительских цен на товары.
В табл. 6 представлены индексы цен на основные группы продовольственных и непродовольственных товаров, вычисленные на основании формулы (1), с использование данных табл. 2.
Табл. 6. – Изменения цен на основные группы товаров на потребительском рынке.
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. | |
Все товары |
182,1 |
125.2 |
115,6 |
114,6 |
Продовольственные товары |
186,1 |
122,2 |
115,7 |
115,8 |
В том числе: |
||||
мясо и птица |
223,2 |
115,5 |
120,4 |
132,1 |
колбасные изделия |
182,0 |
138,2 |
104,3 |
120,2 |
рыбопродукты |
210,3 |
117,1 |
126,5 |
128,7 |
молоко и молочная продукция |
174,3 |
126,3 |
112,4 |
115,5 |
Сыр |
169.9 |
135,7 |
113,6 |
118,6 |
Яйца |
174,9 |
79,8 |
128,1 |
128,2 |
сахар-песок |
231,9 |
63,8 |
161,5 |
91,3 |
хлебобулочные изделия |
109,5 |
118,1 |
102,7 |
108,8 |
Непродовольственные товары |
117,8 |
133,4 |
115,4 |
111,8 |
в том числе: |
||||
одежда |
168,9 |
141,4 |
116,5 |
112,6 |
обувь |
192,4 |
120,2 |
121,5 |
114,4 |
моющие средства |
210,9 |
140,1 |
102,0 |
104,5 |
табачные изделия |
200,7 |
114,5 |
103,1 |
102,5 |
электротовары |
188,6 |
125,4 |
111,7 |
108,7 |
стройматериалы |
113,5 |
155,5 |
134,1 |
115,5 |
медикаменты |
189,3 |
140,0 |
118,1 |
99,1 |
топливо |
107,3 |
104,8 |
120,7 |
142,8 |
Как можно заключить
из анализа таблицы, до 2000 г. цены на
продовольственные товары росли
быстрее, чем на непродовольственные
(за исключением 1998 г.), но в 2001 г. индексы
цен непродовольственных
Среди непродовольственных
товаров больше всего за последние
годы выросли цены на мясо и птицу,
колбасные изделия и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие
рыночного механизма и
вместе с тем органично входят
в систему показателей уровня
жизни, финансовой деятельности, служат
в качестве дефляторов любых стоимостных
показателей. Анализ цен - важное условие
статистического обеспечения
Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен.
Современная методология регистрации цен соответствует международной статистической практике и базируется на использовании выборочного метода. Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий.
Раскрыта методология изучения уровня и структуры цен. Наряду с расчетом средних цен вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя как наиболее обобщающий и объективный показатель уровня цен, позволяющий к тому же дифференцировать понятие «уровень цен» по социальным группам населения.
Центральным моментом в анализе
цен остается использование индексного
метода. Проведено изучение различных
концепций индексов цен, раскрывают
современную методологию
Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса, показаны методы изучения инфляции.
В целях создания инструмента
ценообразования и
Все вышеперечисленное применено на практике при анализе цен и инфляции в Амурской области.
Информация о работе Анализ цен и инфляции в Амурской области